Файл: Тема 1 Общая характеристика начального языкового образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В предложении говорится об облаках, что? облака − это подлежащее, подчѐркиваю одной чертой. Облака что делают? плывут − это сказуемое, подчѐркиваю двумя чертами. Ищу слова, поясняющие подлежащее: облака какие? причудливые − второстепенный член предложения. Ищу слова, поясняющие сказуемое: плывут где? по небу − второстепенный член предложения; и т.д.


Тема 4

Теоретические основы и технология обучения правописанию в начальной школе
Содержание обучения правописанию в начальной школе
• Формирование у детей сознательных орфографических действий применительно к определѐнному программой кругу орфограмм.

•На основе этих действий формирование орфографических умений, предполагающих определѐнную степень автоматизации (разную для разных орфограмм), т.е. орфографического навыка.

Полная автоматизация за время обучения в начальной школе может быть достигнута только в правописании самых частотных слов, а также в применении простейших правил, не требующих грамматического анализа.

Орфограмма и правило

Орфограмма – это проблемная ситуация, требующая

выбора между правильным и неправильным

написанием.

Орфографическое правило – это особая краткая

инструкция, в которой перечислены условия

выбора той или иной орфограммы; это предписание,

устанавливающее порядок выполнения

орфографического действия, направленного

на выбор верного варианта написания. Орфограммы, связанные

с обозначением звуков буквами

Орфограммы,

не связанные

с обозначением

звуков буквами

На месте слабых

позиций фонем

На месте сильных

позиций фонем

• Обозначение

безударных

гласных на письме

(проверяемых

и непроверяемых).

• Обозначение звонких

и глухих согласных

фонем.

• Обозначение

непроизносимых

согласных фонем.

• Обозначение мягких

и твѐрдых согласных

звуков с помощью

мягкого знака.

• Обозначение ударных

гласных (после

шипящих и Ц) жи-ши,

ча-ща, чу-щу.

• Ь на конце

после шипящих.

• Разделительный

Ь и Ъ.

• Ь в глаголах 2 лица

ед. числа.

• Буква Г в окончаниях

В.п. и Р.п.

у прилагательных

и местоимений.

• Заглавная буква

в именах

собственных

в начале

предложения,

в прямой речи.

• Слитное –

раздельное

написание.

• Перенос. Сознательное орфографическое действие включает

две ступени: постановку орфографической задачи

и ее решение.

1. Постановка орфографической задачи предполагает:

• обнаружение орфограммы по общим


опознавательным признакам (слабой позиции

фонемы, определенному звуку или звукосочетанию,

морфеме или стыку определѐнных морфем);

• определение типа орфограммы по частным,

характерным именно для этой орфограммы

признакам. 2. Решение орфографической задачи включает:

• выбор способа проверки в соответствии с типом

орфограммы;

• установление последовательности проверки

в общем виде;

• применение правила к конкретному случаю

и написание буквы-орфограммы.Например, при полностью осознаваемом действии

выбора буквы безударного гласного в слове пятак

необходимо совершить следующие операции:

Постановка

задачи

• услышать безударный гласный звук

в первом слоге

и осознать, что в этом месте есть выбор

между буквами И, Е и Я, т.е. орфограмма;

• определить, что безударный гласный

находится

в корне слова, что этот корень

не относится к чередующимся.Решение

задачи

• осознать, что для выбора буквы можно

применить правило проверки безударных

гласных в корне слова;

• вспомнить правило: для проверки

безударных гласных в корне нужно

изменить слово или подобрать

однокоренное слово с ударным гласным

в корне;

• выполнить проверку: найти среди форм

данного слова и однокоренных слов

проверочное (например, пять), услышать

под ударением звук [а], осознать,

что после мягкого согласного он будет

обозначен буквой Я;

• написать букву Я в слове пятак.С учѐтом структуры сознательного орфографического

действия выделяются обобщѐнные орфографические

умения, которые необходимо сформировать

у школьника при обучении грамотному письму:

• умение обнаруживать орфограммы;

• умение определять тип орфограммы и выбирать

способ еѐ проверки;

• умение проверять орфограмму по словарю

или по правилу;

• умение контролировать орфографическую

правильность письма.

Для сознательного обнаружения и проверки

большинства орфограмм требуется применение

лингвистических знаний и умений языкового анализа.Орфографический навык

Если выбор написания, соответствующего

орфографической норме, происходит у ученика

автоматически и не отвлекает внимания

от содержания и речевого оформления


высказывания, это означает, что у него

сформирован орфографический навык.Орфографический навык

Орфографический навык – автоматизированное

умение по владению способами обозначения

звучащей речи на письме (навык правописания).

• Орфографический навык возникает на основе

сознательного действия по поиску правильного

варианта написания из числа допускаемых

графикой.

• Орфографический навык формируется постепенно

на основе теории языка, изучения правил,

подражания (списывания).Этапы формирования

орфографического навыка

1. Мотивационный – возникновение потребности

в правильном письме.

2. Целевой – осознание орфографической задачи –

нахождение орфограммы, определение еѐ типа.

3. Ориентировочный – поиск способа

орфографического решения.Этапы формирования

орфографического навыка

Исполнительский этап:

4. Составление алгоритма решения для конкретной

задачи.

5. Повторное многократное выполнение действия

(по правилу, алгоритму) с постепенным

свѐртыванием алгоритма.

6. Появление элементов автоматизма (усложнение

материала, ускорение темпа работы).

7. Достижение более или менее полного автоматизма

(самоконтроль, самопроверка).

8. Свободное автоматизированное письмо

в различных ситуациях. Факторы, влияющие

на формирование

орфографического навыка

1. Орфографическая зоркость – умение

ставить орфографические задачи, т.е. быстро

обнаруживать орфограммы и определять

их типы. Отсутствие орфографической зоркости

или ее слабая сформированность являются

одной из главных причин допускаемых учениками

ошибок: даже зная правило, школьник не видит

орфограммы в процессе письма и не знает,

где его необходимо применить.Факторы, влияющие

на формирование

орфографического навыка

2. Уровень развития словаря (словарный запас).

3. Зрительная память (списывание, чтение).

4. Развитый фонематический слух.Формирование орфографической

зоркости

Этапы обучения

Содержание обучения

I – II классы

(до изучения

состава слова

и основных

орфографическ

их правил)

• формирование понятия

«орфограмма»;

• знаний об общих фонетических

опознавательных признаках

орфограмм;

• умения находить орфограммы


слабых позиций.Этапы обучения

Содержание обучения

II – III классы

(до изучения

морфологическ

их признаков

основных

частей речи)

• формирование знаний о морфеме

как важнейшем признаке

орфограммы;

• умения различать орфограммы

слабых позиций в разных частях

слова;

• умения определять тип изученных

орфограмм, отличать изученные

от неизученных.

III – IV классы

• формирование знаний о частных

признаках изучаемых орфограмм;

• умения различать орфограммы

окончаний разных частей речи;

• умения определять тип изученных

орфограмм, отличать изученные

от неизученных.Работа над орфографическим

правилом на уроке

1. Мотивация изучения правила. Устанавливается

наличие орфограммы и необходимость еѐ проверки;

учитель помогает детям обнаружить незнание

способов проверки орфограммы. Формулируется

учебная задача – выяснить, как нужно действовать,

чтобы проверить орфограмму (т.е. узнать новое

правило правописания).

2. Раскрытие сущности правила. Учитель

организует наблюдение над языковым материалом,

чтобы установить основания для выбора буквы-

орфограммы и определить способ проверки.

В результате обобщения учащиеся формулируют

правило.Работа над орфографическим

правилом на уроке

3. Работа над формулировкой правила. Проводится

работа над структурой и содержанием правила

по учебнику, уточняется способ проверки.

4. Применение правила на практике. Длительный

этап, предполагающий выполнение упражнений

с постепенным усложнением условий применения

правила и повышением самостоятельности

учащихся.Орфографические упражнения

Орфографические упражнения – это упражнения,

направленные на формирование орфографических

умений.

К орфографическим упражнениям относятся:

• разные виды диктантов, когда записывается

воспринимаемый на слух текст;

• списывание, когда записываемый текст

воспринимается зрительно;

• орфографическое проговаривание, когда текст

произносится в соответствии с написанием;

• полный или частичный орфографический анализ,

когда выделяются и/или обосновываются

орфограммы.Группы орфографических

упражнений

1) направленные на формирование умения ставить

орфографические задачи. Напр., подчеркивание

орфограмм, письмо с пропусками, выборочное