Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
232 при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Психологический контакт – это… процесс взаимного понимания» (Порубов Н.И., 1973). Данная позиция исходит прежде всего из эмпатийной составляющей взаи- модействия, опирающейся на эмоционально-оценочную компо- ненту в понимании того, что недопустимо рассматривать след- ственное действие как борьбу, конфликт, поскольку такая его оценка предопределяет проникновение в процесс уголовного су- допроизводства незаконных и неэтичных методов воздействия
(Пантелеев И.Ф., 1982).
Без сомнения, с точки зрения общих этических начал и положе- ний профессиональной (следственной) этики рассматриваемое по- нимание природы психологического контакта наиболее оптимально.
В теории именно такое понимание составляет суть взаимодействия лиц с выраженными антагонистическими установками. Следова- тель в своей деятельности ориентирован на раскрытие и расследо- вание преступного события, на получение информации, основыва- ясь на которой суд предопределит виновному определенный объем лишений. Обвиняемый, в случае если он действительно совершил преступление, крайне не заинтересован в объективном рассмотре- нии своего дела, желая либо полностью, либо частично смягчить последствия эффективной работы следователя. Если обвиняемое лицо и лицо, совершившее преступление, не совпадают, то в ходе следственного действия воспринимать следователя как человека, пытающегося разобраться в перипетиях уголовного дела, обвиня- емому субъективно сложно, негативное восприятие следователя в такой ситуации, скорее, показатель неестественно развитого аналитического уровня обвиняемого. Следователю воспринимать положительно человека, который активно противодействует ему, даже без учета склонности к обвинительному уклону, проистека- ющему из профессиональной деформации первого, также пробле- матично.
Не стоит полагать, что антагонистические установки свой- ственны только недобросовестным обвиняемым, подозреваемым и иным участникам следственного действия, с одной стороны,

Тема 7. Криминалистическая психология
233 и следователю – с другой. Добросовестный свидетель, как и доб- росовестный потерпевший, находящийся под угрозой санкций ст. 307 УК РФ (Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод), также не может доверять следователю полностью и чувствовать во взаимодействии с ним участие в «процессе взаимного понимания».
Абсурдность ситуации эмоционального взаимопонимания анта- гонистических сторон, естественно, обусловливает либо абсурд- ность приемов достижения этого состояния, либо ярко выраженный характер обмана, составляющий содержание тактических приемов по достижению этого мифического психологического контакта.
Таким образом, обе стороны объективно не имеют выраженной возможности позитивного восприятия друг друга, эмоционального сопереживания друг другу и не могут ориентироваться на «обще- ние, основанное на доверии».
Недостижимость эмоционального взаимопонимания в боль- шинстве случаев объективно накладывает свой отпечаток на со- держание тактических приемов его достижения.
Даже поверхностный анализ тактических приемов, направлен- ных на достижение психологического контакта в рассматриваемом понимании, демонстрирует нам их предельную неконкретность и спорную реализуемость. Какова тактическая ценность предваря- ющей следственное действие рекомендуемой многими криминали- стами беседы на близкую лицу тему? Стремящаяся к нулю. Данная тактическая рекомендация не включает в себя способ получения информации о том, какая тема близка этому лицу. Такая рекомен- дация не включает в себя понимание готовности обсуждения кон- кретной темы с конкретным лицом (следователем). Она также не включает в себя понимание следователем готовности обсуждения конкретной темы в конкретных условиях (в кабинете следователя, в месте жительства лица, в месте его работы или на «нейтральной» территории).
Если исследователь будет утверждать, что ответ на все эти во- просы – удел следователя, адаптирующего конструкцию теорети- ческого приема в реальную жизнь, то логичен вопрос – а зачем


