Файл: Ю. М. Боброва государственная политика в области информатизации и использования информационных технологий в органах государственной власти конспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
Необходимость введения понятия «задача государственной информационной политики» предопределена тем, что обще- ственное развитие, политическая борьба в частности, носит ди- намичный характер, обусловленный воздействием как объектив- ных, так и субъективных факторов социальной обстановки и со- отношения сил субъектов политики.
В связи с этим субъект, обладающий публичной властью, вы- нужден в рамках достижения цели государственной информаци- онной политики периодически корректировать формулировки политических задач и, соответственно, уточнять и видоизменять принципы, методы и направления политики, способы использо- вания ресурсов государства.
Наличие частных задач государственной информационной по- литики позволяет разбить процесс достижения цели государ- ственной информационной политики на этапы, выделив наиболее важные, для которых могут быть сформулированы «желаемые» результаты деятельности субъектов государственной информа- ционной политики.
В зависимости от ожидаемой длительности выполнения зада- чи государственной информационной политики подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Для выполнения долгосрочных и среднесрочных задач госу- дарственной информационной политики требуется относительно длительное время — от нескольких лет до десятилетий.
Выполнение краткосрочных задач государственной информа- ционной политикитребует значительно меньшего времени, изме- ряемого неделями или месяцами.
В ы в о д ы.
1. Цель государственной информационной политики характе- ризует достижимую в реальных условиях социально-поли- тического развития общества степень проявления сущности рас- сматриваемой политики. Цель как конечный результат государ- ственной информационной политики представляет собой духов- ные блага общественного развития, результаты программы дея- тельности властвующего субъекта в информационной сфере, в том числе по разрешению наиболее острых проблем и противо- речий информационного общества.
Цель государственной информационной политики России за- ключается в содействии устойчивости общественного развития, а также в обеспечении общественной поддержки мероприятий государственной политики.

18 2. Задача государственной информационной политики —
способствование получению связанного с достижением цели гос- ударственной информационной политики желаемого результата деятельности государственных органов и должностных лиц в ин- формационной сфере на определенном этапе или в некоторый конкретный момент общественного развития.
3. Принципы и направления
государственной информационной политики
Принципы государственной информационной политики представляют собой руководящие нормы права, определяющие содержание и направления правового регулирования, которыми руководствуются субъекты политики при выполнении задач гос- ударственной информационной политики.
Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к орга- низации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с другой — конкретизируют положения теорети- ко-концептуальной предметной области информационной по- литики субъекта, обладающего публичной властью (специаль- ные принципы).
К числу общих принципов государственной информационной политики следует отнести прежде всего: принцип законности при формировании и реализации госу- дарственной информационной политики — заключается в стро- гом соблюдении норм законодательства с верховенством норм
Конституции Российской Федерации и федеральных законов; принцип научной обоснованности — заключается в использо- вании при подготовке предложений по содержанию и форме гос- ударственной информационной политики результатов научных исследований в соответствующих областях знаний; принцип единства — заключается в разработке и соблюдении единых для всех субъектов информационной деятельности под- ходов и требований к разработке программных мероприятий гос- ударственной информационной политики и их реализации в практике информатизации; принцип системности — заключается в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние на выполнение задач политики, включая объемы необ-


19 ходимых для этого финансовых, материальных, технологических, кадровых и иных ресурсов; принцип эффективности — заключается в использовании государством для реализации политики методов и средств, яв- ляющихся наиболее рациональными применительно к конкрет- ным социально-политическим и иным условиям государствен- ной деятельности (например, минимизирующих затраты мате- риальных и финансовых средств для достижения цели государ- ственной информационной политики, сокращающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т. п.).
К числу специальных принципов государственной информа- ционной политики относятся положения, определяющие прежде всего развитие информационного общества в Российской Феде- рации: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Специальные принципы государственной информационной политики изложены, например, в Положении о государственной автоматизированной информационной системе «Управление», утвержденном Постановлением Правительства Российской Феде- рации от 25 декабря 2009 г. № 1088: централизация сбора и предоставления информации для всех заинтересованных органов государственной власти Российской
Федерации и органов местного самоуправления, а также исклю- чение запросов информации, содержащейся в системе «Управле- ние», непосредственно у источника информации; актуальность и достоверность информации, содержащейся в системе «Управление»; адаптируемость состава информации, содержащейся в системе
«Управление», к изменяющимся требованиям пользователей; открытость для информационного взаимодействия, в том числе интеграции, с системой «Управление» существующих и создавае- мых государственных и иных информационных ресурсов, ведом- ственных и межведомственных информационных систем на основе

