Файл: 1. Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.Орган государства: понятие, признаки, классификация
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно‑правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) имеет государственно‑властные полномочия; 3) государственные служащие выступают от имени всего государства; 5) выполнение государственных функций и задач; 6) обладание правом на издание юридических актов; 7) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 8) близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
1) от порядка их формирования; 2) объема выполняемых полномочий; 3) широты компетенции; 4) характера организационно‑правовых форм деятельности; 5) числа государственных гражданских служащих; 6) времени функционирования.
19.Понятие, признаки и сущность права
Право - это совокупность правовых норм, установленных и гарантированных государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1)Общеобязательность 2)Нормативность 3)Формальная определенность 4)Системность 5)Гарантированность государством 6) Регулятивность права
20.Принципы права
Существует несколько видов принципов права: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.
Общие принципы – нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом (принцип законности; принцип федерализма; принцип гуманизма; принцип справедливости; принцип равноправия; принцип единства прав и обязанностей).
Отраслевые принципы – действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
Межотраслевые принципы – характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
21.Функции права: понятие и виды
Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные;
2) специально‑юридические.
1. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни (политическая; экономическая; культурно‑историческая; функция социального контроля; воспитательная функция).
2. Специально‑юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений (регулятивная; регулятивная динамическая; регулятивная статическая; охранительная; компенсационная; восстановительная; ограничительная; карательная).
22.Понятие, структура и роль правосознания
Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Структура правосознания
- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности;
- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений);
- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности);
- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
- Субъективная воля индивида – способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
23.Правовая культура: понятие и структура
Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам
. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно–правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.
Структура правовой культуры состоит элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).
24.Правовая система общества: понятие и структура
Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
1) правосознание; 2) правовая идеология; 3) правовая культура; 4) право; 5) законодательство; 6) правоотношения; 7) правопорядок; 8) юридическая практика.
25.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия
Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:
1)в системе социальных норм выступают самыми универсальными; 2)имеют единый объект регулирования - общественные отношения; 3)имеют общую цель; 4)определяют границы свободы личности;
Различая между правом и моралью:
1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством); 2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму); 3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить); 4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок); 5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права - мерами государственного воздействия); 6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).
Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль (и наоборот).
Вместе с тем возможны и противоречия между рассматриваемыми категориями, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Если право расходится с нравственностью в оценке тех или иных явлений, то это, как правило, не упрочивает его позиций в обществе, не усиливает влияния на сознание людей, а как раз наоборот.
26.Понятие и основные признаки нормы права
Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
-
Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); -
Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло; -
Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности); -
Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу его действия; -
Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах; -
Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; -
Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; -
Обобщенность -
Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения; -
Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
27.Структура нормы права
Структуру нормы права составляют три элемента:
1.Гипотеза. Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.
2.Диспозиция. Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.
3.Санкция. Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.
28.Соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения правовых норм
Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, обеспеченное возможностью гос. принуждения в случае ее невыполнения. Статья нормативного акта - это его первичная текстуальная часть. Она является непосредственной формой, в которой содержатся элементы нормы права. Однако статья нормативного акта и норма права не тождественны друг другу; смысловое содержание нормы не сводится к тексту нормы, оно должно быть установлено в процессе логического анализа этого текста. Регулирует общественные отношения и применяется именно норма права, но всякая норма реально и первично существует в виде текста статьи нормативного акта.
Статья нормативного акта имеет, как правило, отдельные части или пункты, в которых в том или ином сочетании формулируются элементы юридической нормы. Каждая статья (ее часть или пункт) могут содержать одну или несколько норм; одна норма может содержаться в нескольких статьях нормативного акта.
Расположение правовой нормы в статьях н.п.а. (ее реальная структура) не всегда соответствует ее идеальной структуре _(гипотеза-диспозиция-санкция).
выделяют несколько основных способов изложения норм права в статьях нормативных актов.
Прямой способ изложения характеризуется тем, что в отдельной статье нормативного акта, ее части или пункте текстуально сформулированы и представлены все необходимые для выяснения содержания данной юридической нормы элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.
Отсылочный способ изложения применяется в целях сокращения повторов в нормативных актах, когда содержание определенных частей юридических норм или их некоторых элементов совпадают.
Бланкетный способ изложения применяется в целях рационального построения текста нормативного акта, когда содержание юридических норм включает в себя какие-либо специальные правила (например, правила дорожного движения, производства горных работ, техники безопасности и др.).