Файл: 1. Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д.

10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения.

11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов, их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

13.Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

40. Институт права: понятие и виды

Институт права – это система норм права, регулирующих общественные от­ношения определённого вида. Образует обособленную часть отрасли права.


Классификация институтов права:

1. По отраслям права 

2. Поэтому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные институты права. К материальным институтам относят: институт подряда, институт преступления, институт прав и свобод человека и др. К процессуальным институтам относят: институт возбуждения уголовного дела, институт обжалования решения суда, институт регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и др.

3. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые. Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

4. Простые и сложные (или комплексные). Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. К ним институт залога, институт поручения, институт исковой давности, институт амнистии, институт помилования, институт мониторинга земель, институт судебных извещений и др. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоя­тельные образования, называемые субинститутами.

5. регуля­тивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

41. Понятие законности и правопорядка

Законность — режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

42. Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации

Реализация права— это процесс перевода абстрактных правовых предписаний на практику, т.е. в реальное поведение конкретных субъектов права.


Реализация права возможна в следующих четырех формах:

1.соблюдение — единственная пассивная форма реализации права; субъект права не совершает никаких действий, т.к. соблюдение права предполагает всего лишь ненарушение правовых норм

2.исполнение — активная форма реализации права, в частности предполагается реализация юридических обязанностей.

3.использование — активная форма реализации права, которая предполагает воплощение субъектами права правомочий, предоставленных им правовыми нормами. Использование права зависит от воли субъекта — обладателя данного права, является его добровольным актом и осуществляется по его желанию (например, подача искового заявления в суд, участие в выборах и пр.)

4.применение — активная форма реализации права, которую принято называть особой формой реализации права, т.к. она осуществляется исключительно специальным субъектом — уполномоченным органом публичной власти или должностным лицом.

Применение права — активная форма реализации права, которую принято называть особой формой реализации права, т.к. она осуществляется исключительно специальным субъектом — уполномоченным органом публичной власти или должностным лицом. Право реализуется в форме применения только в тех случаях, когда реализация права в других формах не достигла своего результата, т.е. когда не произошло воплощения в реальной жизни законных субъективных прав и юридических обязанностей. Результат применения права всегда воплощается в специальном документе — правоприменительном акте (например, приговоре суда)

43.Основные стадии процесса применения права

Выделяют следующие стадии правоприменительного процесса:

1.установление фактических обстоятельств дела — протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств с помощью юридических доказательств (документов, показаний очевидцев и пр.)

2.юридическая квалификация, включающая в себя выбор подлежащей применению юридической нормы, проверка нормы на подлинность, действие в пространстве, во времени и по кругу лиц, проверка правильности текста нормы, толкование нормы

3.решение дела — основная стадия, является собственно правоприменением. Первые две стадии имеют подготовительный характер и их разделение достаточно условно. Результатом этой стадии является правоприменительный акт, который оформляется по правилам юридической техники


4.исполнение правоприменительного акта — производится контроль достигнутого результата: проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта и круг лиц, ответственных за исполнение решения — данную стадию

44.Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридическая коллизия - это расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

Способы устранения коллизий

1.принятие нового акта взамен коллизирующих или отмену одного из противоречащих друг другу актов. 2.разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы. 3.судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское. 4.судебные толкования. Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д. 5.возможности обжаловать те или иные акты или действия в судебном или административном порядке. 6.опротестование актов органами прокуратуры в установленном порядке. 7.согласительно-примирительные процедуры. 8.введение временных или специальных режимов. Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица.

45.Акты применения права: понятие, особенности, виды

Акт применения права - это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает и обладает следующими особенностями:

1.исходит от компетентных органов; 2.носит государственно-властный характер; 3.носит индивидуальный, а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам,; 4.имеет определенную установленную законом структуру и внешние реквизиты (точное наименование акта; дата издания; место издания; порядковый номер);

Правоприменительные акты классифицируют:


1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных органов;

3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру - на материальные и процессуальные.

46.Толкование норм права: понятие и виды по субъектам. Акты официального толкование, их особенности и виды.

Толкование права – интеллектуальная деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла толкования норм.

Виды толкования права по субъектам:

1)официальное дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами. Должностными лицами, иными органами закрепленными в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов оно является юридически значимых.

2)вида –нормативное толкование. Здесь толкуется смысл юридической нормы.

Виды официального толкования по субъектам

1.Аутентичная (авторская) Разъяснение исходит от органа принявшего толкуемую норму.

2.легальная (дилигированная) Оно осуществляется субъектами, которым это разрешено (все высшие суды)

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса:научные учреждения, практические работы и др. Осуществляется в форме рекомендаций и советов и е имеет юридического обязательного значение.

Виды неофициального толкования:

1.обыденное 2.профессиональное(практические работники) 3.доктринальное(научные)учение.

47.Способы и объем толкования правовых норм.

Способы толкования права – совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание норм права и выраженный в ней воли законодателя.

1. Грамматический. Поясняется значение отдельных слов.

2. Логический. Здесь законы логики исполняются самостоятельно обособлено от остальных способов.

3. Систематический. Уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи. Выясняется место нормы в отрасли институте права.

4. Специально юридический. Выясняются исторические условия издания НПА. Социально – политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт.