Файл: Ю. М. Боброва государственная политика в области информатизации и использования информационных технологий в органах государственной власти конспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъ- екта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности.
Сущность государственной информационной политики в субъ- ектном измерении заключается в использовании правовых и ор- ганизационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов по- литики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью) наиболее острых противоречий социально-экономического и политическо- го развития общества.
Таким образом, государственная информационная полити-
ка — социальный механизм определения и реализации целей, за-
дач, принципов, приоритетов и условий развития информацион-
ной сферы, обеспечивающий эффективное функционирование
государства и его устойчивое развитие, а также сохранение
и укрепление духовной основы общества.
Объектами государственной информационной политики яв- ляются политическое сознание и общественное мнение, а пред- метом — методы и средства государственного воздействия на политическое сознание и общественное мнение в целях привле- чения граждан к поддержке мероприятий государственной поли- тики, к участию в этих мероприятиях.
Сущность государственной информационной политики прояв- ляется в ее содержании и форме.
Содержание государственной информационной политики определяется целью, задачами, принципами, приоритетами и условиями деятельности государственных органов и должност- ных лиц, участвующих в формировании и реализации данной по- литики.
Форма государственной информационной политикиотражает внешнее проявление политической деятельности государства по воздействию на процессы развития политического сознания и формирования общественного мнения. Деятельность государ- ства, в том числе по реализации политики, осуществляется в фор- ме закрепления в соответствующих нормативных правовых актах механизмов нормативного правового регулирования обществен- ных отношений в областях, связанных с развитием политического сознания, формированием общественного мнения (правовая

10 форма), а также в форме организационно-управленческих меро- приятий, выполняемых государственными органами и долж- ностными лицами в целях реализации государственной информа- ционной политики (организационная форма).
В ы в о д ы.
1. Основным сущностным качеством политики, обусловлива- ющим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является публичная борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами политической жизни (в том числе зарубежными и асоциальными).
2. Политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации при- оритетов общественного развития на основе конкурентной пуб- личной борьбы субъектов политики за овладение публичной вла- стью и использование ее для достижения политических целей данного субъекта.
Политика обладает ярко выраженным дуализмом, и при ее ис- следовании выделяют два основных измерения — общественное и субъектное.
3. Государственная политика представляет собой основанную на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должност- ных лиц по поддержанию функционирования институтов обще- ства и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.
4. Информационная политика представляет собой универ- сальный социальный механизм определения целей, задач, прин- ципов и условий реализации приоритетов общественного разви- тия в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализа- цией общественной поддержки субъектов политики, а также их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.
5. Государственная информационная политика представляет собой социальный механизм определения и реализации целей, задач, принципов, приоритетов и условий развития информаци- онной сферы, обеспечивающий эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие, а также сохранение и укрепление духовной основы общества.


11

2. Цель и задачи государственной
информационной политики
Цель государственной информационной политики харак- теризует достижимую в реальных условиях социально-поли- тического развития общества степень проявления сущности рас- сматриваемой политики. Цель как конечный результат государ-
ственной информационной политики может быть определена
как духовные блага, как результат реализации идеологической
программы субъекта, обладающего публичной властью, как ре-
зультат разрешения наиболее острых противоречий обще-
ственной жизни в информационной сфере и результат обще-
ственной поддержки государственной политики в названной
области.
Цель государственной информационной политики определят- ся субъектом, обладающим публичной властью, исходя из того, что ее достижение, с одной стороны, будет способствовать реали- зации его идеологической программы, а с другой — может быть поддержано необходимым финансовым, кадровым, методиче- ским и техническим потенциалом государства.
Выделяют следующие наиболее важные свойства цели госу- дарственной информационной политики.
В о - п е р в ы х, цель имеет долгосрочный, стратегический характер и отражает представление субъекта, обладающего пуб- личной властью, о возможностях государства по воздействию на информационную сферу для привлечения граждан, представите- лей гражданского общества, коммерческих и политических орга- низаций к совместной деятельности по разрешению наиболее острых противоречий социально-экономического и политическо- го развития общества.
В о - в т о р ы х, цель формулируется в терминах, не облада- ющих юридической или математической определенностью и су- щественно ограничивающих возможность использования мето- дов естественных наук для оценки степени ее достижения и по- лучения неопровержимых аргументов по данному вопросу для уверенной победы в политических дискуссиях.
В - т р е т ь и х, формулировка цели имеет, как правило, лозун-
говуюформу, содействующую, с одной стороны, согласованию деятельности государственных органов и должностных лиц, участ- вующих в реализации данной политики, а с другой — получению общественной поддержки цели (в силу доступности понимания)

