Файл: 1. Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Предмет и метод теории государства и права.
Теория государства и права – составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права, систематизированные сведения, об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретической модели государственно-правовых систем. Теория государства и права, опираясь и на другие отрасли научного знания, формулирует научные законы, понятия, определения государственных и правовых явлений, что позволяет познать сущность последних, совершенствовать их в целях наиболее эффективного управления обществом.
Метод теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучаются государство и право.
Общенаучные методы – это те, которые используются всеми науками. Это – диалектика, анализ, синтез, индукция, аналогия, абстрагирование, моделирование, восхождение
Специальные методы – это те, которые используются в нескольких науках. Это – системный, сравнительный, функциональный, статистический, математический, конкретно-социологический
Частнонаучные методы – это те, которые используются в конкретной науке. Это – сравнительное правоведение, правовой эксперимент, правовое прогнозирование, формально-юридический –
2.Причины и формы возникновения государства у различных народов
Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
-
переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера; -
появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов; -
появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества; -
возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.
В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.
1. Афинская. Процесс возникновения шел классическим путем. Этапами развития государства стали последовательные реформы: Тезея, Солона, Клисфена. Идея Тезея состояло в разделении всего народа на классы по их трудовой специальности, а также учредил центральную власть в Афинах. Салон разделял народ по имущественному признаку, делилось на 4 класс (первые три обладали правом
занимать управленческие места по нарастанию, четвертый только мог участвовать в голосованиях и выступать). Клисфен разделял территории на 100 обширных округов, каждая из которых создана на принципе самоуправления, во главе которой стоял старейшина.
2. Древнеримская. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.
3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами).
4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии повлияли климатические условия. Органы гос. власти складывались в результате необходимости организации работ. (общественных, строительных и др.)
3.Гос. власть как особая форма социальной власти
Государственная власть — особая форма соц. власти, публично-политическое отношение, господство и подчинение между субъектами, опирающиеся на гос. принуждение.
Характерные черты гос. власти:
1.Распространяется на все общество
2.Носит публично-политический характер
3.Опирается на гос. принуждение
4.Осуществляется специальными лицами (чиновниками)
5.Устанавливает систему налогов
6.Организует население по территориальному признаку
7.Право издавать законы, подлежащие исполнению
4.Понятие, сущность и признаки государства
Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.
Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.
Подходы к определению сущности и предназначения государства:
1. Классовый подход – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.
2. Общесоциальный
– власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.
3. Диалектический подход– власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.
Признаки государства:
1. население
2. территория
3. суверенитет
4. взаимосвязь государства и права
5. система налогообложения
6. публичная государственная власть
5.Типология государства: формальный и цивилизационный подходы.
Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
1. Формационный подходоснован на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
2. Суть цивилизационного подходасостоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы.
6.Понятие и элементы формы государства. Соотношения типа и формы государства.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации гос-ва. Порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности и методы осуществления государственной власти.
Форма гос-ва состоит из 3 элементов:
1.форма правления
2.форма национально-государственного устройства
3. государственно-правовой режим
Форма правления – порядок образования и организации высших органов государственной власти. Их взаимоотношение друг с другом и населением. Виды: монархия, республика
Форма национально-государственного устройства – территориальная структура гос-ва соотношение между государством и его территориальными единицами.
По форме нац-гос. устройства гос-ва делятся на унитарные и федеративные.
Государственно-правовой режим – это система средств и способов осуществления государственной власти.
Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:
1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им.
2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
7.Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея направлена на огр. власти государства правом, на установлении правления законов, обеспечении безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Принципы правового государства:
-
верховенство закона -
разделение властей -
реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина; -
взаимная ответственность государства и личности -
соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
8.Форма государственного правления: понятие и виды
Форма правления - это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.
На основе истории выделяются два вида формы правления государства:
1. Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства, является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.
Виды монархий:
- абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют.
- ограниченная - конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом.
2. Республика – государственная власть принадлежит народу, передается представителям народачерез выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
Виды республик:
- президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно;
- парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту;
- смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик;
9.Форма государственного устройства: понятие и виды
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Формы государственного устройства:
1.унитарная – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Бывают централизованными и децентрализованными в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;
2.федеративная – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, либо по национально-территориальному принципу.
10.Политический режим: понятие и виды
Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.