Файл: Тема Введение в теоретические основы лидерства Цели изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди ныне живущих, самым ярким образцом «чистого» харизматического лидера является Фидель Кастро. Пламенный революционер, гениальный оратор, успешный военачальник с неизменной гаванской сигарой во рту, он приобрел свой до сих пор незыблемый авторитет, именно благодаря личным качествам. Он не просто завоевал уважение и поклонение своего народа, он добился полной независимости Кубы. Его имя известно во всех уголках земного шара, история его жизни окружена ореолом почета, много лет он действительно мудро правил своей страной. Многие расценивают его правление, как диктаторство, но следует помнить, что именно эта форма управления и свойственна харизматикам, зачастую не признающим никакого параллельного соперничества. Фидель Кастро - организатор многочисленных восстаний и революции, он лично принимал участие в боях, пережил 638 покушений.

Вопрос 7. Субъективная и объективная реальность.

Объективность - существования вещей и явлений без воли нашего сознания. Объективная реальность — это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас. Такая реальность может быть сутью, например, повседневной окружающей действительности.

Субъективность - это существование вещей и явлений по воле нашего сознания. Реальность субъективная — с очевидностью имеет место в сновидениях и в воображении. Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в сновидениях и мечтах создаются нашим сознанием, т.е. субъективно. В сновидении это происходит неосознанно. А в воображении (мечтах) - осознанно. Сновидения и мечты (воображение) - две разновидности субъективной реальности.

Возможность того, что Мир вокруг может быть сновидением была осознана ещё в Древней Греции (Сократ говорил: «Познай самого себя и ты познаешь весь Мир»). Кстати, это высказывание Сократа - пример того, как вера в определённый вид реальности (например, в субъективный) влияет на выбор предпочтительных методов познания (если Мир - сон, то ключ к его глубинному познанию - лежит через познание самого себя).

Никто не может и никогда не сможет доказать, что жизнь — это не сон. Впрочем, нельзя доказать и противоположное. В итоге, за каждым человеком остаётся свобода выбора, во что верить: в объективность Мира, или в субъективность (сон).

Вопрос 8. «Фокусы языка» и НЛП.


«Фокусы языка» (раскрутки) - это набор речевых стратегий для быстрого изменения убеждений.

Разберём Паттерны. Паттерн - повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются.

Разберем схему Роберта Дилтса:

  1. Намерение.

Ищем намерение убеждения:

Клиент: - «Я не могу позволить себе бросить работу».

Оператор: - «Я понимаю, что стабильность крайне важна для вас».

Естественно, точно знать намерение мы не можем, но можем предположить. И обратить внимание Клиента на цель его поведения.

  1. Переопределение.

Делаем рефрейминг смысла одного из слов:

  • «Я не был пьян», - оправдывается шофер перед судом. - «Я только выпил».

  • «Это совсем другое дело», - говорит судья. - «Вот почему я приговариваю вас не к 7 дням тюрьмы, а только на неделю».

Обратите внимание, что меняется только одно слово или смысловая конструкция. Ричард Бендлер называл это «однословным рефреймингом»: ищется слово или фраза, описывающая приблизительно то же качество или действие, но с другой оценкой. Например: лгун - дипломатичный, наглость - настойчивость, доносчик - социально активный, раздражительность - эмоциональность.

  1. Последствия.

Рассматривается последствия использования данного убеждения.

Понятно, что пользование убеждением приводит к последствиям. Или может привести.

Иногда последствия описываются в гротескном виде.

  1. Разделение.

Дробим элементы убеждения на части:

Клиент: - «У меня никогда не получится уйти с этой работы».

Оператор: - «Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?»

  1. Объединение.

Обобщение части убеждения:

Клиент: - «У меня никогда не получится уйти с этой работы».

Оператор: - «Вы что, никогда ничего не можете изменить?»

Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:


Клиент: - «У меня никогда не получится уйти с этой работы».

Оператор: - «А также не получится не уйти в отпуск, выехать из города. Вы останетесь навсегда в этом кабинете».

  1. Аналогия.

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.

Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот.

Клиент: - «Если ты ошибаешься, то это означает, что ты неудачник».

Оператор: - «Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность».

  1. Изменение размера фрейма.

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.

Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего:

Клиент: - «У меня никогда не получится уйти с этой работы».

Оператор: - «На пенсии вы будет с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних днях».

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого:

Клиент: - «У меня никогда не получится уйти с этой работы».

Оператор: - «В школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?»

Можно уменьшить временную рамку:

Клиент: - «У меня никогда не получится уйти с этой работы».

