Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
404 с социальным запретом, который тем не менее он не признает, преступает подобный запрет, то чувства вины он, скорее всего, испытывать не будет, чего нельзя сказать о чувстве страха. Таким образом, субъективное переживание в виде страха наказания за совершенное (как в виде государственного осуждения, так и в виде осуждения членами социума) предопределяет в определенной сте- пени психическое переживание факта нарушения запрета и факта наказания за подобное нарушение.
Д. Осьюбел (1955) не указывал прямо на биологические меха- низмы вины, однако утверждал, что эта, по сути, очень человече- ская эмоция лежит в основе развития и уничтожения социальных норм и потому с неизбежностью представлена во всех культурах.
Названный ученый выделил три психологические предпосылки развития вины:
– принятие общих моральных ценностей;
– интернализация этих ценностей;
– способность к самокритике, развитая настолько, чтобы вос- принимать противоречие между реальным поведением и интерна- лизированными ценностями.
К.Э. Изард утверждал, что «неверный поступок может вызвать стыд, но в том случае, когда поступок осознается неверным не во- обще, а только в связи с чувством поражения, несостоятельности, неуместности. Если человек, нарушивший нормы, испытывает стыд, то, скорее всего, потому, что ему не удалось скрыть свой поступок. Стыд в данном случае нужно рассматривать как резуль- тат повышенного самосознания, вызванного разоблачением невер- ного поступка».
В основе стыда лежит осуждение извне, поскольку данный по- ступок не нарушает внутреннюю норму. В противоположность стыду вина не зависит от реального или предполагаемого отноше- ния окружающих к поступку. Переживание вины сопрягается с самоосуждением, снижением самооценки, раскаянием. Вина возникает в ситуациях, связанных с чувством ответственности.
Существует тесная взаимосвязь между чувством ответственности и порогом вины: поводом для стыда, как правило, становятся дей-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
405 ствия окружающих, для вины, напротив, собственные действия человека или неспособность к действиям. Несмотря на то, что стыд и вина очень похожи и нередко их можно спутать, мы видим очевидность различий этих эмоций и дальнейших поступков.
Если стыд, испытываемый за действие или бездействие, не вы- зывает раскаяния, и наказание воспринимается как досадная ошиб- ка, то вина вызывает необходимость исправить содеянное, и в этом случае наказание воспринимается как благо.
Специфическая функция вины заключается в том, что она сти- мулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей, и именно только это избавляет от внутреннего кон- фликта.
Вина неотделима от ответственности, принимаемой за данный поступок, вернее, принятие ответственности за содеянное и по- рождает данную эмоцию, происходит принятие ответственности не только за реальный вред, за последствия, но и за само наруше- ние внутренней нормы.
Эмоцию вины как таковую или эмоциональный паттерн, вклю- чающий в себя переживание вины, можно рассматривать как лич- ностную черту или комплекс личностных черт. Это положение подтверждено теоретическими и эмпирическими исследованиями.
Вину можно определить в терминах индивидуального порога вины либо как предощущение наказания за нарушение усвоенных норм.
Вина исполняет функцию регулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях и поступках. Зрелый человек более склонен испытывать чувство вины, чем инфантильный, это связанно с предъявлением больших требований к себе и принятием ответ- ственности.
Анализ корреляционных зависимостей, связывающих различ- ные шкалы вины Мошера на выборке правонарушителей, показал, что вина и преступление находятся в очень сложных взаимоотно- шениях. Например, шкалы вины, рассматриваемой как черта лич- ности и как состояние, значимым образом связаны с типом пре- ступления и его тяжестью. Очевидно, что необходимы дальнейшие исследования вины как черты личности и как состояния.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
406
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Влияние, оказываемое переживанием вины на мышление, является побуди- телем для искупления причиненного поступком. Вина независима от ответственности, и наказание воспринимается как благо и един- ственная возможность для дальнейшего существования, однако подобное происходит только в случае нарушения норм, мораль- ность соблюдения которых признается человеком. Вина является побудительной функцией для изменения и переоценки личности, в отличие от стыда, который испытывается за осуждение извне.
