Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
394 арных учреждениях. Это неудивительно, ведь само существование традиционной психологической науки направлено на улучшение состояния человека, мобилизацию его творческих способностей.
Однако существование самого института наказания предопреде- лено нахождением в социуме определенной группы лиц, которые радикально отличаются от иных членов социума, поэтому госу- дарство берет на себя неприятную обязанность причинить им определенный спектр страданий за содеянные деликты; психоло- гическая же наука обязана разработать способы достижения по- добной цели.
Именно это обстоятельство актуализирует необходимость раз- работки методов недопущения в процессе отбывания наказания развития тревожности у осужденного по схеме Т–Т3 (подавление тревожности осужденным в процессе выработки защитных пове- денческих моделей), возвращая подобную тревожность в режим
Т–Т1 (проявление оптимальной для целей наказания тревожно- сти). Учитывая стрессовую природу тревожности, рассмотрим некоторые аспекты природы стресса вообще в целях выработки рекомендаций по поддержанию тревожности осужденного на же- лаемом уровне.
Тревожность как форма стресса. Родившись в результате се- рии психофизиологических исследований, концепция канадского ученого Г. Селье оказала большое влияние на различные направ- ления наук о человеке. Названный автор определил стресс как не- специфическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование.
С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна она или неприятна, – важна лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Г. Селье продемонстрировал, что про- цесс приспособления не зависит от характера раздражителя или степени его проявления. Еще исследования В. Кеннона в конце
20-х гг. XX в. показали, что организм вообще и психика в частно- сти стремятся обеспечить постоянство уровней функционирования всех своих систем, т.е. стремятся к гомеостазу. Когда же возника- ют новые, нестандартные условия, происходит перестройка, кото-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
395 рая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равнове- сие, но уже на другом уровне.
Р. Лазарус, развивая учение о стрессе в 1970 г., доработал кон- цепцию, согласно которой разграничиваются физиологический стресс (связанный с реальным раздражителем) и психический
(эмоциональный) стресс, при котором человек оценивает предсто- ящую ситуацию как психотравмирующую.
Совокупность психических и соматических проявлений в орга- низме при стрессовых ситуациях получила название общего адап- тационного синдрома и делится на три стадии развития.
1. Реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается, а затем включаются защитные механизмы. Данная стадия образно отождествляется некоторыми исследователями с детством, для которого характерны низкая сопротивляемость и чрезмерная реакция на внешние раздражители. На данной стадии в психике возникают сигналы о несбалансированности стрессовых факторов и ответов организма на них, что приводит к мобилизации потенциала организма.
2. Стадия сопротивления, когда напряжением функционирова- ния систем достигается приспособление организма к новым усло- виям. Данная стадия условно отождествляется с периодом зрело- сти человека, для которого характерны адаптация к наиболее ча- стым раздражителям и увеличение потенциала сопротивляемости психики.
3. Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, ассоциируется со старостью вследствие типичности проявления потери приспособляемости. На данной стадии в психике возникают упомянутые сигналы о несбалансиро- ванности стрессогенных факторов и ответов организма на них, од- нако мобилизации не происходит ввиду истощенности психики.
Оценка ситуации как угрожающей вызывает эмоции и такую же адаптационную перестройку в организме, как и любой другой внешний раздражитель. Но если при физиологическом стрессе пе- рестройка наступает при встрече с раздражителем, то при психи-


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
396 ческом стрессе адаптация наступает заблаговременно и предше- ствует ситуации. И если прогноз человека был неверен и насту- пившие изменения не являются адекватными наступившей ситуа- ции, то это может привести к усилению стресса, так как сила его удваивается.
Стрессовые ситуации делятся на кратковременные, когда акти- визируются программы реагирования, которые в человеке всегда
«наготове», и длительные, которые требуют адаптационной пере- стройки функциональных систем человека, иногда субъективно напряженной и подчас вредной для его здоровья. При наличии определенных условий возможен переход кратковременных стрес- сов в длительные. Повторяющиеся экстремальные условия могут стать причиной длительного стресса. Адаптация к таким факторам возможна, если организм человека успевает мобилизовать глубин- ные ресурсы психики, способствующие адаптации. Основными причинами длительных стрессов могут быть периодически повто- ряющиеся отрицательные воздействия (долгая изоляция, уста- лость, страх, вина, безнадежность).
