Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
250 вероятного моделирования деятельности преступника и последу- ющего анализа его деятельности. Отметим одну особенность не- произвольного внимания – в ситуации сильного стресса, когда происходит сужение познавательных возможностей личности, не- произвольное внимание выступает как основное. Преступление – это всегда стресс для преступника. Направление отхода с места преступления, сокрытие следов преступления и многие иные моменты осуществляются при использовании преимущественно неосознанного внимания. На понимании данной особенности по- строена методика анализа аномалий. Выделяют три основных типа аномалий.
– Аномалия цвета. В ситуации стресса мы неосознанно фикси- руем внимание на объектах, выделяющихся своим цветом из окружающей обстановки. К ориентации на аномалию цвета в большей степени склонны несовершеннолетние лица и лица с нарушенным зрением.
– Аномалия плотности. В ситуации стресса мы неосознанно фик- сируем внимание также на областях пространства, выделяющихся плотностью насыщенности по сравнению с окружающей обстанов- кой в целом. К ориентации на повышенную аномалию плотности в большей степени склонны лица, условия проживания которых ха- рактеризуются значительной областью контролируемого простран- ства. К ориентации на пониженную аномалию плотности в большей степени склонны лица, условия проживания которых характеризуют- ся небольшой областью контролируемого пространства.
– Аномалия объекта. В ситуации стресса мы неосознанно фик- сируем внимание также на конкретных объектах, выделяющихся степенью характерности по сравнению с окружающей обстановкой в целом. К ориентации на аномалию объекта склонны лица, для которых данный объект является привычным, что обусловлено личностными свойствами, профессиональными качествами и ха- рактерными для лица интересами.
В процессе проведения осмотра места происшествия участки аномалий необходимо фиксировать в целях повышения внимания при проведении поисковых мероприятий на данном участке.

Тема 8. Психологические аспекты проведения осмотра
251
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28

Организационная деятельность следователя
в процессе проведения осмотра места
происшествия: психологические аспекты
Основным принципом организации деятельности следователя при проведении осмотра места происшествия является единое руководство осмотром.В осмотре места происшествия, помимо следователя, принимают участие оперативные работники, экспер- ты, специалисты. При производстве осмотра группой работников должно быть единое руководство осмотром, чтобы избежать не- согласованных действий, способных привести к порче следов и изменению положения и состояния тех или иных объектов.
Следователь планирует осмотр, распределяет обязанности между его участниками, определяет границы территории, подлежащей осмотру, и направление движения. Группа работает эффективно в тех случаях, когда имеется аналитико-координационный центр, выполняющий задачи координации действия участников осмотра, анализа целесообразности их действий, но лишь в определенных пределах, так как присутствующие при осмотре места происше- ствия лица в отношении совершения определенных действий могут знать гораздо больше самого следователя. Поэтому следо- ватель осуществляет не детальную, а общую координацию дей- ствий.
Есть еще одна причина нецелесообразности допущения анархии при проведении осмотра места происшествия. Дело в том, что эти- ческий и интеллектуальный потенциал группы равен не сумме эти- ческой и интеллектуальной составляющих ее участников, а стре- мится к потенциалу наименее развитого члена группы.
Одним из важных этапов реализации организационной функ- ции является руководство принятием решения группы по страте- гии осмотра.
Какой бы психически многогранной личностью ни был следова- тель, психотипологические ограничения лимитируют эффективную реализацию его во всех областях профессиональной деятельности.
Приведенный тезис с трудом находит отражение в отечественных

