Файл: Тема 1 Общая характеристика начального языкового образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фонетические упражнения – вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у детей. В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников фонетических умений.

При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия.

Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:

1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);

2) подбирать слова заданной слоговой структуры.

Действие

Способ действия

Деление на слоги

Скандирование

Определение

места ударения

1. Произнесение слова в составе короткого вопросительного предложения.

2. Последовательное перемещение ударения со слога на слог.

3. Многократное быстрое произнесение слова с последним замедленным

произнесением

Выделение звука

Произнесение полного слова с интонационным выделением определенного звука.

Характеристика звука

  1. Изолированное произнесение звука и наблюдение над артикуляцией:

есть ли преграда? работают ли голосовые связки? прижимается ли язык к небу?

2. Сравнение звуков при попарном произнесении.

Фонетический разбор (фонетический анализ, звуковой анализ) – фонетическое упражнение, которое заключается в делении слова на слоги, определении места ударения, установлении звукового состава слова и характеристики каждого звука без учета графического, морфемного и орфографического состава слова.

Цель фонетического разбора в период обучения грамоте – формирование у первоклассников умения слышать звучащее слово, т.е. устанавливать последовательность звуков и давать им характеристику. Содержание фонетического разбора – совокупность звуков слова без установления связи с обозначением их буквами.

Предмет фонетического анализа – слово как совокупность звуков; вычленению подвергаются как вся их последовательность, так и отдельные звуки.

Результат фонетического разбора – звуковая схема-модель слова (в период обучения грамоте) или транскрипция слова (на более поздних этапах обучения русскому языку).


Морфемика и словообразование

Задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе:

• формирование знаний о частях слова, умений морфемного и элементарного словообразовательного анализа;

• практическое ознакомление с некоторыми способами словообразования;

• создание условий, способствующих пониманию взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом.

Это способствует уточнению и обогащению словаря учащихся, обеспечивает развитие осознанного употребления в речи слов с определенными приставками и суффиксами, повышает точность и правильность речи школьников.

Этапы изучения морфемного состава слова

  1. На эмпирическом этапе (до изучения темы «Состав слова») организуются предварительные словообразовательные наблюдения, цель которых – подготовить учащихся к пониманию смысловой и структурной соотносимости между словами.

Читая по азбуке слова в столбиках, выполняя задания прописи, словарно-логические упражнения, школьники обращают внимание на то, что с изменением структуры слова меняется значение (смысл), называют ту часть слова, которая «помогла» ему стать другим. Обнаруживают слова, у которых есть некоторое сходство в значении, определяют часть, которая это общее значение выражает. Практически знакомятся с некоторыми способами словообразования.

  1. На теоретическом этапе (изучение темы «Состав слова») формируются основные понятия морфемики: корень слова, однокоренные слова, окончание, основа слова, приставка, суффикс.

Учащиеся овладевают умениями морфемного анализа – подбирая и сравнивая однокоренные слова, учатся выделять в слове корень; изменяя слово, выделять окончание и основу; сравнивая однокоренные или одноструктурные слова, выделять приставку и суффикс.

  1. Этап углубления знаний совпадает с изучением частей речи.

Школьники наблюдают основные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов; учатся подбирать приставки и суффиксы для образования слов с нужным значением; анализируют, какие грамматические значения выражены окончанием в формах основных частей речи. При выполнении упражнений закрепляются и совершенствуются умения морфемного анализа.


Морфемный анализ

Цель − установить морфемный состав слова, т.е. выделить в слове живые для современного языка морфемы.

1. Определить лексическое значение слова.

2. Найти в слове окончание путем сопоставления его словоформ, обозначить окончание рамочкой.

3. Найти основу путем отсечения окончания, обозначить еѐ квадратной скобкой снизу.

4. Найти корень путем подбора однокоренных слов, обозначить его дугой сверху.

5. Найти приставку путем сопоставления данного слова с однокоренными словами с разными приставками и без приставки, обозначить еѐ квадратной полускобкой сверху.

6. Найти суффикс путем сопоставления данного слова с однокоренными словами с разными суффиксами и без суффикса, обозначить его ^.

Морфология

Курс «Морфология» для начальной школы опирается на учение о частях речи, принятое в русской грамматической науке, где распределение слов по частям речи производится по совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков, свойственных слову.

Традиционно учащиеся начальных классов усваивают признаки самостоятельных частей речи в такой последовательности:

1) что обозначает (называет) слово − предмет, признак или действие;

2) на какие вопросы отвечает (вопрос как обобщѐнное отражение семантики);

3) какие имеет постоянные категории;

4) как изменяется;

5) каким членом предложения чаще всего бывает.

