Файл: Тема 1 Общая характеристика начального языкового образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В предложении говорится об облаках, что? облака − это подлежащее, подчѐркиваю одной чертой. Облака что делают? плывут − это сказуемое, подчѐркиваю двумя чертами. Ищу слова, поясняющие подлежащее: облака какие? причудливые − второстепенный член предложения. Ищу слова, поясняющие сказуемое: плывут где? по небу − второстепенный член предложения; и т.д.
Тема 4
Теоретические основы и технология обучения правописанию в начальной школе
Содержание обучения правописанию в начальной школе
• Формирование у детей сознательных орфографических действий применительно к определѐнному программой кругу орфограмм.
•На основе этих действий формирование орфографических умений, предполагающих определѐнную степень автоматизации (разную для разных орфограмм), т.е. орфографического навыка.
Полная автоматизация за время обучения в начальной школе может быть достигнута только в правописании самых частотных слов, а также в применении простейших правил, не требующих грамматического анализа.
Орфограмма и правило
Орфограмма – это проблемная ситуация, требующая
выбора между правильным и неправильным
написанием.
Орфографическое правило – это особая краткая
инструкция, в которой перечислены условия
выбора той или иной орфограммы; это предписание,
устанавливающее порядок выполнения
орфографического действия, направленного
на выбор верного варианта написания. Орфограммы, связанные
с обозначением звуков буквами
Орфограммы,
не связанные
с обозначением
звуков буквами
На месте слабых
позиций фонем
На месте сильных
позиций фонем
• Обозначение
безударных
гласных на письме
(проверяемых
и непроверяемых).
• Обозначение звонких
и глухих согласных
фонем.
• Обозначение
непроизносимых
согласных фонем.
• Обозначение мягких
и твѐрдых согласных
звуков с помощью
мягкого знака.
• Обозначение ударных
гласных (после
шипящих и Ц) жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
• Ь на конце
после шипящих.
• Разделительный
Ь и Ъ.
• Ь в глаголах 2 лица
ед. числа.
• Буква Г в окончаниях
В.п. и Р.п.
у прилагательных
и местоимений.
• Заглавная буква
в именах
собственных
в начале
предложения,
в прямой речи.
• Слитное –
раздельное
написание.
• Перенос. Сознательное орфографическое действие включает
две ступени: постановку орфографической задачи
и ее решение.
1. Постановка орфографической задачи предполагает:
• обнаружение орфограммы по общим
опознавательным признакам (слабой позиции
фонемы, определенному звуку или звукосочетанию,
морфеме или стыку определѐнных морфем);
• определение типа орфограммы по частным,
характерным именно для этой орфограммы
признакам. 2. Решение орфографической задачи включает:
• выбор способа проверки в соответствии с типом
орфограммы;
• установление последовательности проверки
в общем виде;
• применение правила к конкретному случаю
и написание буквы-орфограммы.Например, при полностью осознаваемом действии
выбора буквы безударного гласного в слове пятак
необходимо совершить следующие операции:
Постановка
задачи
• услышать безударный гласный звук
в первом слоге
и осознать, что в этом месте есть выбор
между буквами И, Е и Я, т.е. орфограмма;
• определить, что безударный гласный
находится
в корне слова, что этот корень
не относится к чередующимся.Решение
задачи
• осознать, что для выбора буквы можно
применить правило проверки безударных
гласных в корне слова;
• вспомнить правило: для проверки
безударных гласных в корне нужно
изменить слово или подобрать
однокоренное слово с ударным гласным
в корне;
• выполнить проверку: найти среди форм
данного слова и однокоренных слов
проверочное (например, пять), услышать
под ударением звук [а], осознать,
что после мягкого согласного он будет
обозначен буквой Я;
• написать букву Я в слове пятак.С учѐтом структуры сознательного орфографического
действия выделяются обобщѐнные орфографические
умения, которые необходимо сформировать
у школьника при обучении грамотному письму:
• умение обнаруживать орфограммы;
• умение определять тип орфограммы и выбирать
способ еѐ проверки;
• умение проверять орфограмму по словарю
или по правилу;
• умение контролировать орфографическую
правильность письма.