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
234 вообще нужен этот исследователь? Для того, чтобы формулиро- вать понятные любому разумному человеку рекомендации, обла- чив их в наукоемкие формулы? Или все-таки для того, чтобы раз- работать детализированный алгоритм тактического воздействия на лицо в определенной ситуации?
Повторим уже не раз ранее озвученное – в рамках понимания психологического контакта как формы эмоционального взаимо- понимания и взаимосопереживания разработать содержательно полноценные тактико-криминалистические рекомендации крайне проблематично, если вообще возможно.
Сторонники второго подхода полагают, что психологический контакт – это форма активного взаимодействия следователя и его контрагента, безотносительно эмоционального отношения сторон друг к другу. Содержанием психологического контакта в рассмат- риваемом случае выступает готовность к совместной деятельности сторон, пусть и в возможной конфликтной форме. Для данной формы психологического контакта в полном объеме характерны элементы критической оценки собеседниками друг друга.
В рамках рассматриваемого подхода психологический контакт определяется как «согласованное деловое взаимоотношение сле- дователя со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняе- мым, которое возникает на основе правильной позиции следователя и поведения допрашиваемого» (Доспулов Г.Г., 1976). В.Л. Василь- ев видит цель такого психологического контакта в нахождении общих интересов следователя и его контрагента, т.е. в переходе в процессе допроса от психологического «я» к психологическому
«мы» (Васильев В.Л., 1988). Данные позиции исходят прежде все- го из деятельностной составляющей взаимодействия, опирающей- ся на рационально-оценочную компоненту.
Говоря о достижении психологического контакта как формы активного взаимодействия следователя и его контрагента вне зави- симости эмоционального отношения сторон друг к другу можно вести речь о двух различающихся способах.
Первый способ сводится к созданию у лица положительно окрашенного образа следователя. Он достигается посредством

Тема 7. Криминалистическая психология
235 рекомендаций вести себя таким образом, который для этого лица привычен.
Понятно, что моделировать тысячи оптимальных сценариев взаимодействия с конкретным человеком на допросе или в иной ситуации нецелесообразно. Речь идет о типовых поведенческих алгоритмах взаимодействия, каждый из которых комфортен кон- кретному типу личности и количество которых достаточно ограни- чено. Мы уже говорили, что для достижения криминалистически значимых задач исследования личности оптимальна доработанная типология акцентуированных типов.
Особенности поведения каждого человека, отклоняющиеся от типовых, выявляются в процессе анализа результатов его поведе- ния и также ситуационно заимствуются следователем.
Второй способ базируется на создании у контрагента следова- теля иллюзии его сродства со следователем, идентичности их внутреннего мира и основных установок. Реализацией рассматри- ваемого способа является «зеркалирование» следователем собе- седника. Конечно, речь необходимо вести не о банальном повто- рении его жестов и фраз, хотя, конечно, на небольшом количестве неуверенных или находящихся в состоянии сильной ситуационной тревоги лиц может сработать и это. Говоря о «зеркалировании», т.е. демонстрации следователем своей психической идентичности собеседнику, мы подразумеваем использование неосознаваемых контрагентом следователя речевых символов, наиболее комфортных для допрашиваемого. Исследования Т.А. Алексеевой показали, что каждый тип личности характеризуется склонностью к использова- нию определенного комплекса речевых символов, на которых строятся позитивные установки мировосприятия и деятельности
(Алексеева Т.А., 2014–2019). Именно использование данных сим- волов следователем формирует у его контрагента психологически комфортную установку на взаимодействие со следователем.
Сторонники третьего подхода полагают, что психологический контакт – это форма минимального взаимодействия следователя и его контрагента, определяющая возможность получения следова- телем от этого лица криминалистически значимой информации


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
236 о преступном событии. В рассматриваемом случае под психологи- ческим контактом подразумевается не столько эмоциональная со- ставляющая, как в первом подходе, и не столько коммуникативная составляющая взаимодействия сторон, как во втором, сколько составляющая информационная. Сторонники рассматриваемого подхода в понятие «психологический контакт» включают возмож- ность следователя в одностороннем порядке получать информа- цию от его контрагента.
Если следователь сможет получать информацию, анализируя, к примеру, ритмику дыхания лица или движения его глазных яблок, жестикуляцию или проявления вегетативных реакций, то с позиций третьего подхода можно говорить о наличии психологического контакта.
Как становится понятным, достижение психологического кон- такта как минимального взаимодействия следователя и его контр- агента, определяющего возможность получения первым кримина- листически значимой информации о преступном событии, наибо- лее актуально для выраженных конфликтных ситуаций в ходе следственных действий, когда, например, допрашиваемый избира- ет тактику отказа от дачи показаний. В подобной ситуации для следователя становится актуальным получение любой криминали- стически значимой информации, даже не имеющей возможности быть закрепленной в рамках проводимого следственного действия.
К громадному сожалению, тактический потенциал современ- ной криминалистики в области взаимодействия в рамках психо- логического контакта в рассматриваемом понимании крайне мал.
К тому же он не просто не признан криминалистическим сообще- ством как актуальный, но и имеющиеся в этой области тактиче- ские разработки регулярно подвергаются агрессивной критике со стороны исследователей-криминалистов, традиционно сконцен- трированных на исследовании теоретических криминалистических проблем.
Положительным является медленное признание сегодня частью криминалистов актуальности исследования проблем разнообраз- ных техник профайлинга, использование которых в тактическом