Во всех программах для начальных классов предусмотрено изучение таких частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение (на примере личных местоимений), предлог.

Однако в ряде программ это содержание расширено: формируется понятие о наречии, имени числительном, союзе, частице, междометии (программы В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой; Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной; М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, А.В. Поляковой).

Морфологический разбор слова

Ночь тѐмным покрывалом укрыла землю.

Тѐмным (покрывалом) − покрывалом каким? тѐмным, обозначает признак предмета по цвету, это имя прилагательное, нач. ф. − какой? тѐмный, в ед. ч., ср. р., тв. п., второстепенный член предложения.

Укрыла − ночь что сделала? укрыла, обозначает действие предмета, это глагол, нач. ф. − что сделать? укрыть, в прош. вр., ед. ч., ж. р., главный член предложения − сказуемое.

Землю − укрыла что? землю, обозначает предмет, это имя существительное, нач. ф. − что? земля, ж. р., в ед. ч., вин. п., второстепенный член предложения.


Синтаксис

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, соединения простых предложений в сложные.

Пропедевтическая работа над словосочетанием и предложением начинается в период обучения грамоте.

Словосочетание

Знания о словосочетании и умение устанавливать связи между словами в предложении по смыслу и по вопросу, правильно ставить вопрос от главного слова в словосочетании к зависимому являются базой для усвоения правописания падежных окончаний имѐн существительных и прилагательных, родовых окончаний имѐн прилагательных, способствуют правильному выбору предлога в предложных словосочетаниях.

Анализируя сочетательные свойства слов разных частей речи, младшие школьники усваивают синтаксические отношения, выражаемые словосочетаниями (атрибутивные, объектные, обстоятельственные), что способствует формированию грамматического строя речи детей.

Этапы формирования знаний о словосочетании

1) пропедевтический (эмпирический) − с периода обучения грамоте до введения термина словосочетание школьники в практической деятельности учатся устанавливать связи между словами в предложении на основе смысловой зависимости и с помощью вопросов (составление предложений по сюжетной картинке или на заданную тему, распространение предложения, составление предложения (-ий) из данных слов: слова предъявляются сначала в нужной форме, позднее − в начальной, деление непунктированного текста на предложения, распространение главных членов предложения, разбор по членам предложения).

2) основной (теоретический) − связан с установлением функции словосочетания более точно называть предмет, признак, действие, анализом структуры словосочетания (наличие главного и зависимого слова), введением термина и формулированием определения понятия словосочетание.

3) этап углубления знаний о словосочетании и совершенствования умений, связанных с построением словосочетаний в практике устной и письменной речи (изучение морфологических тем).

В разных методических системах длительность названных этапов варьируется.

Предложение

Работа над предложением направлена на формирование представления о предложении как особой единице синтаксического уровня языка.

Значимость работы над предложением определяется тем, что на синтаксической основе осуществляется усвоение:

лексики (лексическое значение слова, особенности его употребления выявляются в словосочетании и предложении),


морфологии (особенности изменения слов самостоятельных частей речи, правильное употребление предлогов, союзов для выражения синтаксических значений времени, места, одновременности, противопоставления и др.),

орфографии (например, правописание падежных окончаний именных частей речи, личных окончаний глаголов).

Этапы формирования знаний о предложении

1) пропедевтический (эмпирический) − с периода обучения грамоте до изучения структуры предложения; учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения − выражает законченную мысль, произносится с интонацией завершѐнности; на интонационной основе учатся членить поток речи на предложения; получают представление о видах предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности, учатся оформлять предложение при записи; учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении, что говорится об этом;

2) основной (теоретический) − связан с формированием понятий подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, второстепенные члены предложения; школьники узнают, что предложения бывают распространѐнные и нераспространѐнные; учатся находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь второстепенных членов предложения с главными и другими второстепенными;

3) этап углубления знаний о предложении и совершенствования умений, связанных с построением предложений в устной и письменной речи; при изучении морфологических тем устанавливаются средства выражения грамматической связи слов в предложении; начинается формирование понятия однородные члены предложения на основе выделения существенных признаков; организуются наблюдения за сложным предложением, предложением с прямой речью, с обращением.

Синтаксический анализ

Синтаксический анализ проводится в два этапа:

1) коммуникативная характеристика предложения: по цели высказывания, по эмоциональной окраске,

2) разбор по членам предложения.

Например, «Причудливые облака торопливо плывут по серому небу».

В предложении сообщается об облаках, оно повествовательное. Автор не выражает своих чувств, это значит, что предложение невосклицательное.