20 единой системы показателей и единых стандартов информацион- ного взаимодействия; единство используемых в системе «Управление» терминов, нормативной и справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности; единство стандартов технологий, форматов для участников со- здания и эксплуатации системы «Управление»; безвозмездность доступа пользователей к информации, со- держащейся в системе «Управление»; безопасность системы «Управление» с учетом требований обеспечения информационной безопасности; открытость содержащейся в системе «Управление» инфор- мации, в том числе возможность ее публикации в форме откры- тых данных, за исключением информации ограниченного до- ступа.
1   2   3   4

Направления государственной информационной поли-
тики — это конкретные области деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или несколь- ких задач государственной информационной политики.
В каждом направлении государство определяет в зависимости от сроков (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) само- стоятельные мероприятия или проекты, т. е. конкретные заплани- рованные комплексы действий или их упорядоченную совокуп- ность, в результате выполнения которых решаются главные зада- чи по достижению целей государственной информационной по- литики.
Так, для достижения целей цифровой трансформации органов прокуратуры необходимо решение задач по следующим приори- тетным направлениям: высокотехнологичный надзор — формирование на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций еди- ной безопасной цифровой платформы для обеспечения электрон- ного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение со- временных механизмов и технологий противодействия киберпре- ступности и правонарушениям в цифровой среде; цифровая инфраструктура — обеспечение реализации нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными орга- нами на основе создания безопасной высокотехнологичной уни- версальной цифровой среды;

21 среда доверия — обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и государствен- ных интересов при осуществлении взаимодействия в обновлен- ной цифровой экосистеме органов прокуратуры.
В ы в о д ы.
1. Принципы представляют собой руководящие нормы права, определяющие содержание и направления правового регулирова- ния, которыми руководствуются субъекты политики при выпол- нении задач государственной информационной политики.
К числу общих принципов государственной информационной политики относятся законность, научная обоснованность, един- ство, системность и эффективность, взаимодействие государства и гражданского общества. К числу специальных — положения, определяющие отраслевые начала, особенности информационной политики в отдельных областях ее реализации.
2. Направления государственной информационной политики представляют собой область деятельности государственных ор- ганов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач государственной информационной политики.
4. Информационные технологии в органах
государственной власти
В настоящее время осуществляется повсеместное внедрение информационных технологий в деятельность органов государ- ственной власти. Почти во всех органах государственной власти созданы основы информационно-технологической инфраструк- туры, формируется организационно-методическое, финансовое и кадровое обеспечение эффективного использования информа- ционных технологий.
Увеличивается численность сотрудников органов государ- ственной власти, обеспеченных персональными компьютера- ми, отвечающими современным требованиям. В большинстве органов государственной власти созданы территориально рас- пределенные компьютерные сети, в том числе имеющие доступ в сеть «Интернет».
Развитие информационных систем и технологий в органах госу- дарственной власти подтверждается также тем, что увеличивает- ся доля затрат на программное обеспечение и услуги системной интеграции в структуре бюджетных расходов на использование


22 информационных технологий в деятельности федеральных орга- нов государственной власти.
Функционируют органы государственной власти, ответствен- ные за реализацию государственной политики в сфере использо- вания информационных технологий. Так, Министерство цифро- вого развития, связи и массовых коммуникаций Российской Фе- дерации определено государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодей- ствия. Министерство осуществляет координацию деятельности по подключению к единой системе межведомственного элек- тронного взаимодействия, а также обеспечивает эксплуатацию единой системы межведомственного электронного взаимодей- ствия и устанавливает технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Формируется система межведомственной координации госу- дарственных программ и проектов использования информацион- ных технологий. Например, постановлением Правительства Рос- сийской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой си- стеме межведомственного электронного взаимодействия» опре- делены назначение и правила функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также прин- ципы осуществляемого с ее применением информационного об- мена между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации, органов местного самоуправления, государ- ственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, иных органов и организаций в целях предоставления госу- дарственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, или исполнения государствен- ных и муниципальных функций, а также в иных случаях, преду- смотренных федеральными законами, актами Президента Рос- сийской Федерации, актами Правительства Российской Федера- ции или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных техноло- гий для улучшения качества жизни и условий ведения предпри- нимательской деятельности.