Он не является репрессирующим и не вызывает внутреннего кон- фликта между поступком и нормами и ценностями личности за содеянное, в отличие от вины. Это происходит потому, что вина является эмоцией, возникающей при нарушении внутренней нор- мы личности поступком, противоречащим всей системе ценностей человека. В совокупности с когнитивными компонентами она об- разует такую категорию, как совесть.
Вина непосредственно влияет на восприятие, организует мыш- ление и деятельность.
Уголовно-правовой подход необходим для понимания совер- шенного преступления, однако в отношении наказания и исправ- ления полезнее было бы обратить более пристальное внимание на понимание вины с точки зрения психологии, поскольку на данном этапе преследуются иные цели, одна из которых – ис- правление.
Необходимо оговориться, что не всегда совершенное деяние для данного субъекта является преступным либо не всегда он бе- рет на себя ответственность за совершенный поступок: все это за- ложено в аффективно-когнитивной структуре, где немалое значе- ние имеет переживание чувства вины. Зачастую вина вообще не переживается, а заменяется другими эмоциями, например стыдом, и в результате наказание превращается в репрессию, а вместо ис- правления возникает обратный эффект.
Известно высказывание Э. Фромма о том, что «переживания, которые люди принимают за чувство вины, исходящие якобы из совести, на самом деле есть ни что иное как их страх перед авто-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
407 ритетом. Собственно говоря, такие люди испытывают не чувство вины, а чувство страха. При формировании совести такие автори- теты, как родители, государство и тому подобные сознательно или бессознательно признаются в качестве нравственных и моральных законодателей, чьи законы и санкции усваиваются, интернализи- руются индивидом. Таким образом, законы и санкции внешнего авторитета становятся частью индивида, вместо чувства ответ- ственности перед кем-то внешним появляется ответственность пе- ред своей совестью».
Основные понятия темы: пенитенциарная психология, го- меостаз, гетеростаз, наказание, кара, исправление, отношение, стресс, тревожность, психологическая коррекция, ресоциализиру- ющая деятельность, социальная реадаптация, самоосуждение, ви- на, катарсис.
Литература
1. Антонченко В.В., Климова О.М., Шиманская О.А. Пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология : курс лекций. Новокузнецк :
Кузбасский ин-т ФСИН России, 2012. 186 с.
2. Ахмедшин Р.Л. Основы пенитенциарной психологии : учеб. посо- бие. Новокузнецк : Кузбасский ин-т ФСИН России, 2013. 68 с.
3. Бохан Н.А., Кривулин Е.Н. Реабилитационно-профилактическая помощь осужденным с расстройствами адаптации и аддиктивными со- стояниями в условиях социальной изоляции : учеб. пособие. Томск ; Че- лябинск : Изд-во ПИРС, 2013. 88 с.
4. Глоточкин А.Д., Пирожко В.Ф. Исправительно-трудовая психоло- гия. М. : Изд-во Акад. МВД СССР, 1974. 426 c.
5. Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная психология : учебник. 2-е изд., пе- рераб. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 682 с.
6. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных : учеб. пособие. М. : Московский психол.- соц. Ин-т, 2006. 464 с.
7. Преступление и наказание от «А» до «Я» : словарь по пенитенци- арной психологии. М. : Моск. психол.-соц. Ун-т, 2009. 456 с.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
408
Контрольные вопросы
1. Какие психические состояния наиболее свойственны личности осужденного?
2. Что такое позитивная и негативная адаптация осужденного лица?
3. Как оптимизировать стрессовое давление на осужденного, не рискуя его психологической целостностью?
4. Какие основные способы исправления и перевоспитания осужден- ного существуют?
5. Дайте характеристику процессу катарсиса осужденного.
6. Назовите основные психологические проблемы социальной реадап- тации лиц, отбывших уголовное наказание.
7. Чем отличается «вина» в пенологическом и уголовно-правовом по- нимании?
8. Раскройте основные проблемы этического, идеологического и эко- номического характера «модификации поведения» осужденных.