Оператор: - «То есть сегодня вы домой не вернетесь?»

Или увеличить количество людей:

Клиент: - «У меня никогда не получится уйти с этой работы».

Оператор: - «Сколько народу думало так же. Но действительность оказалась намного интересней».

  1. Другой результат.

Смещение фокуса внимания на другой результат.

Клиенту сообщается, что кроме намерения убеждения есть и ещё другой результат, о котором тоже стоит подумать.

Клиент: - «Она должна заботиться обо мне».

Оператор: - «Так же можно подумать о том, как вам стать действительно самостоятельным».


Другой вариант - смещение фокуса внимания на другие результаты действия.

Клиент: - «Она должна заботиться обо мне».

Оператор: - «А вы не думали о том, что, когда она заботится о вас, она не заботится о себе?»

  1. Модель мира.

Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на авторитетов.

Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: «а вот я считаю», «в древности верили», «учёные установили», «немцы считают, что», «народная мудрость говорит». Эффективность фокуса языка в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

Клиент: - «Самое важное в жизни - это не зависеть ни от кого!»

Оператор: - «А многие люди считают, что самое важное - это любовь».

Клиент: - «Если ты ошибаешься - то это означает, что ты неудачник».

Оператор: - «Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

  1. Стратегия реальности.

У человека есть определённые стратегии проверки «реальности» - чтобы разделять «фантазии» от «действительности».

Для убеждений это будет связано, в первую очередь, с обоснованностью вывода - то есть с историей создания. Плюс, с внутренними стратегиями проверки «реальности». Так что мы получаем два паттерна в одном: в первом случае мы обращаемся к событиям, приведшим к появлению данного убеждения, во втором случае - к его внутреннему представлению.

Клиент: - «Замуж можно выходить только один раз и по любви».

Оператор: - «Это ты вычитала в журналах?»

Клиент: - «Замуж можно выходить только один раз и по любви».

Оператор: - «Как именно ты узнаёшь, что это действительно так?»

  1. Противоположный пример.

Ищем исключение из правил:

Оператор может как сам предложить исключение из правил:

Клиент: - «Если ты ошибаешься - то это означает, что ты неудачник».

Оператор: - «Если Билл Гейтс не там запятую поставит - он что, неудачник теперь?»


Но также можно попросить найти исключения и самого Клиента:

Клиент: - «Мужчины всегда лгут!»

Оператор: - «Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду».

  1. Иерархия критериев.

Предлагаем более важную цель:

Клиент: - «Я поступаю совершенно непоследовательно».

Оператор: - «Что для тебя важнее: делать по правилам или достигать нужного результата?»

  1. Применение к себе.

«Критянин говорит, что все критяне лжецы». Написал Евбулид в «Парадоксе Лжеца».

Правило, применяемое по отношению к другим людям, должно работать и по отношению к автору убеждения. А также и к самому убеждению.

Если человек сообщает о правиле для других людей, то очень хочется применить это правило и к нему тоже.

Клиент: - «Люди постоянно обманывают».

Оператор: - «Зачем вы сейчас пытаетесь обмануть меня».

  1. Метафрейм.

Создаём убеждения относительно убеждения:

Клиент: - «Люди всегда обманывают».

Оператор: - «Пока вы в это верите, вряд ли вы сможете устанавливать доверительные отношения».

Вопрос 9. Мотивационный потенциал.

Мотивационный потенциал - уровень мотивации работника относительно той организации, в которой он работает.

Мотивационный потенциал образуется на стыке трудового и личностного потенциалов и выражается в виде уровня готовности к эффективной работе. А также отражает степень интенсивности и качества трудовой деятельности персонала, необходимой для формирования его активного трудового поведения. Т. е. мотивационный потенциал - норма доступных ресурсов человека в отношении к своей работе.

Понимание мотивационного потенциала сотрудника дает возможность руководству повысить результативность труда путем полного использования скрытого потенциала, а также позволяет делать предположения о степени эффективности внедрения инновационных технологий производства или управления.

Одним из ключевых моментов при исследовании мотивационного потенциала является необходимость учета его динамического и относительного характера. Речь идет о том, что с течением времени уровень мотивационного потенциала может измениться под влиянием внешних (политика организации в области управления персоналом, сложившиеся отношения, изменение корпоративной культуры, приход или увольнение значимых, ключевых сотрудников и т. п.) и внутренних (получение образования, определенная жизненная ситуация, изменение установок, убеждений, интересов работника и т. п.) факторов.