Файл: Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а также то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по-разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей.

Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход. Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы, и минусы. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во-первых, в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно, пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во-вторых, сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация".



  1. Исторические типы цивилизаций

Восточный тип цивилизации - первый тип, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека

4. Нравственно волевая установка не на преобразование мира, а созерцательность

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации - систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности

3) индивидуализм, установка на автономию личности

4) рациональность

5) идеалы свободы, равенства, терпимости

6) уважение к частной собственности

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. На определенном этапе развития ЗЦ приобретает характер техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.


  1. Первобытное общество. Переход от первобытности к цивилизации. Древний Восток

Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.), мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.).

Эпоха позднего палеолита



В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры. Человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык.

Эпоха мезолита

Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку. Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы.

Эпоха неолита

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной. Также переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей (земледелие, скотоводство. Помимо этого, возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры.

Основными занятиями людей на протяжении сотен тысяч лет были охота, рыболовство и собирательство. Неолитическая революция: на подступах к цивилизации. Переход к производящему хозяйству, появление земледелия и скотоводства были в этом смысле подлинным прорывом, для определения которого используют понятие неолитическая революция.

Переход от первобытности к цивилизации.

Становления производящего хозяйства: Выращивание пшеницы, бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов, свиней, позднее — крупного рогатого скота. Возрастание роли семьи в общине, которая постепенно переставала быть родовой и становилась соседской. Появление поселений нового типа с прочными и большими домами. Возникновение крупных поселений, похожих на города.

Цивилизации Древнего Востока: для них характерно

1. Первобытно-общинный строй


2. Находились в поймах крупных рек, речных долинах.

3. Основа хозяйственной деятельности - ирригационные работы при государственной собственности.

4. Очень важны астрономические знания, в них включена система храмов и жречество.

5. Общество сословное, его структура связана с развитым разделением труда.

6. Основное занятие - сельское хозяйство, но руководящую роль играл город.

7. Государство имело ориентированную и измеренную землю.

8. Характер власти деспотический, жёсткая централизация и сакрализация власти.

9. Формирование государства сопровождалось развитием письменности.
Древний Восток

Древний Восток - историко-географическое понятие, под которым понимаются древнейшие общества Восточной Африки и Азии.

Первые государственные формирования сложились в IV тыс. до н. э. в долинах великих рек Нила, Евфрата, Инда, Янцзы. Необходимость взаимодействия жителей нескольких сельскохозяйственных общин способствовала укрупнению общин. Высокая урожайность почв обеспечивала быстрый рост прибавочного продукта, который. концентрируясь в руках части общинников, способствовал классовому расслоению общества. Два вышеперечисленных фактора предопределили возникновение на данных территориях государственности.

  1. Античность: древняя Греция, эллинистические государства, древний Рим.

Древняя Эллада – так изначально называлась Греция. В 1-веке до н.э. Элладу покорили римляне и дали ей латинское название «Греция», а её жителей стали называть «греками». Территорию Греции можно разделить на Южную, Среднюю и Северную: Южная часть страны была занята героической Спартой, Среднюю Грецию занимали Афины – сердце Эллады, Северная территория принадлежали Фессалии и Македонии.

-Минойский этап

Относится к самому раннему периоду развития Греции. На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса, по имени которого назван и весь период.

-Ахейский этап

Ахейцы создали ахейскую цивилизацию, но сами были уничтожены племенами более диких и отсталых дорийцев. После этого Греция погрузилась в так называемый «темный век».

-Архаический период развития

Греческая цивилизация поднимается на новую ступень развития. Именно в это время возникают независимые города-государства, которые получают название «полисы. Самые известные города-государства – это Афины, Спарта и Фивы.


Афины становятся центром культуры Древней Греции, здесь выступают знаменитые поэты, ораторы и философы, что значит «любители мудрости». Именно в Афинах появляется первая демократия. Однако, демократия эта была не полная, так как рабы и женщины не имели в ней права голоса. Спарта же являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Интересно, что управляли Спартой сразу два царя: один из них командовал армией и водил её на войну, а второй занимался административными вопросами. Экономику Спарты обеспечивали рабы – илоты.

Эллинистический период развития

Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи. После смерти Александра его необъятная империя распалась так же быстро, как и была завоевана. Её территорию разделили между собой четыре заместителя Александра. На смену греческой цивилизации пришла железная империя Рима, и Греция стала одной из римских провинций.

Эллинистические государства – это Эллинистическая эпоха Древней Греции (Эллинизм). От Классической эпохи она отличается тем, что на смену городам-государствам (полисам) пришли могущественные державы, включающие в себя много городов и сельских поселений. Во главе этих государственных образований стояли цари, а начало новому историческому витку положили завоевания Александра Македонского. Официально считается, что Эллинизм начался в 301 году до н. э., а закончился в 30 году н. э. со смертью египетской царицы Клеопатры.

Древний Рим В 753 году до н. э. поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков.

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

Царский. Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний – Луций. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.