12 со стороны широких народных масс и наиболее влиятельных со- циальных групп общества.
Цель государственной информационной политики определя- ется положениями идеологической программы субъекта полити- ки, получившего легитимным путем право на обладание публич- ной властью (т. е. мандат доверия со стороны общества к субъек- ту политики и его политической программе), а также положения- ми правовых норм, регулирующих отношения в области воздей- ствия государства на информационную сферу общества.
Согласно политическим документам Президента Российской
Федерации целью государственной информационной политики
России является содействие устойчивости общественного разви- тия, а также обеспечение общественной поддержки мероприятий государственной политики.
Например, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г.
№ 203, закреплено, что ее целью является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний, спо- собствование обеспечению следующих национальных интересов: развитие человеческого потенциала; обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культур- ном пространстве; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодей- ствия граждан и организаций, органов государственной власти
Российской Федерации, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, раз- витие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики.
Целями формирования информационного пространства, пред- ставляющего собой совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимо- действия таких субъектов, их информационных систем и необхо- димой информационной инфраструктуры, являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную инфор- мацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора. Целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры
Российской Федерации является обеспечение свободного доступа


13 граждан и организаций, органов государственной власти Россий- ской Федерации, органов местного самоуправления к информа- ции на всех этапах ее создания и распространения.
Для недопущения подмены, искажения, блокирования, удале- ния, снятия с каналов связи и иных манипуляций с информацией развитие информационной инфраструктуры Российской Федера- ции осуществляется: на уровне программного обеспечения и сервисов, предостав- ляемых с использованием сети «Интернет»; на уровне информационных систем и центров обработки данных; на уровне сетей связи (линии и средства связи, инфраструкту- ра российского сегмента сети «Интернет», технологические и вы- деленные сети связи, сети и оборудование интернета вещей).
Целью создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы является повышение качества жизни граждан на основе широкого применения отечественных информационных и коммуникационных технологий, направлен- ных на повышение производительности труда, эффективности производства, стимулирование экономического роста, привлече- ние инвестиций в производство инновационных технологий, по- вышение конкурентоспособности Российской Федерации на ми- ровых рынках, обеспечение ее устойчивого и сбалансированного долгосрочного развития.
Основными задачами применения информационных и комму- никационных технологий для развития социальной сферы, систе- мы государственного управления, взаимодействия граждан и государства являются: реализация проектов по повышению доступности качествен- ных медицинских услуг и медицинских товаров; создание различных технологических платформ для дистанци- онного обучения в целях повышения доступности качественных образовательных услуг; совершенствование механизмов предоставления финансовых услуг в электронной форме и обеспечение их информационной безопасности; стимулирование российских организаций в целях обеспечения работникам условий для дистанционной занятости; развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного само- управления наряду с сохранением возможности взаимодействия

14 граждан с указанными организациями и органами без примене- ния информационных технологий; применение в органах государственной власти Российской
Федерации новых технологий, обеспечивающих повышение ка- чества государственного управления; совершенствование механизмов электронной демократии; обеспечение возможности использования информационных и коммуникационных технологий при проведении опросов и пе- реписи населения; создание основанных на информационных и коммуникацион- ных технологиях систем управления и мониторинга во всех сфе- рах общественной жизни.
Учитывая, что в реализации государственной информацион- ной политики принимают участие различные государственные органы и должностные лица, цель данной политики может быть декомпозирована на частные цели, стоящие перед этими субъек- тами реализации государственной политики.
Так, в Концепции информационной политики судебной систе- мы России на 2020—2030 годы, одобренной Советом судей Рос- сийской Федерации 5 декабря 2019 г., в качестве целей информа- ционной политики судебной системы определены: гармонизация отношений судебной власти и общества; открытость и гласность судопроизводства; совершенствование способов доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей средств массовой информации к информации о деятельности судов; объективное освещение деятельности судов в средствах мас- совой информации; формирование благоприятного имиджа органов судебной власти; повышение уровня доверия к судебной системе.
Указанные цели основаны на принципах информационной по- литики судебной системы, которые должны отвечать общим принципам государственной информационной политики, а имен- но принципам законности, научной обоснованности, системно- сти, эффективности.
Принципы развития информационной политики судебной си- стемы: информационная открытость и доступность для граждан и ор- ганизаций;


15 эффективность, достоверность, своевременность предоставле- ния информации о деятельности судов; безопасность информационных баз судов и охрана персональ- ных данных; невмешательство в сферу осуществления правосудия при предоставлении информации о деятельности судов; нераспространение информации, предоставление которой за- прещено законом; компетентное взаимодействие судов со средствами массовой информации; единство информационного пространства.
Реализация целей информационной политики судебной систе- мы осуществляется путем выполнения следующих задач: создание условий по обеспечению прав граждан на получение своевременной, объективной, полной и разносторонней инфор- мации о деятельности судебной системы; соответствие технологического развития и оснащения судов современным требованиям; увеличение количества информационных ресурсов судов
(порталы, издания, мобильные приложения, социальные сети, информационно-образовательные проекты, видео); повышение уровня подготовки специалистов по взаимодей- ствию со средствами массовой информации и сопровождению интернет-ресурсов судов; повышение уровня правовой и информационной грамотности населения; доступность предоставления достоверной информации о дея- тельности судов; координация действий органов судебной власти при создании и ведении информационных ресурсов в Российской Федерации в целях соблюдения принципа разумной достаточности при обра- ботке и передаче данных; установление пределов ответственности за распространение недостоверной информации о деятельности судов, порочащих сведений о судьях.
Согласно Концепции цифровой трансформации органов и ор- ганизаций прокуратуры до 2025 года, утвержденной Приказом
Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября
2017 г. № 627, целями цифровой трансформации органов и орга- низаций прокуратуры Российской Федерации являются:

16 повышение эффективности деятельности органов прокурату- ры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а так- же охраняемых законом интересов общества и государства; создание условий для оперативной реализации надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора; обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирова- ния собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее ин- формационной безопасности; создание условий готовности к изменениям в общественно- политической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике; переход к сервисной модели владения собственной цифровой инфраструктурой и ее развития; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодей- ствия органов прокуратуры с гражданами, организациями, инсти- тутами гражданского общества, органами государственной вла- сти и местного самоуправления.
Федеральная антимонопольная служба в Положении об ин- формационной политике Федеральной антимонопольной служ- бы и ее территориальных органов, утвержденном Приказом Фе- деральной антимонопольной службы от 10 ноября 2015 г.
№ 1069/15, к целям своей информационной политики отнесла повышение открытости деятельности антимонопольных орга- нов, предупреждение нарушений антимонопольного законода- тельства, законодательства о рекламе, о естественных монопо- лиях, о государственных закупках на основе установления пра- вил раскрытия информации о деятельности Федеральной анти- монопольной службы и ее территориальных органов, а также определение порядка размещения информации на ее официаль- ном сайте.
Приведенные примеры показывают, что цели государственной информационной политики отдельных органов государственной власти в целом корреспондируются с предложенной формули- ровкой цели государственной информационной политики России.
Задачей государственной информационной политикиявля- ется способствование получению связанного с достижением цели государственной информационной политики желаемого резуль- тата деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном этапе или в некото- рый конкретный момент общественного развития.