Файл: Ю. М. Боброва государственная политика в области информатизации и использования информационных технологий в органах государственной власти конспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г.
№ 2036-р, развитие отрасли информационных технологий осу- ществляется в целях: развития сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводи- тельные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехно- логичной и конкурентоспособной продукции; обеспечения различных сфер экономики качественными ин- формационными технологиями в целях повышения производи- тельности труда; обеспечения высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.
С учетом определенных целей и приоритетов сформированы следующие направления деятельности в сфере реализации госу- дарственной программы Российской Федерации «Информацион- ное общество», утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 (далее — про- грамма «Информационное общество»): формирование современной информационно-телекоммуни- кационной инфраструктуры, предоставление на ее основе каче- ственных услуг в сфере информационных технологий и обеспе- чение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; совершенствование системы государственных гарантий кон- ституционных прав и свобод человека и гражданина в информа- ционной сфере; повышение качества образования, медицинского обслужива- ния, социальной защиты населения на основе развития и исполь- зования информационных технологий; формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского обще- ства и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государствен- ных услуг; развитие науки, технологий и техники, а также подготовка ква- лифицированных кадров в сфере информационных технологий; сохранение культуры многонационального народа Российской
Федерации, укрепление нравственных и патриотических принци-

27 пов в общественном сознании, а также развитие системы куль- турного и гуманитарного просвещения; противодействие использованию потенциала информацион- ных технологий в целях предотвращения угрозы национальным интересам России; создание и применение российских информационных и ком- муникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособ- ности на международном уровне.
Кроме того, к сфере реализации программы «Информацион- ное общество» относятся следующие направления экономической модернизации страны: совершенствование российскими специалистами информаци- онных технологий, которые позволят добиться серьезного влия- ния на процессы развития глобальных общедоступных информа- ционных сетей с использованием суперкомпьютеров и другой необходимой материальной базы; создание собственной наземной и космической инфраструкту- ры передачи всех видов информации; обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
Повышается значение информационных технологий для реа- лизации таких фундаментальных политических свобод, как сво- бода слова и собраний, а также выявление и ликвидация очагов коррупции, непосредственный обмен мнениями и знаниями.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной эконо- мической политике» одним из приоритетов долгосрочной эконо- мической политики является создание высокопроизводительных рабочих мест.
С учетом положений стратегических документов определена цель программы «Информационное общество» — повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятель- ности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникаци- онных технологий.
Цель программы «Информационное общество» синхронизиро- вана с целями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной Ука- зом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, и отражает конечные результаты решения проблем дальнейшего развития информационных и телекоммуникационных технологий.


28
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 26 марта 2014 г. № 437-р обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Фе- дерации возложена на публичное акционерное общество между- городной и международной электрической связи «Ростелеком».
Наиболее значимый вклад в цифровую трансформацию эко- номики страны внесет реализация национального проекта «Наци- ональная программа “Цифровая экономика Российской Федера- ции”»
1
, разработанного в целях обеспечения выполнения Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Рос- сийской Федерации на период до 2024 года».
Федеральный проект «Информационная безопасность» наци- онального проекта «Национальная программа “Цифровая эко- номика Российской Федерации”» направлен на обеспечение ин- формационной безопасности на основе отечественных разрабо- ток при передаче, обработке и хранении данных, достижение состояния защищенности интересов личности, бизнеса и госу- дарства от внутренних и внешних информационных угроз, обеспечение реализации конституционных прав и свобод чело- века и гражданина, обеспечение достойных качества и уровня жизни граждан, суверенитета и устойчивого социально-эко- номического развития Российской Федерации в условиях циф- ровой экономики, что предполагает: обеспечение единства, устойчивости и безопасности инфор- мационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской
Федерации на всех уровнях информационного пространства; обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики; создание условий для лидирующих позиций Российской Фе- дерации в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в междуна- родных документах по вопросам информационной безопасности.
Федеральный проект «Цифровые технологии» национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Рос-
1
Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”» утвержден протоколом заседания президи- ума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому разви- тию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.


