Файл: Ю. М. Боброва государственная политика в области информатизации и использования информационных технологий в органах государственной власти конспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю. М. БОБРОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Конспект лекции
Санкт-Петербург
2020

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УНИВЕРСИТЕТА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю. М. БОБРОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Конспект лекции
Санкт-Петербург
2020

УДК 34.075.8
ББК 67я73
Б72
Р е ц е н з е н т ы
И. И. ВИКСНИН, научный сотрудник факультета безопасно-
сти информационных технологий Национального исследователь-
ского университета ИТМО, кандидат технических наук, доцент.
В. В. СУХОСТАТ, доцент кафедры вычислительных систем
и программирования Санкт-Петербургского государственного эко-
номического университета, кандидат технических наук, доцент.
Боброва, Ю. М.
Государственная политика в области информатизации и использования информационных технологий в органах государственной власти : конспект лекции / Ю. М. Боброва.
— Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской
Федерации, 2020. — 32 с.
В конспекте лекции дается общая характеристика государственной по- литики в информационной сфере, раскрываются цели и задачи, принципы и направления государственной информационной политики. Рассмотрены основные информационные технологии, которые используются в настоя- щее время в органах государственной власти. Выделены основные поло- жения государственной политики в сфере использования информацион- ных технологий в деятельности органов государственной власти.
Предназначено для обучающихся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников органов прокура- туры, а также программам высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция.
УДК 34.075.8
ББК 67я73
© Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)
Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020
Б72


3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере …………………………….. 4 2. Цель и задачи государственной информационной политики ………………………………………………. 11 3. Принципы и направления государственной инфор- мационной политики …………………………………. 18 4. Информационные технологии в органах государ- ственной власти ………………………………………. 21 5. Основные положения государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти…… 24
Литература ……………………………………………. 30

4
П Л А Н Л Е К Ц И И
1. Понятие и сущность государственной политики в инфор-
мационной сфере.
2. Цель и задачи государственной информационной политики.
3. Принципы и направления государственной информацион-
ной политики.
4. Информационные технологии в органах государственной
власти.
5. Основные положения государственной политики в сфере
использования информационных технологий в деятельности ор-
ганов государственной власти.
1. Понятие и сущность государственной политики
в информационной сфере
Понимание сущности государственной политики в инфор- мационной сфере человеческой деятельности позволяет вы- явить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности в содержании и форме данной политики.
В научной литературе термин «государственная политика в информационной сфере» в научном его понимании не имеет широкого распространения. Для государственной же политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информа- цией. Относительно обособленная и самостоятельная деятель- ность государства в этой сфере обычно определяется как госу-
дарственная информационная политика.
Термин «государственная информационная политика» при- меним именно в качестве определения новой области деятель- ности государства в XXI века. Учитывая это обстоятельство, необходимо рассматривать данный термин не только в качестве рабочего, но и на уровне понятия, объединяющего крупные ин- ституты информационных знаний в области государственной деятельности.
Для определения природы и сущности государственной ин- формационной политики необходимо рассмотреть отдельные


5 ключевые признаки этого понятия: политика, информационная политика, государственная информационная политика.
Политика. Считается, что впервые термин «политика» ввел в употребление Аристотель, который исследовал вопросы поли- тического устройства, функции и цели государства своего време- ни. Он обозначил словом политиятакое государство, в котором власть осуществляется большинством. Макс Вебер полагал, что политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает. П. А. Гольбах определял политику как искусство управлять людьми, искусство заставлять их содействовать сохра- нению и благополучию общества, Д. Истон — как властное рас- пределение ценностей внутри общества, К. Манхейм — как кон- фликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть. Л. Штраус обозначил политику как организацию, упоря- дочение и формирование общества таким образом, чтобы согла- совать его со стоящими перед ним целями, а Г. Моргентау — как борьбу за влияние. А. Бирс определял политику как борьбу инте- ресов, маскируемую под борьбу принципов, как руководство об- щественными делами во имя личной выгоды.
В политической науке термин «политика» не получил одно- значного определения. Его раскрывают как деятельность госу- дарственных органов, политических партий, общественных дви- жений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими метода- ми, или как совокупность отношений, складывающихся в резуль- тате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завое- вания, удержания и использования государственной власти в це- лях реализации своих общественно значимых интересов.
Субъектами политической жизни выступают отдельные со- циальные группы (классы, нации и др.), политические организа- ции или институты (государственные и негосударственные), отдельные граждане. Объектом политики являются обществен- ные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятель- ность субъектов политики, отношения, связанные с достижени- ем социально значимых целей субъектов политики. Предметом, в свою очередь, выступают методы и способы деятельности


