Файл: Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме.
Республиканский. В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья.
Римская империя. Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель – Император. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.
Культура Древнего Рима
Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.
-
Страны Европы и Византия в средние века (V-первая половина XVII в.).
Европа:
Деление Европы на Западную и Восточную усилилось после Падения Западной Римской империи в V веке, в результате завоевания тюрками Аттилы и Германскими племенами, в то время как Восточная Римская империя (называемая также Византийская империя) просуществовала ещё тысячу лет. Римская империя была уже разделена на греко-говорящие и латинско-говорящие регионы в течение многих столетий[25].
В VII и VIII столетиях арабская экспансия принесла исламскую культуру к южным Средиземноморским берегам (от Сирии до Сицилии и Испании), все более увеличивая различия между различными Средиземноморскими цивилизациями. Были утеряны многие знания и технологии, торговля пришла в упадок и люди возвратились к местным аграрным сообществам-общинам. В том же самом столетии, тюрки-болгары создали государство в Европе — Болгария, впоследствии ставшим одним из первых славянских государств.
Феодализм создал новый порядок в мире без городов и заменил централизованную римскую администрацию, которая была основана на городах и высокоорганизованной армии.
Единственным учреждением, пережившим крах Западной Римской империи, была римско-католическая Церковь
, которая сохранила часть римского культурного наследия и осталась первичным источником обучения в его области по крайней мере до XIII столетия.
Епископ Рима, известный как Папа римский, стал лидером западной церкви, при этом на востоке его превосходство признано не было.
Священная Римская империя возникла около 800 года, когда Карл Великий, король франков, был коронован Папой как Император. Его империя основывалась на территориях современной Франции, Бенилюкса и Германии расширяясь на современную территорию Венгрии, Италии, Богемии, Нижней Саксонии и Испании. Он и его отец получили существенную помощь от союза с Римским папой, который хотел получить помощь против Ломбардов. Римский папа официально являлся вассалом Византийской империи, но Византийский император не мог сделать ничего против Ломбардов.
В конце IX и в X столетии Северная и Западная Европа чувствовала расцветающую мощь и влияние викингов, которые совершали набеги, торговали, завоёвывали и заселяли стремительно и эффективно с их передовыми мореходными судами, типа галеры.
Венгры грабили материковую Европу, а Арабы — юг.
В X столетии независимые королевства были основаны в Центральной Европе, например Польша и Венгрия. Последняя прекратила свои грабительские набеги.
В последующем периоде, закончившимся приблизительно в 1000 году, произошёл дальнейший рост феодализма, который ослабил Священную Римскую империю.
После Раскола христианской церкви в 1054 году западное христианство было принято в новых созданных королевствах Центральной Европы: Польше, Венгрии и Богемии.
Римская Католическая Церковь превратилась в лидирующую силу, что привело к конфликтам между Папой и Императором.
Области под властью римской католической церкви непомерно расширились в связи с обращением в христианство языческих королей Скандинавии, Литвы, Польши, Венгрии и благодаря крестовым походам. Большая часть Европы стала романо-католической в XV столетии.
Византия
Византийская (официально Ромейская) империя была продолжением Восточной Римской империи, в которой в VI – VIII вв. латинский язык, как государственный, заменился греческим, а в населении все более и более важное значение стали получать эллинизированные инородцы (особенно славяне). В Византии сохранились и основные черты старой империи – социальное господство поземельной аристократии и политический абсолютизм императорской власти, управлявшей страною посредством чиновничества.
Но в империи не выработалось правильного порядка престолонаследия, и из-за обладания властью постоянно происходила борьба между честолюбцами, сопровождавшаяся придворными интригами и дворцовыми переворотами, заговорами и восстаниями, убийствами и всякого рода жестокостями. К борьбе за власть примешивались и религиозные распри, порождавшиеся разными ересями, да и само население столицы отличалось наклонностью к бунтам и переворотам. Законодательство и управление империи были прямым продолжением соответственной деятельности прежних римских императоров.
Самым замечательным царствованием в Византии в начале Средних веков было правление Юстиниана Великого, сделавшего в середине VI столетия попытку восстановлении императорской власти на Западе. Кроме того, он был истинным родоначальником византийской системы управления, основанной на подчинения авторитету власти всех проявлений общественной жизни, не исключая и религии. Своей кодификацией римского права Юстиниан завершил его многовековое развитие и создал основу для дальнейшего развития права уже чисто византийского.