Каждый человек реагирует на события в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от его инди- видуально-психологических особенностей. Повышенная эмоцио- нальная возбудимость, тревожность, невротичность приводят к то- му, что человек порой реагирует на слабый раздражитель так же, как если бы он попал в экстремальную ситуацию.
Стабилизировать стресс, поддерживая его на определенном же- лательном для поставленных целей уровне, возможно двумя спо- собами.
Способ первый. Усиление стрессового фактора либо варьиро- вание быстроты его возникновения (чем неожиданнее стрессовый фактор, тем меньше вероятность мобилизации психики человека).
Подобное воздействие быстро формирует тревожность как лич- ностное свойство, однако степень переживания человека, подвер- гающегося стрессу такой силы, растет со скоростью, которая не гарантирует успешности возможного манипуляционного вмешатель- ства в случае выхода переживания человека за пределы, детерми-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
397 нированные его потенциальным волевым порогом. Возможная неконтролируемость результатов развития стресса по рассматри- ваемой схеме приводит к нецелесообразности использования его в рамках решения задач наказания.
Способ второй. В целях недопущения адаптации психики осужденного к стрессу, одновременно не задействуя опасные для психики последствия стрессовой ситуации, возможно варьирова- ние ряда различных стрессоров невысокой силы. Целесообраз- ность использования данного способа для поддержания психики в стрессовом состоянии в целях порождения и поддержания опреде- ленной степени тревожности, желательной для конкретного вида наказания, нам видится в следующем.
Общий адаптационный синдром в стадии сопротивления реали- зуется в силу включения у человека механизмов адаптации по исте- чении определенного времени, необходимого на данную адаптацию.
Рис. 4. Поддержание оптимального уровня стресса путем введения дополнительных стрессовых факторов


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
398
Соответственно, если мы вводим дополнительный стрессовый фактор в момент, когда идет адаптация к первоначальному стрес- сору, то ко времени конечной адаптации к первому стрессору включается стадия сопротивления применительно ко второму стрессовому фактору. По той же схеме мы вводим третий, четвер- тый и последующие факторы (рис. 4). Естественно, ввиду того что психическая энергия человека не бесконечна и во время адаптации ко второму стрессору потенциал его сопротивления падает, необ- ходимо соблюдать правило угасания силы стрессора, представляя последующие стрессовые факторы обстоятельствами и мероприя- тиями, менее сильными, чем первоначальные.
Все сказанное ранее можно свести к следующим тезисам:
1. Человек – крайне сложное эволюционное образование, наде- ленное высокоразвитой способностью субъективного восприятия мира. Взаимосвязь человека и реальности реализуется посред- ством такого психического проявления, как отношение. Отноше- ние связывает человека не столько с внешними сторонами явле- ний, сколько с самими явлениями. Не существует оптимального вида наказания для всех преступников, эффективность наказания зависит от отношения человека к нему, подобное отношение бази- руется на прошлом опыте осужденного. Эмоции выступают свое- образным фоном, на котором существуют отношения, следова- тельно, они выступают оптимизатором воздействия на личность осужденного в процессе отбывания наказания.
2. Сочетание эмоционально-чувственных реакций человека в целях наказания реализуется формированием у осужденного тре- вожности путем создания определенных (личностно-актуальных) дефицитарных потребностей. В процессе формирования у осуж- денного тревожности усилия воздействия акцентированы на со- здании личностной тревожности (проявление тревоги как психо- логического свойства). Личностная тревожность, выступая в раз- личных формах, характеризуется, прежде всего, протяженностью во времени. Выделены признаки личностной тревожности, целе- сообразный объем которых варьирует в зависимости от вида назначенного осужденному наказания.

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
399 3. Контроль оптимальности проявления осужденным тревожно- сти выражается в недопущении перехода оптимальной для наказа- ния тревожности:
– в тревожность невротическую и психотическую (т.е. выше необходимого уровня);
– в подавленную тревожность вследствие выработки осужден- ным защитных поведенческих моделей (т.е. изменение тревожно- сти ниже необходимого уровня).
4. Тревожность имеет стрессовую природу. Соответственно, для тревожности характерны формы и приемы регулирования стрессового состояния. Способность к психическому регулиро- ванию у человека предопределена наличием адаптационных механизмов к стрессогенным факторам, что в конечном счете уменьшает элемент страданий осужденного лица, которые связа- ны с отбыванием наказания, делая последнее неэффективным.
Выделяется три фазы адаптации к стрессу: реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается, а затем включаются защитные механизмы; стадия сопротивления, когда напряжением функционирования систем достигается приспособ- ление организма в соответствии с новыми условиями; стадия ис- тощения, в которой выявляется несостоятельность защитных ме- ханизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.
В процессе оптимизации степени страданий осужденного неце- лесообразно ориентироваться на третью фазу стресса ввиду воз- можных негативных для целостности психики осужденного по- следствий. Делая акцент воздействия на вторую фазу адаптации к стрессу, мы варьируем различные стрессоры средней величины вместо усиления какого-либо одного стрессора, что, повторимся чревато негативными последствиями для осужденного.
Определив степень воздействия в целях поддерживания у осужденного оптимального для целей наказания уровня тревожно- сти, рассмотрим природу того образования, которое является наиболее ярким проявлением тревожности, – вину.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
400
Содержательная характеристика
понятия «вина» и ее значение
в пенологических исследованиях
Уголовно-правовое понимание вины предопределено потребно- стью регулировать соответствующие отношения в целях отправле- ния правосудия. Однако природа вины представлена не столько уголовно-правовой составляющей, сколько составляющей лич- ностной, психологической. Учитывая сказанное, необходимо оста- новиться на феномене вины более подробно в рамках психологи- ческого подхода. Это обусловлено тем, что воздействие, которое оказывает наказание на личность человека, его правомерность целиком и полностью связаны с моментом переживания вины, возникающей в связи с противоправным деянием. Долгое время в литературе идет дискуссия по поводу того, чем является для заключенного наказание: принуждением, репрессией или карой.
Ранее мы уже говорили, что феномен наказания рационально рассматривать в рамках одного из трех качественно различных базовых подходов, так как по своей сути они не полярны, а разно- векторны. В основном выдвигаются две противоположные точки зрения: одни авторы полагают, что наказания представляют собой только репрессию и ничего, кроме мучения, под собой не имеют; другие считают, что функцией наказания является воздаяние, которое содержит в себе элементы принуждения, но целью наказа- ния являются восстановление социальной справедливости и ис- правление осужденного.
Решение указанных задач возможно, если осужденный испыты- вает переживания неправедности совершенного, в противном случае действие механизма психической рационализации приведет к самооправданию лица, совершившего преступление. Рассматри- ваемые переживания детерминированы содержанием когнитивных структур совести. Именно они ответственны за возникновение криминального инсайта – осознания справедливости и адекватно- сти кары за совершенное преступление, что ведет к переоценке

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
401 взглядов, антагонистичных тем, которые образуют правопослуш- ное поведение.
Прежде всего необходимо отметить, что в процессе формиро- вания аффективно-когнитивных структур совести, детерминиру- ющих феномен вины, как и в процессе становления сложных аф- фективно-когнитивных поведенческих паттернов нравственности, главнейшую роль играет именно вина – необходимейшая из всех эмоций.
Каждое социальное образование имеет свои нормы морали и этические принципы, формирующие условные сигналы вины, ко- торые предписываются стандартами поведения и внушаются под- растающему поколению. Вина представляет собой обвинение себя самого с точки зрения своей эталонной группы.
Несмотря на то, что ученые еще не пришли к согласию относи- тельно природы эмоций, теоретические и практические достиже- ния позволяют нам пользоваться теорией дифференциальных эмоций. Данный подход характерен тем, что эмоциональные про- явления и состояния представлены не в континууме категорий
«приятное–неприятное», «гомеостатичное–гетеростатичное», а ха- рактеризуют свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие.
По мнению К.Э. Изарда, эмоция – это нечто, переживаемое как чувство, одновременно мотивирующее, организующее и направ- ляющее восприятие, мышление и действия. Эмоция – это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигатель- но-экспрессивный и чувственный компоненты. Процесс взаимо- действия компонентов, в результате которого возникает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у человека особенности переживания и выражения гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными.
Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о воз- никновении связи между чувством и мыслью, или о формировании аффективно-когнитивной структуры.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
402
В качестве аффективного компонента может выступать отдель- ная эмоция либо эмоциональный паттерн, а когнитивный компо- нент складывается из сети образов, представлений и символов, связанных с этими эмоциями. Аффективно-когнитивные структу- ры могут приобретать характер личностной черты.
Эмоция в сознании может быть представлена очень слабо, и ее влияние может быть почти неуловимым, но это влияние присут- ствует постоянно, оно проявляется в трансформации когнитивных процессов или даже в конкретных действиях.
Теория дифференциальных эмоций утверждает, что эмоция может существовать в сознании независимо от когнитивных про- цессов, и именно поэтому человек может реагировать эмоцией, не осознавая и не обозначая ее как таковую. Аффективная и когни- тивная системы выполняют разные функции и могут функциони- ровать до некоторой степени независимо друг от друга. Так, эмо- ции дают возможность человеку мгновенно реагировать на сти- мул, руководствуясь лишь сенсорикой, информацией или на осно- ве процесса восприятия. Затем включаются когнитивные функции логического анализа и планирования.
Таким образом, вина как эмоция влияет на процессы восприя- тия, мышление, поведение человека.
Для возникновения чувства вины необходимо принятие лич- ностью внешних стандартов поведения. Диктуемые стандарты поведения переходят из разряда внешних в разряд внутренних.
Однако это не простое их принятие и заучивание, а интернализа- ция на основе опыта, включающего их в свою систему ценностей.
По сути, человек становится хранителем этих норм, они уже часть его мировоззрения. Он несет ответственность за свои по- ступки в первую очередь перед собой и поэтому чувствует себя виноватым, если его поведение не соответствует усвоенным им нормам.
Необходимо также оговориться, что система ценностей и сте- реотипы поведения у каждого различны. Хотя они формируются и преподносятся окружающей средой, но процесс их интернали- зации может как наступить, так и не наступить. Мы здесь сталки-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
403 ваемся с влиянием социального на биологическое, которое и формирует личность в конечном результате.
Уже говорилось, что вина представляет собой обвинение себя самого с точки зрения своей ЭТАЛОННОЙ группы. Выделенный фактор на первый взгляд принципиальным не является, однако необходимо учитывать, что воздействие на личность происходит преимущественно со стороны не всего общества, а лишь микросо- циума, того небольшого количества референтных групп, которые взаимодействуют с личностью. Соответственно, личность ориен- тируется не столько на морально-этические императивы общества, сколько на нормы поведения, которые разделяются членами ре- ферентной группы. Исследования криминологов давно проде- монстрировали неблагоприятные социальные корни современной преступности, поэтому осужденный будет переживать состояние вины, если совершенное им противоречит морально-этическим стандартам его референтной группы. Подчас же подобные стан- дарты резко отличаются от общепринятых, и, как следствие, пе- реживание вины осужденным становится скорее исключением, чем правилом.
На основе изложенного можно утверждать, что переживание осужденным чувства вины зависит от того, насколько криминаль- ной является микрогруппа, в которой осужденный отбывает нака- зание. Учитывая понятный уровень принятия криминальных уста- новок в коллективе осужденных, следует поставить под большое сомнение вероятность переживаний эмоций вины осужденным, не находящимся в одиночном заключении, что на данный момент организационно реализовать невозможно. Единственное возмож- ное решение (насколько возможно вообще существование какого- либо решения в столь патовой ситуации) заключается в формиро- вании коллектива осужденных на основе тождественности тяжести совершенных преступлений.
Преступая норму, человек обречен на наказание – реальное или предвосхищаемое, внешнее (страх) или внутреннее (вина). Чело- век неминуемо наносит себе вред, преступив интернализирован- ный стандарт. Следует отметить, что если человек, знакомый