Файл: 1. Предмет и метод теории государства и права. Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


29.Классификация норм права


Выделяет следующие виды норма права:

Управомочивающие; обязывающие; запрещающие

1.Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества).

2.Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги).

3.Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм.

30.Понятие и виды форм права. Источники права.

В строгом значении различают понятия «форма права» и «источник права».

Под источником права (в широком значении) понимаются истоки формирования и развития права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Другими словами, это то, откуда право черпает своё начало, свою силу. Источники права обусловливают его существование и содержание. В таком понимании к источникам права относят социальную необходимость, требующую нормативного урегулирования, т.е. реально складывающиеся общественные отношения с учётом социально-экономических условий жизни общества. К ним относят также волю народа и волю государства, культурные и исторические традиции народа, зарубежный и собственный правовой опыт.

Понятие формы права отражает внешнюю сторону организации и выражения содержания. То есть рассматриваются во взаимосвязи понятия «содержание» и «форма». В таком понимании формой права будут выступать, например, официальные письменные документы, содержащие нормы права (законы, подзаконные нормативные правовые акты).

Если же понятие «источник права» рассматривать в узком (формально-юридическом) значении как то, откуда мы можем узнать о существующих нормах права, то понятия «источник права» и «форма права» можно использовать как равнозначные.

Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения норм права.

Каждый источник (форма) права имеют свои особенности, свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные виды источников (форм) права. Их называют основными, так как именно они зачастую используются в государствах в различном сочетании. Также то, что они являются источниками (формами) права в науке считается общепризнанным.


Основные виды:

НПА (нормативный правовой акт) – изданный в особом порядке офици­альный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Судебный или административный прецедент – судебное решение, принятое по конкретному юридическому делу, применяемое в качестве образца для разрешения всех других анало­гичных дел. Конкретное судебное решение как индивидуальный акт приобретает нормативный характер именно в силу того, что начинает использоваться как образец для других аналогичных случаев.

Правовой обычай – фактически сложившееся в течение длительного времени правило, регу­лирующее поведение людей, санкционированное государством. Это наиболее древний источник права.

4. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, определяющее пра­ва, обязанности, ответственность участников общественных отношений, распространяющееся на неопределённый круг лиц. Это основной источник международного права.

Некоторые учёные выделяют также следующие источники права: 1. судебная и арбитражная практика. 2. Юридическая доктрина 3. Принципы права – при использовании аналогии права (отраслевые и общие). 4. Священные книги 5. Правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.

31. Правотворчество: понятие, принципы и виды.

1) Правотворчество: понятие, принципы и виды.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм

Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

научность; профессионализм; законность; демократизм;  гласность; оперативность; 

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1)непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума; 2)правотворчество государственных органов; 3)правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); 4)правотворчество органов местного самоуправления; 5)локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6)правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на


1) законотворчество; 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

32. Понятие, признаки и виды нормативно – правовых актов.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

1.По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА: (государственный орган; общественные организации; народ (референдум)).

2.По сфере их распространения: (федеральные НПА; акты субъектов РФ; акты муниципальных органов; локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.)

3.По времени их действия: (акты, принятые на неопределенное длительное время; акты временные (на определенный период).)

4.По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты общественных объединений; совместные акты (государственных и негосударственных организаций); нормативные акты, принятые в порядке референдума.


В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: общефедеральные; акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

В зависимости от срока действия различают: акты неопределенно длительного действия;

33. Закон и его верховенство в системе НПА. Виды законов.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государ­ственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что: 1)все остальные правовые акты должны исходить из законов и ни­когда не противоречить им; 2)они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами; 3)законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издававшего.

Виды законов по их юридической силе:

1) конституция (закон законов) 2) федеральные конституционные законы 3) федеральные законы 4) законы субъектов Федерации 

34. Понятие и стадии законотворчества в РФ.

Законотворчество – это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включаю­щий в себя следующие стадии:

  1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но при­нять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депу­татам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

  2. обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинает­ся в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоре­чия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

  3. принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). При­нятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: