Файл: Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешняя политика:
-
1968гю- подавление "пражской весны" -
"Доктрина Брежнева" об "ограниченном суверенитете" социалистических стран в условиях опасности -
1964-1973- помощь Вьетнаму во время агрессии США -
политическая, экономическая, военная помощь странам Азии и Африки -
1979г.- советская интервенция в Афганистан -
1972г.- ОСВ1- об ограничении систем противоракетной обороны
«Перестройка» в СССР и ее социально-политические последствия.
-
доклад Хрущева о Сталине; 1956г.- постановление о преодолении культа личности -
1961г.- отставка Хрущева -
смягчение политического режима -
4000 полит, заключенных выпущены -
снижение большинства экономических показателей, характеризующих развитие нар.хоз. -
коррупция -
кризис в с/х -
распространения иждивенческих отношений -
диктат атеизма -
господство марксистско-ленинской идеологии; подавление инакомыслия
Сущность перестройки 1985-1991
-
ускорение соц.-эконом. развития страны -
предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет -
начало развития частной трудовой деятельности -
обострение борьбы общественно-политических сил -
усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром
Результат:
-
распад СССР и образование СНГ -
ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС за власть -
начало перехода к рыночной экономике -
Распад СССР, Социально-экономическое и политическое развитие Российской -
Федерации в начале 90-х гг. ХХ в. -
Путч 1991 года. Общие сведения -
Одновременно резко возрос политический вес и укрепились позиции президента РСФСР Б. Н. Ельцина. Своими указами Ельцин вначале приостановил (23 авг.), а затем запретил (6 нояб.) деятельность КПСС на территории РСФСР, лишив тем самым сложное политико-государственное образование, каким был Советский Союз, его фундамента. В период перестройки остро встал национальный вопрос. Парламентами республик были приняты декларации об их суверенитете, т. е. полной эк. и п-кой самостоятельности. Игнорирование центра со стороны республик наносило огромный ущерб как эк-ке страны, так и решению национального вопроса. Нужен был новый союзный Договор. А 21.12.91 Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, РСФСР, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина в Алма-Ате подписали Протокол и Декларацию об образовании СНГ. 26.12.91 Совет Республик союзного парламента принял Декларацию о прекращении существования СССР. Проблемы реформ в Российской Федерации: 1.) борьба за власть, отодвигавшая на задний план решение эк. и соц. проблем; 2.) проблема межнациональных отношений; 3.) тяжёлый эк. кризис.
43.Социально-экономическое и политическое развитие Российской Федерации в 1990- годы: либерально-радикальная модернизация и ее результаты, события сентября – октября 1993 г., изменение политической системы и принятие новой Конституции Российской Федерации.
Либерализация экономики
-правительство объявило об освобождении цен от государственного регулирования с января 1992 г.
-перевод предприятий на полное самообеспечение.
-внедрение зарубежной продукции
Обратной стороной этого процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, ее реализация оказалась сильно затруднена.
Приватизации-переводы государственной собственности в частную.
Аграрная политика
-превращение колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества.
Социальная политика
Политика экономического либерализма-освобождения товарно-денежных отношений от государственного регулирования:
После принятия Конституции РФ 1993 г. влияние представительных органов власти на определение курса социально-экономического развития было резко ослаблено.
Осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации:
-либерализованы ценообразование,
- внешняя торговля,
-проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг.
-В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной
Федеративная политика
После разрушения СССР главной внутриполитической задачей российского руководства стало оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России.31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который определял взаимоотношения между субъектами Российской Федерации (РФ) (республика, край, область, округ) и определял границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI Съездом народных депутатов РФ. Несмотря на то, что договор не был подписан Татарстаном и Чечней, он стал первым крупным шагом конституционной реформы России.
Конституция РФ 1993 г.
На референдуме большинство участников поддержало политику Президента и высказалось против досрочных перевыборов, как Президента, так и Верховного Совета. Осенью 1993 г. Президент прибег к решительным мерам, объявив 21 сентября о роспуске Верховного Совета. Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. Позже их заменили новые органы представительной власти различных уровней — думы и собрания представителей
Социально-экономическое развитие России в 1993 -1999 гг. • Одним из самых сложных явлений 1990 -х гг. стала приватизация. Ее концепция была разработана А. Чубайсом. Первый этап – ваучерная приватизация. Все имущество российских предприятий было оценено и разделено на численность населения. Каждый житель получил свою долю в госсобственности в виде приватизационного чека (ваучера). Они смогли вложить свои ваучеры в акции предприятий, но большинство людей акций не получило. Второй этап приватизации – денежный начался в 1995 г. В результате «залоговых аукционов» крупные прибыльные государственные предприятия перешли к частным владельцам. Проданы предприятия были очень дешево. Две трети богатств страны оказались в руках 6% населения. Экономику страны охватил глубокий инвестиционный кризис (отток денег из сферы производства). Страну охватил дефолт (отказ платить по долгам). Рубль подешевел по отношению к зарубежным валютам.
Итоги. С крахом СССР и коммунистического режима в Российской Федерации начался новый этап модернизации. Реформы, проводимые в РФ в 1992-1997 гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство. Стала реальностью частная собственность. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Вместе с тем общая экономическая ситуация в стране оставалась сложной. Продолжившийся спад производства вызвал обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных.
44.Внутренняя и внешняя политика России в начале XXI в.
В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная (создание новой пенсионной системы, непосредственно увязывающей размер пенсии (через персонифицированный учет) с реальным уровнем трудового дохода работника), банковская, монетизация льгот (замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005 - монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение.), реформы трудовых отношений
, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В сентябре 2005 в России были запущены «Национальные проекты» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России. В 2000—2008 годах в России наблюдался рост российской экономики, инвестиций, доходов населения, чему способствовали проведённые реформы, политическая стабильность, а также повышение цен на товары российского экспорта.
С 2000 года в стране проводился политический курс на укрепление вертикали исполнительной власти, национализацию некоторых предприятий.
Госдума приняла закон «О политических партиях», а затем его новый вариант. Он был направлен на то, чтобы поднять значение политических объединений в общественной жизни страны и усилить их влияние, максимально сократив количество действующих партий, а остальные значительно укрупнить. Закон установил для партий «членский барьер», обязательное представительство в регионах и предоставлял им финансовую помощь государства.
18 марта президент России В. Путин подписал договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Это стало возможным после того, как в Автономной республике Крым и в Севастополе (Украина) прошёл референдум о статусе Крыма. По результатам референдума 96,77 % избирателей республики и 95,6 % избирателей Севастополя выбрали воссоединение с Россией.
К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. В 2000 г. были приняты три важнейших документа: "Концепция национальной безопасности", "Военная доктрина", "Концепция внешней политики".
Продолжался процесс налаживания конструктивного диалога с США и государствами Европы. Продолжалось сотрудничество с международными организациями: "большая восьмерка", НАТО, ОБСЕ, МВФ. Определяющее значение имело тесное сотрудничество со странами СНГ. На постсоветском пространстве наметилась тенденция сближения бывших республик СССР, прежде всего в экономической сфере. РФ стала одним из участников борьбы с международным терроризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информации в борьбе с терроризмом. Россия сыграла важную роль в формировании новой системы международной безопасности.