6 по решению политических задач, возникающих в связи с целями субъектов политики.
Информационная политика. Применительно к жизни обще- ства термин «информационная политика» может трактоваться в широком и узком смысле.
В широком смысле данный термин может раскрываться как политика в информационной сфере общества. Информацион- ная сфера представляет собой совокупность, которую образу- ют информация, информационная инфраструктура, субъекты, осуществляющие сбор, формирование, распространение и ис- пользование информации, а также система регулирования воз- никающих при этом общественных отношений. Информацион- ная сфера, являясь системообразующим фактором жизни об- щества, активно влияет на состояние политической, экономи- ческой, оборонной и других составляющих безопасности Рос- сийской Федерации. Национальная безопасность Российской
Федерации существенным образом зависит от обеспечения ин- формационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Именно в информационной сфере при выполнении информационных процессов возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулиро- ванию.
Исходя из предложенного определения информационной сферы жизни общества можно сделать вывод, что информаци- онная политика — это использование ресурсов публичной вла- сти для выбора эффективных путей решения наиболее острых проблем развития информационной сферы общества. К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, повышение качества жизни всех субъектов общества, укрепле- ние государственных гарантий прав и свобод человека и граж- данина в области информационной деятельности, обеспечение безопасности граждан и государства, создание индустрии кон- курентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нрав- ственных ценностей российского народа и т. п.
В узком смысле информационная политика может пониматься как публичная борьба за общественную поддержку мировоззрен- ческих позиций субъектов политики, их представлений о наибо- лее острых проблемах социально-политического развития обще- ства и эффективных средствах их разрешения.


7
Информационная политикауниверсальный социальный ме-
ханизм определения целей, задач, принципов и условий реализации
приоритетов общественного развития в информационной сфере,
основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов поли-
тики и связанный с реализацией общественной поддержки субъ-
ектов политики и их представлений о содержании общественно-
го блага и путях его достижения.
Государственная информационная политика. Государство выступает в качестве активного субъекта политики и осуществ- ляет правоприменительную и правоохранительную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участ- вует в политической борьбе на стороне субъекта, обладающего публичной властью.
Термин «государственная информационная политика» тракту- ется в законодательстве как особая область деятельности в ин- формационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства.
Например, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г.
№ 203, определены основные принципы развития информацион- ного общества, к которым относятся: обеспечение прав граждан на доступ к информации; обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; сохранение традиционных и привычных для граждан (отлич- ных от цифровых) форм получения товаров и услуг; приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм по- ведения при использовании информационных и коммуникацион- ных технологий; обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и орга- низациях; обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Политика, в частности государственная информационная поли- тика, может рассматриваться в двух измерениях — общественном и субъектном. В общественном измерении государственная ин- формационная политика представляет собой явление жизни об- щества в целом и направлена на содействие достижению общего

8 блага. Это благо заключается в удовлетворении следующих об- щественных нужд: поддержание конкурентоспособности общества; сохранение социальной стабильности; противодействие субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособ- ности общества и социальной стабильности.
Из изложенного следует, что государственная информацион- ная политика в общественном измерении — это социальный ме- ханизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности использования этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью.
Сущность государственной информационной политики в об- щественном измерении заключается в создании условий для раз- вития информационной сферы, обеспечивающих эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие.
В субъектном измерении государственная информационная политика — явление жизни субъекта политики, обладающего публичной властью, и направлена на удовлетворение его полити- ческих интересов, связанных с реализацией идеологической по- литической программы разрешения наиболее острых противоре- чий общественного развития. В силу того что субъект политики получает возможность использовать публичную власть в резуль- тате конкурентной борьбы с другими субъектами политики, по- ложения его идеологической программы объективно отражают нужды большей или более активной части общества в развитии культурных и сохранении нравственных ценностей, в противо- действии нелегитимным субъектам политики, стремящимся нанести ущерб процессу удовлетворения данных нужд. Соответ- ственно, реализация упомянутых положений становится одной из важных функций публичной власти. Учитывая, что важным усло- вием выполнения идеологической программы является обще- ственная поддержка деятельности субъекта по ее реализации как внутри страны, так и за рубежом (по существу, поддержка госу- дарственной политики), государство объективно вынуждено в рамках, определенных законом, оказывать содействие субъекту, обладающему публичной властью, в решении этого вопроса.
Исходя из этого государственная информационная политика в субъектном измерении может быть определена как деятельность