Для сознательного обнаружения и проверки
большинства орфограмм требуется применение
лингвистических знаний и умений языкового анализа.Орфографический навык
Если выбор написания, соответствующего
орфографической норме, происходит у ученика
автоматически и не отвлекает внимания
от содержания и речевого оформления
высказывания, это означает, что у него
сформирован орфографический навык.Орфографический навык
Орфографический навык – автоматизированное
умение по владению способами обозначения
звучащей речи на письме (навык правописания).
• Орфографический навык возникает на основе
сознательного действия по поиску правильного
варианта написания из числа допускаемых
графикой.
• Орфографический навык формируется постепенно
на основе теории языка, изучения правил,
подражания (списывания).Этапы формирования
орфографического навыка
1. Мотивационный – возникновение потребности
в правильном письме.
2. Целевой – осознание орфографической задачи –
нахождение орфограммы, определение еѐ типа.
3. Ориентировочный – поиск способа
орфографического решения.Этапы формирования
орфографического навыка
Исполнительский этап:
4. Составление алгоритма решения для конкретной
задачи.
5. Повторное многократное выполнение действия
(по правилу, алгоритму) с постепенным
свѐртыванием алгоритма.
6. Появление элементов автоматизма (усложнение
материала, ускорение темпа работы).
7. Достижение более или менее полного автоматизма
(самоконтроль, самопроверка).
8. Свободное автоматизированное письмо
в различных ситуациях. Факторы, влияющие
на формирование
орфографического навыка
1. Орфографическая зоркость – умение
ставить орфографические задачи, т.е. быстро
обнаруживать орфограммы и определять
их типы. Отсутствие орфографической зоркости
или ее слабая сформированность являются
одной из главных причин допускаемых учениками
ошибок: даже зная правило, школьник не видит
орфограммы в процессе письма и не знает,
где его необходимо применить.Факторы, влияющие
на формирование
орфографического навыка
2. Уровень развития словаря (словарный запас).
3. Зрительная память (списывание, чтение).
4. Развитый фонематический слух.Формирование орфографической
зоркости
Этапы обучения
Содержание обучения
I – II классы
(до изучения
состава слова
и основных
орфографическ
их правил)
• формирование понятия
«орфограмма»;
• знаний об общих фонетических
опознавательных признаках
орфограмм;
• умения находить орфограммы
слабых позиций.Этапы обучения
Содержание обучения
II – III классы
(до изучения
морфологическ
их признаков
основных
частей речи)
• формирование знаний о морфеме
как важнейшем признаке
орфограммы;
• умения различать орфограммы
слабых позиций в разных частях
слова;
• умения определять тип изученных
орфограмм, отличать изученные
от неизученных.
III – IV классы
• формирование знаний о частных
признаках изучаемых орфограмм;
• умения различать орфограммы
окончаний разных частей речи;
• умения определять тип изученных
орфограмм, отличать изученные
от неизученных.Работа над орфографическим
правилом на уроке
1. Мотивация изучения правила. Устанавливается
наличие орфограммы и необходимость еѐ проверки;
учитель помогает детям обнаружить незнание
способов проверки орфограммы. Формулируется
учебная задача – выяснить, как нужно действовать,
чтобы проверить орфограмму (т.е. узнать новое
правило правописания).
2. Раскрытие сущности правила. Учитель
организует наблюдение над языковым материалом,
чтобы установить основания для выбора буквы-
орфограммы и определить способ проверки.
В результате обобщения учащиеся формулируют
правило.Работа над орфографическим
правилом на уроке
3. Работа над формулировкой правила. Проводится
работа над структурой и содержанием правила
по учебнику, уточняется способ проверки.
4. Применение правила на практике. Длительный
этап, предполагающий выполнение упражнений
с постепенным усложнением условий применения
правила и повышением самостоятельности
учащихся.Орфографические упражнения
Орфографические упражнения – это упражнения,
направленные на формирование орфографических
умений.
К орфографическим упражнениям относятся:
• разные виды диктантов, когда записывается
воспринимаемый на слух текст;
• списывание, когда записываемый текст
воспринимается зрительно;
• орфографическое проговаривание, когда текст
произносится в соответствии с написанием;
• полный или частичный орфографический анализ,
когда выделяются и/или обосновываются
орфограммы.Группы орфографических
упражнений
1) направленные на формирование умения ставить
орфографические задачи. Напр., подчеркивание
орфограмм, письмо с пропусками, выборочное