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
252 криминалистических исследованиях по причине субъективной неготовности авторов-криминалистов смириться с идеей о психи- ческой специализации каждой личности, а следовательно, с апри- орными недостатками и ограниченностью любого человека (преж- де всего себя) в компенсационных сферах. Слабая интеграция психологического знания в прикладную деятельность, слаборазви- тая практика психологической диагностики не позволяют надеять- ся на преодоление рассматриваемой проблемы в криминалистиче- ских исследованиях в ближайшее время.
Почему же психотипологические особенности личности не предполагают равновеликого потенциала неограниченной реали- зации во всех психических сферах? Принцип эволюционной специализации касается не только физических параметров и физиологических специализаций, но и сферы психологической.
Конечно, каждому обывателю приятно считать, что он является носителем всего спектра психологических возможностей, однако, в отличие от мнения обывателя о себе, расчеты исследователя не должны базироваться на неосознаваемых комплексах личности.
Психологическая специализация является объективно существу- ющей и позитивно содержательной основой механизма адаптации человека в обществе. Потенциально многовекторная человеческая психика развивается в рамках конкретного вектора за счет друго- го, реже других векторов.
Можно утверждать, что личность любого следователя ограни- чена определенным диапазоном возможностей, что сужает его психологический потенциал в решении любой нетрадиционной задачи, особенно в условиях недостатка исходной информации, что так характерно для ситуации проведения осмотра места про- исшествия. В описанных условиях становится актуальной задача максимальной организации использования человеческого ресурса в поисковой деятельности.
Выходом из описываемой ситуации будет принятие усилий по привлечению познавательных возможностей остальных участни- ков следственно-оперативной группы к обсуждению стратегиче- ской линии поиска. Маловероятно, что все участники осмотра


Тема 8. Психологические аспекты проведения осмотра
253 принадлежат к одному психологическому типу, а это означает, что при кооперации психических потенциалов общий потенциал груп- пы, как правило, перекрывает весь или значительную часть диапа- зона отсутствующих у следователя необходимых психологических способностей. Описываемая кооперация наиболее эффективна в рамках использования методики «мозгового штурма», включаю- щей два этапа. Удивительно, что информированность специали- стов о содержании данной методики достаточно высока, но тем не менее желание использовать ее в практике расследования у лиц с выраженной властностью невелико.
Объектами «мозгового штурма» являются два аспекта, исследу- емых в заявленной далее последовательности. Первый момент – что произошло в осматриваемом пространстве и, прежде всего, что хотел преступник? Действительно, еще Г. Гросс говорил, что «не- возможно не понять человека, чьи желания известны; его волю, его силу, его стремление» (Gross H., 1911). Второй момент – каким способом производить поиск? Отметим, что первая задача облада- ет более высокой сложностью, что предопределяет неосознанное желание фактически отказаться от ее решения за счет переключе- ния внимания на решение более простой задачи – задачи выбора метода поиска. Нами проведено около трех десятков эксперимен- тальных осмотров места происшествия, во всех случаях участники старались игнорировать решение задачи моделирования обстоя- тельств произошедшего события. Даже будучи подконтрольными экспериментатору и демонстрируя в его присутствии понимание необходимости решения первой задачи, при удалении эксперимен- татора с места поиска участники эксперимента фактически сразу отказывались от дальнейшего решения задачи моделирования произошедшего события.
На первом этапе «мозгового штурма» генерируются идеи, кото- рые способствуют уяснению исходной информации и моделирова- нию преступного события. Механизм гомеостаза (энергоэконо- мии) предопределяет низкую заинтересованность оперативных работников в принятии участия в коллективном обсуждении, прежде всего из-за нежелания стать объектом шуток. Учитывая

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
254 сказанное, отметим, что на данном этапе настоятельно рекоменду- ется не критиковать предложения участников обсуждения. В силу этого возможно даже исключение из процесса выдвижения идей лиц, способных только к критике, что, как правило, свидетель- ствует о наличии у этих лиц ряда неосознаваемых психологиче- ских проблем.
Конечно, можно говорить о том, что оперативные работники в большинстве случаев обладают высокоадаптивными способно- стями и не склонны к излишним сентенциям и стеснительности, что конформная акцентуация очень редко встречается среди опе- ративных работников. Напомним, однако, именно такие, внешне мускулинные работники правоохранительных органов крайне оза- бочены восприятием окружающих своей личности. Специфиче- ский юмор, некоторая развязность, демонстративность и цинизм – это не показатель автономности личности, а свидетельство ее скрываемой закомплексованности. Именно эта закомплексован- ность и будет проявляться при необходимости генерирования оригинальных идей в виде попытки или не выдвигать идеи, или выдвигать стандартные, неоригинальные решения.
К сожалению, тема неспособности отдельных участников след- ственно-оперативной группы реализовывать поисковую деятель- ность является фактическим табу для советской и российской криминалистики, да и в психологии профессиональной деятельно- сти юристов должного отражение не нашла. Печально, что отече- ственные криминалисты порой забывают утверждение основателя криминалистики о том, что «никто не может определить границу, где смысл деятельности заканчивается и начинается анализ (ви- деть – не значить обдумать)» (Gross H., 1911).
На втором этапе происходит анализ выдвинутых версий. Тра- диционна рекомендация – если особенности личности следователя предполагают авторитарный тип реагирования, то ему целесооб- разно проводить анализ ранее выдвинутых идей в одиночку, если же следователю свойственны такие характеристики, как коррект- ность и тактичность, то рациональность выдвинутых идей лучше обсуждать коллективно. Как правило, некорректность или фаль-


Тема 8. Психологические аспекты проведения осмотра
255 шивая корректность в общении присуща представителям эпилеп- тоидной и истероидной акцентуации, составляющим большин- ство среди следователей, поэтому в условиях осмотра места происшествия оптимальна первая модель. Конечно, сама по себе акцентуация с фатальной неизбежностью не предполагает авто- ритарности следователя, проводящего обсуждение, однако наши исследования показали, что контроль акцентуированных черт работниками правоохранительных органов – это скорее исключе- ние, чем правило.
Важной составляющей процесса координации поисковой дея- тельности в процессе осмотра является отслеживание усталости работников, проводящих непосредственный осмотр. Для отслежи- вания изменений состояния ищущих необходимо знание поведен- ческих признаков, свидетельствующих об усталости в процессе поисковой деятельности. К ним относятся следующие:
– динамика перемещения оперативных работников перестает быть стабильной (например, походка, передвижение: медленно–
быстро–медленно–быстро);
– участники осмотра перестают передвигаться по прямой ли- нии, а начинают перемещаться по зигзагообразной;
– участники осмотра пытаются вступить в общение, задавая не- логичные вопросы (вопросы типа «Нашел?», будто если кто-то найдет что-нибудь информативное, он об этом промолчит и будет делать вид, что ищет), делая попытки завязать разговор;
– участники осмотра при поиске нарушают определенные сле- дователем границы поисковых секторов;
– участники осмотра часто отвлекаются от поиска, например устраивая перекуры.
Следователю необходимо помнить, что участники осмотра бу- дут раздражены его замечаниями о недостатках поисковой работы тем больше, чем сильнее они устали.
Вероятно, утверждение, что недостаточная организация осмот- ра места происшествия будет с высокой степенью вероятности причиной его неудачности, не будет преувеличением.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
256
Поисковая деятельность следователя в процессе
проведения осмотра места происшествия:
психологические аспекты
В целях недопущения хаотичной поисковой деятельности раз- работаны жесткие алгоритмы упорядочивания процесса осмотра в зависимости от осматриваемого пространства. Несмотря на то, что данные алгоритмы традиционно рассматриваются криминали- стической наукой, лишенные психологического обоснования и со- держания они превращаются в маломотивированные инструкции.
Выделяют концентрический, эксцентрический и фронтальный методы поиска.
Эксцентрический метод поиска. Данный метод характеризу- ется направленностью поисковых действий от центра к перифе- рии. Метод используется в случае, когда на месте преступления существует явно выраженная локализация следов – специфические точки отсчета (убийство – труп, кража – взломанная дверь, ДТП – поврежденный автотранспорт, террористический акт – воронка взрыва).
Преимущества эксцентрического метода вытекают из наличия отправной точки для поиска – области максимальной локализации следов преступления. Сознание человека при решении познава- тельных задач преимущественно ориентировано на функциониро- вание в условиях, которые включают некое начало как исходную точку в решении познавательных задач. Основные ресурсы внима- ния при использовании эксцентрического метода поиска затрачи- ваются на поиск области с наибольшим количеством следов пре- ступления.
Объективным недостатком данного метода является предельная сложность управления поисками в области максимальной концен- трации следов преступления, возникающая в силу переизбытка участников осмотра на ограниченной территории.
Концентрический метод поиска. Данный метод характеризует- ся направленностью поисковых действий от периферии к центру.
Метод используется в случае, когда на месте преступления отсут-


