Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
386
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

Тревожность как основа переживаний
осужденного лица и как результат
лишения потребностей
Рассмотрев общие вопросы природы потребностей осужденно- го, перейдем к изучению процесса воздействия на них в целях, которые стоят перед наказанием. Содержание данного процесса является отражением логических связей между:
– определением комплекса потребностей осужденного;
– задействованием мер по трансформации либо модификации потребностей осужденного;
– созданием состояния дефицитарности значимых потребно- стей у осужденного;
– формированием тревожности на основе данного состояния;
– управлением тревожностью в целях вариации состояний и степени проявления вины у осужденного.
Первые три пункта мы рассмотрели ранее, в этом разделе рас- кроем содержание этапа по формированию состояния тревожности у осужденного лица.
Логика воздействия на осужденного в процессе отбывания наказания определяется, очевидно, комплексом причинно-следст- венных связей между существующими у него потребностями и таким состоянием осужденного, в котором наиболее эффективно создается или усиливается состояние вины.
Личность – крайне сложное эволюционное образование, наде- ленное высокоразвитой способностью субъективного восприятия мира. Реальность существующая и реальность, воспринимаемая человеком, различаются, порой весьма радикально.
Напомню, что отношение – это целостная система индивиду- альных, избирательных, сознательных связей личности с различ- ными сторонами действительности, которая выражает ее соб- ственный опыт, внутренне определяет ее действия и переживания.
Частным примером отношений в контексте рассматриваемой проблемы выступает отношение осужденного к наказанию за со- вершенное преступление. Отношение к преступлению мы определя-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
387 ем как целостную систему индивидуальных, избирательных, созна- тельных связей личности, совершившей преступление и несущей за него наказание, с претерпеванием самого наказания, выраженную в аффективно-когнитивной структуре, где когнитивной частью пред- ставлены убеждения, опыт, ценности и другие продукты мышле- ния, связанные с данным объектом аффективным компонентом.
При этом отношение к преступлению является результатом, продуктом целой системы отношений, установок, убеждений, жизненных позиций, самооценки, содержания «Я-концепции», т.е. одним из результатов продуцирования психического, и его нельзя рассматривать статично, поскольку речь идет о постоянно изме- няющемся процессе жизнедеятельности человека.
Структура отношения к наказанию состоит из вины, пережива- емой (не переживаемой) за свое преступление, и отношения к са- мому преступлению.
Сказанное наглядно демонстрирует субъективность отношения как психического образования. Естественно, в целях оптимизации наказания, повышения его эффективности нельзя оставлять про- цесс формирования отношения к наказанию у осужденного бес- контрольным.
Редко говорится о том, что осознание вины за содеянный де- ликт у осужденного – процесс неопределенный. Дело в том, что любой человек склонен рационализировать свои суждения об окружающем мире и о себе, оправдывая себя. Подобное является отражением одного из видов неосознанной психической защиты, направленной на избегание повышения напряженности в бессозна- тельном. Таким образом, НЕосознание вины является нормальным с точки зрения механизмов психической защиты человека; данный тезис находит многочисленные подтверждения в идеях, отражен- ных в лирических произведения криминальной субкультуры.
Соответственно, формирование круга отношений осужденного к наказанию целесообразно проводить, подвергнув метаморфозам его личностные особенности, сделав его более внушаемым. По- добное достигается в процессе формирования у осужденного такой характеристики, как тревожность.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
388
Тревожность как психическое понятие. Эмоциональные и чувственные реакции человека представляют собой психическое отражение реальной действительности, реализуемое в форме пе- реживаний. К.Э. Изард предложил дифференцировать эмоцио- нальные реакции на две группы: фундаментальные и производные.
К фундаментальным исследователь относит интерес-волнение, ра- дость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.
Остальные эмоционально-чувственные проявления личности
К.Э. Изардом отнесены к производным. Из соединения фундамен- тальных эмоций образуется такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и страдание, и вину, и волнение.
Определенный уровень тревожности – естественная и обяза- тельная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая адекватная тревожность. Сама способность оценки человеком своего состояния в этом отноше- нии является для него существенным компонентом самоконтроля.
Таким образом, подобная способность выступает своеобразным индикатором адекватности мировосприятия лица внешней обста- новке существования. Повышенный или пониженный уровень тре- вожности является субъективным проявлением неблагополучия психического в личности.
Проявления тревожности в различных ситуациях неодинаковы.
В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Тревога как состояние, в котором пребывает личность, соотно- сится по своей эмоциональной окраске с субъективно негативны- ми ощущениями внутреннего психического дискомфорта, нега- тивным восприятием реальности и себя в ней, пессимистической установкой. Физиологической характеристикой тревожности как состояния является активизация автономной нервной системы.
Обусловленность генезиса состояния тревоги характеризуется

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
389 восприятием личностью определенного объекта или ситуации как несущей потенциальную опасность для его существования (физи- ческого, психического, морально-нравственного и т.д.). Соответ- ственно, в течение относительно недолгого времени (как свойства, характерного для всех психических состояний) проявление трево- ги может изменяться по степени проявления.
К пониманию тревоги как состояния близко понимание так называемой «ситуационной тревожности», несмотря на некоторое отличие постановки познавательного акцента. Ситуативно измен- чивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особен- ность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Указанное состояние характери- зуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, бес- покойством, озабоченностью, нервозностью. Подобное состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным (но относи- тельно недолговременным) во времени.
Тревога как психическое свойство более адекватна термину
«тревожность», в значительно большей степени является устойчи- вым во времени образованием. Характерологическая природа тревожности выражается в склонности личности повышенно часто переживать состояние тревоги, что приводит к возникновению в структуре личности тревожности как ее черты, т.е. к образова- нию малоконтролируемого, в определенной степени автономного от волевых усилий контроля субъективного ощущения внутренне- го напряжения.
Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соот- ветствующей личностной черты (так называемая «личностная тре- вожность»). Это устойчивая индивидуально-психологическая харак- теристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать не- адекватно широкий спектр ситуаций как угрожающий, формируя на каждую из них специфическую реакцию. Как предрасположен- ность, личностная тревожность активизируется при восприятии


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
390 определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Материя, исследуемая нами, сегодня ориентирует на необходи- мость изучения долговременных личностных проявлений, поэтому акцент мы сделаем на тревожности как свойстве (личностной тре- вожности).
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Поведение людей с повышенной тревожностью в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особен- ности:
1. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работа- ют в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, от- веденного на решение задачи.
2. Личностная тревожность предрасполагает индивида к вос- приятию и оценке многих объективно безопасных ситуаций, как таких, которые несут в себе угрозу.
3. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низ- котревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
4. Опасение неудачи одновременно с ожиданием ее – черта, ха- рактерная для высокотревожных людей. Это опасение у высокот- ревожных лиц доминирует над стремлением к достижению успеха.
5. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревож- ных людей. Обычно подобная мотивация доминирует над опасе- нием возможной неудачи.
6. Для высокотревожных людей большей стимулирующей си- лой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не толь- ко от самой ситуации, наличия или отсутствия у индивида лич- ностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возни- кающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
391
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как лич- ностной тревожности определяют когнитивную оценку им возник- шей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции. Информация обо всем этом передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Аналогичная когнитивная оценка ситуации одновременно авто- матически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Данная деятельность находится в непо- средственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.
Таким образом, деятельность человека в порождающей тре- вожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуацион- ной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
Выделяют следующие виды тревожности:
– Нерегулируемая осознаваемая тревожность – сильная, прояв- ляемая через внешние поведенческие признаки форма тревожно- сти. Состояние тревожности четко осознается человеком, в опре- деленной степени осознаются и факторы, ее вызвавшие.
– Регулируемая, компенсируемая тревожность – форма тревож- ности, неосознанно маскируемая под определенные модели пове- дения. Носители данного вида личностной тревожности испыты- вают сильный дискомфорт от ее присутствия и желают от нее из- бавиться.
– Культивируемая тревожность – данная разновидность тре- вожности воспринимается ее носителем как нечто ценностное для него, как способ реализации индивидуально-психологических осо- бенностей личности. Отметим, что данная форма тревожности наименее подвержена коррекции в сторону уменьшения, так как ее носитель видит выгоду в присутствии у себя тревожности.


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
392
Вышеперечисленные формы тревожности примерно равномер- ны по встречаемости. Различные степени осознанности тревожно- сти характерны для всех ее видов, но одновременно с этим необ- ходимо отметить, что элемент неосознаваемого, как бы мал он ни был в отдельных случаях, приводит к стремлению человека (также неосознанному) избавиться от личностной тревожности. Попытки неосознанно избавиться от тревожности приводят к появлению стихийно образуемых способов ее компенсации. Таким образом, действие защитных механизмов психики отрабатывает поведенче- ские модели преодоления тревожности. К подобным моделям це- лесообразно отнести уход в болезнь, агрессивность, зависимость, апатичность, уход в фантазии.
Если в ходе отбывания наказания мы ставим цель обеспечить определенный уровень страданий за содеянное у осужденного лица, необходимо раскрыть вопрос о динамике тревожности как показа- теля страдания осужденного, а также определить механизм воз- можного понижения у него тревожности и усилия, предпринимае- мые им в целях уменьшения степени переживания страданий.
Тревожность как процесс и его регулирование. При любом нарушении сбалансированности «человек–среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовле- творения актуальных потребностей, рассогласование самой систе- мы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособно- стью реализовать значимые устремления в будущем, а также с тем, что новые требования среды могут обнаружить несостоятельность, являются источником тревоги.
Любое психическое образование личности в своем проявлении занимает положение между психической нормой и психической патологией. Принципиальное разделение личностной тревожности на нормальную и патологическую привело к выделению много- численных промежуточных зон: нормальная тревожность, невро- тическая тревожность, психотическая тревожность. Однако по своей сути и механизму образования тревожность выступает как единый феномен, содержательно независимый от внешних форм выраженности. Нормальная тревожность может приобрести пато-

Тема 12. Пенологическая и пенитенциарная психология
393 логический характер при неадекватной усиленности, генерализа- ции или стимульной локализации.
Страдание как содержательная сторона наказания предполагает проявление у осужденного лица тревожности, однако не в калеча- щих его личность формах. То есть целям наказания соответствует поддержание уровня тревожности у осужденного на таком уровне, который предполагал бы претерпевание лицом определенной сте- пени страданий, но не разрушал бы целостность его личности, а также не позволял бы осужденному адаптироваться к данному страданию (на рис. 3 показаны три варианта развития тревожности у человека, пунктиром выделена условная область целесообразно- го страдания осужденного в целях наказания).
Рис. 3. Варианты развития тревожности у человека
Способы недопущения перехода тревожности на невротический и психотический уровень (Т–Т2) прекрасно представлены в совре- менной психологической науке. Методиками, направленными на стабилизацию подобного личностного свойства у человека
(возврат тревожности с формы Т–Т2 на уровень Т–Т1), владеют подавляющее большинство психологов, работающих в пенитенци-