29 сийской Федерации”» направлен на достижение цели нацио- нального проекта — увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом. Указанная цель будет достигнута через обеспечение формирования институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой эко- номики, коммерциализацию перспективных продуктовых реше- ний и развитие технологических заделов по направлениям
«сквозных» цифровых технологий, а также через создание ком- плексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных ре- шений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития.
Ключевой целью федерального проекта «Цифровые техноло- гии» является обеспечение технологической независимости госу- дарства, возможности коммерциализации отечественных иссле- дований и разработок, а также ускорение технологического раз- вития российских компаний и обеспечение конкурентоспособ- ности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобаль- ном рынке.
Федеральный проект «Цифровое государственное управле- ние» национального проекта «Национальная программа “Цифро- вая экономика Российской Федерации”» направлен на достиже- ние национальных целей, определенных п. 1 Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и оказывает прямое влияние на обеспе- чение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управле- ния и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечи- вает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.
Реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление» позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с госу- дарством, а также сделает более удобным указанное взаимодей- ствие для граждан и организаций.

30
В частности, будет реализована реестровая модель, экстерри- ториальность и механизм проактивности при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, будут сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями, юридически значимый документооборот станет по преимуществу электронным.
Одновременно с этим органы государственной власти и орга- ны местного самоуправления получат в распоряжение эффектив- ные механизмы автоматизации своей деятельности, а также меж- ведомственного информационного оборота.
В частности, реализация федерального проекта предполагает: обеспечение предоставления государственных и негосудар- ственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики; обеспечение цифровой трансформации органов государствен- ной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функ- ций, уменьшение издержек при их осуществлении, создание си- стемы управления данными, в том числе сбора, хранения, обра- ботки и распространения данных; обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры элек- тронного правительства; преобразование институциональных и организационных меха- низмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повест- ки Евразийского экономического союза.


31
1   2   3   4

Литература
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : текст с изм. и доп. на 1 июля
2020 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О безопасности : Федеральный закон от 28 декабря 2010 г.
№ 390-ФЗ : текст с изм. и доп. на 9 нояб. 2020 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О государственной тайне : Закон Российской Федерации от
21 июля 1993 г. № 5485-1 : текст с изм. и доп. на 29 июля 2018 г.
— Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О коммерческой тайне : Федеральный закон от 29 июля
2004 г. № 98-ФЗ : текст с изм. и доп. на 18 апр. 2018 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О персональных данных : Федеральный закон от 27 июля
2006 г. № 152-ФЗ : текст с изм. и доп. на 24 апр. 2020 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от
17 января 1992 г. № 2202-1 : текст с изм. и доп. на 9 нояб. 2020 г. —
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ : текст с изм. и доп. на 8 июня 2020 г. — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об электронной подписи : Федеральный закон от 6 апреля
2011 г. № 63-ФЗ : текст с изм. и доп. на 8 июня 2020 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О Концепции правовой информатизации России : Указ Пре- зидента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 : текст с изм. и доп. на 22 марта 2005 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О мерах по ускорению создания центров правовой инфор- мации : Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля
1993 г. № 477 : текст с изм. и доп. на 22 марта 2005 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Фе- дерации : Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря
2015 г. № 683. — Доступ из справ.-правовой системы «Консуль- тантПлюс».
12. О Стратегии развития информационного общества в Россий- ской Федерации на 2017—2030 годы : Указ Президента Российской

32
Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. — Доступ из справ.-правовой систе- мы «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Информационное общество» : Постановление Пра- вительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 : текст с изм. и доп. на 19 окт. 2020 г. — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Концепции цифровой трансформации ор- ганов и организаций прокуратуры до 2025 года : Приказ Гене- рального прокурора Российской Федерации от 14 сентября
2017 г. № 627. — Доступ из справ.-правовой системы «Консуль- тантПлюс».
16. Паспорт национального проекта «Национальная програм- ма “Цифровая экономика Российской Федерации”» : утв. прото- колом заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проек- там : протокол от 4 июня 2019 г. № 7. — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Информационные технологии в юридической деятельно- сти : учебник для бакалавров / П. У. Кузнецов, А. А. Стрельцов,
А. В. Морозов [и др.] ; под общ. ред. П. У. Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2013. — 441 с. — (Серия: Ба- калавр. Базовый курс). — ISBN 978-5-9916-2481-7.
18. Информационные технологии в юридической деятельно- сти : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спе- циальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятель- ность» / О. Э. Згадзай, С. Я. Казанцев, Н. М. Дубинина [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —
335 с. — ISBN 978-5-238-02548-3. — URL: http://znanium.com/ read?id= 341175 (дата обращения: 30.11.2020).