Тема 8. Психологические аспекты проведения осмотра
257 ствует явно выраженная локализация следов, нет специфических точек отсчета (ситуации, в которых место преступления включает несколько мест происшествия или в которых объективно не сохра- нилась совокупность следов, свидетельствующих о произошедшем преступном событии).
Преимущества концентрического метода определяются относи- тельно простой координацией поисковых усилий на начальной и серединной стадиях поиска в силу значительной величины поис- ковых секторов.
Объективный недостаток данного метода вытекает из отсут- ствия отправной точки для поиска – области максимальной лока- лизации следов преступления. Любой участок поиска концентри- ческим способом с равной вероятностью может содержать следы преступления, что поддерживает участников непосредственного поиска в постоянном напряжении, быстро исчерпывающем ресур- сы психики. К тому же отсутствие точки, к которой можно «при- вязать» свою деятельность, непонимание природы происходящего также затрудняют эффективность использования данного метода в практике следственного осмотра. О том, что сознание человека при решении познавательных задач преимущественно ориентиро- вано на функционирование в условиях, которые включают некое начало как исходную точку в решении познавательных задач, нами уже говорилось.
Фронтальный метод поиска. Данный метод характеризуется направленностью поисковых действий в соответствии с одним вектором. Метод используется в случае, когда осматриваемое про- странство представляет собой узкие длинные территории, на кото- рых отсутствуют локализации следов преступления (лесная тро- пинка, шоссе, складские помещения, катакомбы, канализация).
Содержательно данный метод характеризуется тем, что участники поиска выстраиваются, образуя угол, вершиной направленный по линии движения. Первый участник осматривает потолок и пол, второй – левую стену, третий – правую стену (подобное распреде- ление целесообразно, чтобы уменьшить переключаемость внима- ния в силу энергозатратности данного переключения).

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
258
Преимущество данного метода заключается в том, что иные методы, ориентированные на разделение поискового пространства на секторы, в условиях ограниченного пространства использованы быть не могут. Это происходит в силу того, что фактор перегру- женности территории поиска его участниками, характерный, как уже говорилось, для начального этапа использования эксцентриче- ского и конечного этапа использования концентрического методов поиска, при фронтальном методе будет действовать на всех его стадиях.
В рамках одного из трех описанных методов поиска следова- тель определяет территориальные границы зон аномалий, поиск в которых был описан нами ранее.
Следователю при постановке поисковой задачи необходимо ориентироваться на психологические типы участников осмотра места происшествия.
Лица с преимущественной интровертной ориентацией способ- ны к очень кропотливому поиску, но, к сожалению, на протяже- нии достаточно небольшого временного отрезка. Участнику- интроверту достаточно часто необходимо восстанавливать силы в процессе отдыха. Представителю данного типа целесообразно поручать поиск в секторах, небольших по площади, но характери- зующихся высокой насыщенностью объектами.
Лица с преимущественной экстравертной ориентацией способны к очень длительному процессу поиска, но, к сожалению, не характе- ризующемуся как кропотливый, поскольку участник-экстраверт способен на длительный, но недостаточно эффективный поиск.
Применительно к данному типу целесообразно восстановление пси- хических ресурсов не в процессе отдыха, а путем переключения на более легкую деятельность. Представителю данного типа целесооб- разно поручать поиск в секторах, значительных по площади, но ха- рактеризующихся низкой насыщенностью объектами.
При распределении поисковых секторов крайне значимо преду- смотреть степень возможного взаимодействия в процессе поиска представителей различных психологических типов, осматриваю- щих прилегающие друг к другу секторы.