Тема 7. Криминалистическая психология
237 аспекте наиболее характерно как раз в рамках третьего понимания природы психологического контакта.
Профайлинг в сегодняшнем понимании – понятие, появившееся достаточно недавно и несколько нарушившее существующую стройную терминологическую картину в области использования знаний о человеке в процессе расследования. Лингвистически профайлинг есть просто транскрипция термина «профилирование»
(profilling) и, по сути, является дублированием этого термина.
Вспомним, что проблема отсутствия согласованной терминологии – одна из центральных для криминалистического профилирования.
Что же такое профайлинг, а также какова обоснованность и необ- ходимость существования данного термина?
Под профайлингом понимается «система социально-психоло- гических методов и методик диагностики комплекса личностных черт, включая декларируемые и скрываемые мотивы и стремле- ния» (Статный В.М., Спирица Е.В., Иванова А.М., 2014). Содер- жательно в профайлинг включают:
– методику построения психологического профиля по результа- там анализа места происшествия;
– методику анализа эмоционального состояния по результатам анализа его невербальной составляющей (жестикуляции и мимики);
– методику определения неистинности показаний по результа- там анализа его невербальной составляющей (жестикуляции и ми- мики).
Как легко можно понять, в содержание профайлинга включили совершенно разновекторную познавательную деятельность, объ- единенную только общими признаками механизма выражения внутреннего психического напряжения вовне. Именно методики профайлинга позволяют сконструировать тактические приемы до- стижения психологического контакта как формы минимального взаимодействия следователя и его контрагента, определяющей возможность получения следователем от второго лица криминали- стически значимой информации о преступном событии.
В завершение отметим, что, возможно, правильнее говорить не о трех пониманиях природы психологического контакта, а о трех


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
238 его типовых проявлениях. Необходимо только помнить, что пси- хологический контакт как форма оптимального взаимодействия
(первая форма) на практике встречается очень редко. Психологи- ческий же контакт как форма минимального взаимодействия следователя и его контрагента (третья форма) требует достаточно отработанных навыков в области анализа поведенческих реакций в процессе включенного наблюдения.
Психологический контакт как форма активного взаимодействия следователя и его контрагента (вторая форма) встречается в боль- шинстве ситуаций и требует специальных навыков гораздо в меньшей степени, чем в ситуации, характеризующейся минималь- ной степенью взаимодействия. Таким образом, сегодня актуально увеличение тактических приемов оптимизации второй формы пси- хологического контакта.
Таким образом, частные вопросы в рамках криминалистиче- ской психологии целесообразно рассматривать в контексте психологических аспектов проведения конкретных следственных действий.
Основные понятия темы: тактический прием, агрессивная роль, дружелюбная роль, казенная роль, психологический контакт, профайлинг.
Литература
1. Ахмедшин Р.Л. Тактика экспериментальных следственных дей- ствий. М. : Юрлитинформ, 2017. 319 с.
2. Ведерников Н.Т. Избранные труды. Томск : Изд-во Том. ун-та,
2009. Т. 1. 205 с.
3. Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Смоленск : Типо-лит. насл. Ф.В. Зельдович, 1895.
4. Димитров А. Психология предварительного следствия : учеб. посо- бие. М. : МПСИ, 2007.
5. Лебедев И.Б., Цветков М.Л. Психология в правоохранительной дея- тельности. М. : Щит-М, 2003. 309 с.
6. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология.
М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2002. 448 с.

Тема 7. Криминалистическая психология
239 7. Черкасская Г.В. Управление конфликтами : учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт,
2018. 236 с.
Контрольные вопросы
1. В чем причины возникновения единого предмета у криминалисти- ческой тактики и криминалистической психологии?
2. В чем особенности каждого из периодов становления криминали- стической тактики?
3. Чем содержательно определяется отыгрывание дружелюбной роли следователем?
4. Чем содержательно определяется отыгрывание агрессивной роли следователем?
5. Чем содержательно определяется отыгрывание казенной роли сле- дователем?
6. Какие техники профайлинга вам известны?
7. Какие три вида (формы) психологического контакта вы знаете?


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
240
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28