Тема 13. Субебная психология
409
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

Тема 13. Судебная психология
Предмет, задачи и методы судебной
психологии
Судебная психология исторически является уже сложившимся разделом правовой психологии. Предмет ее – психические законо- мерности, возникающие и существующие в системе «человек – процесс судопроизводства». Данный раздел правовой психологии исследует психологические проблемы судопроизводства, баланси- руя между социальным заказом государства и объективными научно-познавательными тенденциями.
Задачами судебной психологии традиционно являются:
– оптимизация судопроизводства психологическими сред- ствами;
– исследование особенностей профессиограмм участников рас- смотрения дела в суде;
– исследование роли личностного и ситуационного факторов в судопроизводстве;
– изучение возможности корректировки преступных установок посредством психологического воздействия в процессе судопроиз- водства;
– интеграция психологического знания о личности преступника в иные правовые науки;
– поиск компромисса между этическими, социально-поли- тическими, с одной стороны, и научными основами изучения лич- ности – с другой.
Последняя задача представляет фактически нерешаемую про- блему, так как доктрина права, выступая в качестве своеобразного социального государственного заказа, требует только таких ре- зультатов исследований, которые ей бы не противоречили. Идео-

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
410 логическая составляющая процесса судопроизводства часто опре- деляет его регламентировано закрепленными задачами в ущерб правосудию, этике и морали. Минимизация этой предопределен- ности также является одной из задач, может быть, даже основной задачей судебной психологии.
Существует специфика в использовании отдельных психологи- ческих методов при решении задач судебной психологии. Так, в целом правовая психология заимствует методы исследования у психологии общей ввиду достаточной схожести предмета иссле- дования. Иная картина в судебной психологии. Ситуация противо- стояния исследователя и исследуемого делает непродуктивным использование большинства известных методов.
Отношения, которые рассматриваются в судебной психологии, преимущественно антагонистичны по направленности и конфрон- тационны по содержанию, поэтому использование традиционных методов возможно только в случае оптимизации их для целей су- дебной психологии.
Особенностью исследования личности подсудимого практиче- ски всегда является ее конфликтность, фрагментарность (иссле- дование личности преступника в обстановке, не включающей преступную составляющую). Вспомним, что если мы определяем преступное поведение как результат воздействия среды на лич- ностно значимые компоненты психики, то исследование этих ком- понентов вне влияния среды всегда будет содержать коэффициент погрешности.
Психологические аспекты судопроизводства
Разновекторность частно- и публичноправовых отношений предопределяет и несколько различную их психологическую при- роду. В рамках закономерностей судебной психологии целесооб- разно говорить о психологических аспектах гражданского судо- производства и психологических аспектах уголовного судопроиз- водства.


Тема 13. Субебная психология
411
Психологические аспекты
гражданского судопроизводства
Частное и публичное право есть два разновекторных направле- ния правовой реальности государства. Каждая из этих подсистем права, осуществляя собственные специфические функции, по- особому воздействует своими нормами на регуляцию социальных отношений людей. Единство системы права предопределяет обособленность каждой отрасли в этой системе, а также содержа- ние и границы их действий.
Современное общество выступает крайне сложной системой, которая на текущей ступени развития систем управления плохо поддается урегулированию на уровне бытовых отношений и кон- фликтов. Таким образом, цивилизованное общество базируется на гармонизации большого количества отношений, направленных на внеделиктную защиту прав и свобод человека в рамках граж- данского судопроизводства.
Примером таких отношений могут быть урегулированные нор- мами частного права отношения родителей и детей.
Другим примером может быть адекватность общественным канонам информационных потоков. К примеру, соответствие ре- кламной или иной кинематографической продукции моральным границам нравственного пространства в обществе.
Таким образом, судебная психология в рассматриваемом аспек- те в рамках гражданского судопроизводства исследует психологи- ческую составляющую конфликтов, возникающих в силу споров в имущественной и связанной с ней неимущественной сферах.
Особенностями рассмотрения конфликтов в рамках граждан- ского судопроизводства выступают следующие психологические особенности сторон:
– достаточная степень и давность знакомства участников граж- данско-правовых споров;
– невыраженность или невысокая выраженность общественной опасности поведения, обусловившего нарушение отношений, уре- гулированных нормой права;

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
412
– выраженная конфликтность, имеющая, скорее, не аффектив- ный и глубинный характер (как в уголовном судопроизводстве), а выраженный «мещанский» подтекст.
Три вышеназванных пункта крайне оспоримы, особенно с по- зиции, согласно которой «поскольку товарно-денежные отноше- ния складываются между людьми, это одновременно и межлич- ностные отношения, в которых обязательно присутствуют не только стремление к прибыли, но также мотивация и мораль».
Гражданское судопроизводство требуют от его участников глу- бокого понимания закономерностей человеческой психики.
В спектр явлений, познание которых предопределяет понимание произошедшего, входят как система мотивации участников про- цесса, структуры эмоциональной, познавательной и волевой регу- ляции их поведения, так и система межличностных отношений.
Эти понятия широко отражены в гражданском праве, так как ука- занные психические явления обязательно представлены во всех сферах частной жизни граждан: производстве и бизнесе, решении жилищных и иных имущественных проблем; в жизни семьи (во- просы брака и развода, воспитания детей, усыновления, лишения родительских прав и т.п.) (Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землян- ская Е.В., 2002).
В ситуации выраженного конфликта в рамках гражданского су- допроизводства, особенно в силу активности адвокатов, одна или обе стороны осуществляют действия, существенно ущемляющие интересы другой стороны. Почти всегда при неконструктивном конфликте стороны прибегают к аморальным методам борьбы.
Тогда на основе первоначального конфликта надстраивается нрав- ственный конфликт и применяются психотравмирующие средства взаимодействия. Возникает парадоксальная ситуация, когда дей- ствия во имя поддержания одной моральной нормы ведут к нару- шению других.
Понятно, что надеяться на этичность и нравственность адвока- тов в гражданско-правовых спорах не приходится, так как, являясь наемными работниками, они защищают позицию своего клиента, очень часто только стимулируя конфликт.