С IV по IX в. Византию раздирали новые религиозные раздоры, вызывающиеся появлением ересей. Такова была в VIII в. борьба иконоборцев и иконопочитателей.
В отличие от романо-германского Запада, Византия не подверглась феодальному раздроблению. При Македонской династии (с середины IX до середины XI в.) византийские императоры продолжали борьбу с знатью, но обычай наделять служилых людей населенными имениями при династии Комнинов (с середины XI до конца XII в. снова привел крестьянскую свободу в упадок.
Извне Византийскую империю теснили с севера болгары (в IX – X в.), с востока турки-сельджуки. Последние заставили её правительство искать помощи на Западе, откуда с конца XI в. через её территории стали двигаться в Азию крестоносные ополчения.
Четвертый крестовый поход окончился даже завоеванием Византии крестоносцами, которые образовали из неё Латинскую империю, просуществовавшую, однако, лишь полстолетия. Новой византийской династии Палеологов удалось восстановить прежнюю греческую империю, но уже не в прежнем объеме и очень ослабленною. В середине XIV в. большая часть Балканского полуострова была во власти Сербии, но тогда же началось и завоевание его турками-османами, которые в середине XV в. взяли и самый Константинополь. И латинское завоевание начала XIII в., и покорение турками в середине XV в., конечно, ухудшили быт коренного населения империи.
6.Средневековый Восток: особенности политического, социального и экономического строя в Китае, Индии, Японии и арабских странах.
Государство | Особенности строя | ||
Политического | Социального | Экономического | |
Китай | Китай в Средние века развивался без длительных войн и междоусобных столкновений, но часто испытывал смену власти. В VII в ходе дворцового переворота династию Суй сменила династия Тан. Ее правители занимались активной захватнической деятельностью. В результате победоносных войн Китай получил в свои руки Великий шелковый путь и установил власть над Тибетом, Кореей и Индокитаем. Для средневекового китайского общества был характерен большой аппарат чиновников и огромная сильная армия, на которых опиралась власть. Все чиновники всегда назначались только из центра империи. | Основу государства, как и в других странах Востока, в Китае составляла община. Почти 90% населения были крестьянами и обрабатывали землю. О них власти особо заботились, поскольку крестьяне были главными налогоплательщиками. В Китае существовала очень мудрая система земельных наделов. Одинаковый участок земли получал каждый работоспособный китаец. | В Средние века в Китае происходили большие сдвиги в хозяйстве. В сельском хозяйстве стали применяться водяные мельницы, крестьяне обрабатывали землю большим количеством разнообразных плугов. Китайцы начинают производить фарфор и изготавливать сахар. К концу средневековья, к XVII веку, Китай представлял собой мощную державу с хорошо развитой системой управления. |
Индия | Индия в Средние века обладала крайне неустойчивой политической властью. Слабые и кратковременные династии сменяли одна другую, постоянно враждуя с такими же неустойчивыми государственными образованиями. Таких государств в Индии в разное время существовало около 70. | В Индии существовало строгое деление на касты (варны). Каста – это группа людей со своими особыми правами и обязанностями. Высшие касты – это брахманы (служители богов) и кшатрии (цари). Они управляли страной и защищали ее от врагов. Низшие касты обрабатывали землю, изготовляли изделия, прислуживали знати. Переход к средневековью привел к изменению в кастовом строе индийского общества. Касты стали делиться на более мелкие группы людей, объединенных одной профессией. Брахманы разделились на врачей, учителей и аптекарей. Невозможно было перейти из одной касты в другую. Выйти замуж или найти себе жену можно было только среди своих. Люди, входящие в высшие касты, избегали всяческого соприкосновения со всеми остальными. Они жили отдельно, в центральной части города, обычно огороженной стеной от остальных районов, где проживали низшие касты. Наличие кастового строя не отменяло главной основы жизни общества и государства – общины. В Индии она существовала так же, как и в других восточных странах. Индия в Средние века кратко говоря, была страной веротерпимой. В ней вполне мирно уживались сразу три религии: иудаизм, буддизм и ислам. Наряду с ними существовало еще множество местных культов. | Совершенства достигли городские ремесленники в изготовлении украшений, оружия, хлопчатобумажных и шёлковых тканей и т. д. В это время индийцы уже умели строить суда, способные перевозить сотни пассажиров. Высокого совершенства достигло строительное искусство, причём всё больше распространяется строительство зданий из камня, тогда как ранее здания строились в основном из дерева и кирпича. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю. Из Индии вывозились ткани, украшения, слоновая кость, жемчуг, перец, благовония. Ввозились драгоценные и цветные металлы и изделия из них, вина, рабы (музыканты и танцоры). Индийские моряки плавали в Китай, а также через Аравийское море в Красное. Оживлённые отношения поддерживались со странами Средиземноморья. Античные писатели отмечали, что огромное количество драгоценных металлов уходит в Индию, чтобы никогда больше не вернуться в Средиземноморье. Хотя в самой Индии золота и драгоценных камней добывалось не столь много, как это обычно думают (многие из драгоценных камней, которыми славилась в то время Индия, добывались на Цейлоне и в Бирме), рабовладельческая знать со временем накопила в своих сокровищницах огромное количество драгоценностей. Золотая монета, которая появилась, вероятно, ещё при Маурьях, отличалась при кушанах и Гуптах полноценностью и высоким качеством исполнения. |
Япония | Для политической системы Японии было характерно: 1. централизация власти; 2. Вся земля в стране находится в руках государства; 3. существование общин. 1192 году происходит очень значимое событие – император теряет часть своей власти, уступая ее сегуну (военному правителю). Сегунат существовал 7 веков, вплоть до 19 века. Императорская власть в стране оставалась, но она не была теперь единоличной. В 16 веке правители Японии решают изолировать ее от остального мира, чтобы ничто не могло повлиять на самобытную культуру страны. Она становится самой закрытой цивилизаций. Покидать пределы японских островов было запрещено. Нарушителей запрета казнили. Иностранцам, кроме голландцам и китайцам, путь в страну также был закрыт. Из страны были изгнаны представители католической и христианской религии. Период средневековья для Японии закончился с момента восшествия на престол юного императора Мицухито в 1866 году. | Основную массу населения составляли крестьяне. На них приходилась вся тяжесть налогов. Главным из них была рента на землю. Кроме того, в Японии жили неполноправные (иноземцы) и рабы. | Начиная с 6 века, Япония начинает стремительно развиваться. Для восточных стран такой динамичный темп развития совсем несвойственен. Дело в том, что Япония охотно перенимала чужой опыт и, в первую очередь, соседних стран. Японские правители старались заимствовать только самое лучшее. В страну приглашались ремесленники, а молодые японцы отправлялись в Китай для учебы. Иероглифическое письмо, буддизм и даосизм – это тоже пришло из Китая. Сначала Япония в Средние века, кратко говоря, была классическим восточным государством. |
Арабские страны | Первоначально арабские племена были кочевниками, среди которых с первой четверти VII в. выделяется племя курайшитов. Ислам стал той идеологической базой, которая нс только объединила арабские племена, но и стала политической основой нового государства — арабского халифата, созданного в 632 г. В целом история арабского средневековья делится на три периода: меккано-мединский — домусульманская Аравия и возникновение ислама (VI–VII вв.); дамасский (сирийский) — правление династии Омейядов, активная завоевательная политика (661–750); багдадский (ирано-месопотамский) — правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055). | Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо. |
7.Переход к Новому времени в Европе: великие географические открытия, Возрождение и Реформация, зарождение и развитие капиталистических отношений, от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Рассмотрим основные события и процессы всемирной истории, происходящие в Европе в конце XV-XVII вв. Для европейской истории эта эпоха имеет исключительное значение. Многие историки называют ее «временем великого прорыва», и этому есть все основания.
Именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал также переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями.
Если до этого Запад был относительно замкнутым регионом, то произошедшие в XV-XVII вв. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. В XVI-XVII вв. Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций.
XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией, заложившей основы современного знания в области естественных и точных наук, в сфере гуманитарной и политической мысли, философских воззрений.
В период Реформации XVI в. столкнулись не только в смертельной битве религиозные взгляды, но и зародилась система гражданских прав и свобод и вырабатывались основополагающие понятия в этой шкале ценностей – свободы совести.
Формирование в это время капиталистических отношений в Голландии, Англии и других европейских странах привело к превращению европейский истории во всемирную. Втягивание различных стран и континентов в мировой рынок содействовало разрушению феодальных форм производства, выдвинуло перед феодальными государствами новые задачи и проблемы, что привело к изменению форм государственного устройства – в этот период начиналась эпоха абсолютных монархий.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.