23
Повышается качество управления процессами использования информационных технологий. Значительное число органов госу- дарственной власти имеет квалифицированный персонал, на ко- торый возложена ответственность за создание и внедрение ве- домственных информационных систем.
Успешно реализуются проекты и программы внедрения авто- матизированных информационных систем в сфере электронного документооборота и информационного взаимодействия, управле- ния информационными, материально-техническими, финансовы- ми и кадровыми ресурсами, а также предоставления государ- ственных услуг. Так, в Положении о порядке проведения экспе- римента по использованию электронных документов, связанных с работой, утвержденном Приказом Министерства труда и соци- альной защиты Российской Федерации от 14 мая 2020 г. № 240н, определен порядок проведения эксперимента по ведению отдель- ными работодателями электронных документов, связанных с ра- ботой. Эксперимент проводится в целях: определения и создания условий для использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с ра- ботой, включая обмен информацией в форме электронных доку- ментов, связанных с работой, между работодателем, работником и лицом, поступающим на работу; подготовки предложений о внесении изменений в трудовое за- конодательство и (при необходимости) в законодательство Рос- сийской Федерации о занятости населения в части использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связан- ных с работой.
Срок проведения эксперимента определен до конца 2021 года.
Органы государственной власти активно создают и использу- ют интернет-сайты для размещения информации о своей дея- тельности, а также для предоставления услуг и обеспечения ин- терактивного информационного обслуживания граждан и органи- заций.
Проводимые мониторинг и оценка эффективности использо- вания информационных технологий в деятельности органов госу- дарственной власти являются основой для уточнения направле- ний реализации государственной политики и корректировки госу- дарственных программ и проектов в этой сфере.


24
5. Основные положения государственной политики
в сфере использования информационных технологий
в деятельности органов государственной власти
Основной целью государственной политики в области исполь- зования информационных технологий в деятельности органов государственной власти является повышение эффективности гос- ударственного управления на основе общей информационно- технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функцио- нирование, взаимодействие между собой, населением и организа- циями в рамках предоставления государственных услуг.
Повышение эффективности государственного управления проявляется во многих факторах: в оптимизации государственных функций; в повышении уровня прозрачности органов исполнительной власти; в противодействии коррупции; в формировании эффективной системы предоставления госу- дарственных услуг; в снижении административных барьеров, т. е. ограничении вмешательства государства в экономическую деятельность субъ- ектов предпринимательства, в том числе избыточного государ- ственного регулирования.
В Стратегии развития информационного общества в Россий- ской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной Указом Пре- зидента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, определе- ны цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней по- литики Российской Федерации в сфере применения информаци- онных и коммуникационных технологий, направленные на разви- тие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации, предусмотренными Док- триной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, являются ликвидация зависимости отечественной промышленности от иностранных информацион- ных технологий, повышение конкурентоспособности российских
IT-компаний и развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.

25
Деятельность Правительства Российской Федерации в период до 2024 года будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установ- ленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Концепцией долгосрочного социально-экономического разви- тия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержден- ной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены следующие приорите- ты развития информационных технологий: формирование современной информационно-телекоммуни- кационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее до- ступности и предоставление на ее основе качественных услуг; повышение качества образования, медицинского обслужива- ния, социальной защиты населения, а также содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информаци- онных технологий; обеспечение конкурентоспособности и технологического раз- вития информационных технологий; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, а также взаимодействия гражданско- го общества и коммерческих организаций с органами государ- ственной власти; противодействие использованию информационных техноло- гий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно- телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
Одним из приоритетов Стратегии инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 де- кабря 2011 г. № 2227-р, являлось максимально широкое внедре- ние в деятельность органов государственного управления со- временных инновационных технологий, обеспечивающих, в частности, формирование электронного правительства и пере- вод в электронную форму большинства услуг, оказываемых населению.
В соответствии со Стратегией развития отрасли информаци- онных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной Распоряжением