Файл: Тема Введение в теоретические основы лидерства Цели изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Предпринимательский селф-менеджмент и компетенции

лидера

Цели изучения темы:

  • Познакомиться с понятием предпринимательского селф- менеджмента; проанализировать основные компетенции лидера.

Задачи изучения темы:

  • Изучить понятия предпринимательского селф -менеджмента.

  • Познакомиться с понятием «Самоуправление».

  • Познакомиться с этапами самоуправления.

  • Изучить ключевые компетенции лидера-предпринимателя.

  • Изучить внутренние качества лидера-предпринимателя.

  • Познакомиться с понятием «Эмоциональный интеллект».

В результате изучения данной темы Вы будете:

Знать:

  • Основные понятия предпринимательского селф - менеджмента.

  • Этапы самоуправления.

  • Ключевые компетенции лидера-предпринимателя.

  • Внутренние качества лидера-предпринимателя.

Уметь:

  • Формировать систему самоуправления.

  • Анализировать изменения собственного поведения, настроения и способа общения.

  • Работать с собственным эмоциональным интеллектом.

Вопросы темы:

  1. Предпринимательский селф-менеджмент.

  2. Самоуправление (саморегуляция).

  3. Зачем самообладание в бизнесе?

  4. Ключевые компетенции лидера-предпринимателя до 2025 года.

  5. Внутренние качества лидера-предпринимателя.

  6. Эмоциональный интеллект.

Вопрос 1. Предпринимательский селф-менеджмент.

«Селф-менеджмент (управление собой, самоуправление) - неотъемлемая часть самостоятельной деятельности любого человека».

Ю.Б. Рубин.

Предпринимательский селф-менеджмент - управление предпринимателем самим собой как владельцем бизнеса и своей персональной деятельностью в этом бизнесе.

Необходимость предпринимательского селф -менеджмента

определяется полной самостоятельностью предпринимателей в ведении собственного дела. Они не работают по найму, не имеют руководителей, которые могли бы планировать, организовывать, стимулировать и контролировать их профессиональную деятельность. Поэтому предприниматели обязаны заботиться о себе сами. Полное самоуправление становится следствием свободного, добровольного и инициативного выбора предпринимательства как направления профессиональной деятельности.


Полнота такого управления состоит в том, что предприниматели распространяют селф-менеджмент в полном объеме:

  • на свою деятельность в качестве владельцев бизнеса;

  • на свою жизнь, которая экономически опирается на владение ими бизнесом;

  • на жизнь своих близких и других людей, находящихся в экономической зависимости от них.

В отличие от управления бизнес -коммуникациями, в центре которого находится взаимодействие предпринимателей со своим окружением, предпринимательский селф-менеджмент сосредоточен:

  • на отношении владельцев бизнеса к самим себе и самостоятельном оценивании ими степени эффективности действий и усилий, предпринимаемых лично;

  • противодействии всему, что изнутри мешает предпринимателям профессионально вести дела;

  • положительном воздействии на то, что может стать и становится для предпринимателей персональными предпосылками результативного бизнеса.

Благодаря селф-менеджменту предприниматели могут обеспечивать повышение своей персональной конкурентоспособности, совершенствовать свою деятельность в бизнесе, повышать качество собственного трудового ресурса, оптимизировать персональные бизнес - коммуникации с окружением.

Управляя собой, предприниматели реализуют право на владение бизнесом, обеспечивают самостоятельное исполнение всей совокупности профессиональных функций, поддерживают и укрепляют конкурентные преимущества, выполняют принятые обязательства и несут персональную ответственность.

С помощью бизнес-коммуникаций предприниматели стремятся сделать собственный бизнес полезным для окружения или хотя бы убедить представителей окружения в том, что этот бизнес им необходим, а с помощью селф-менеджмента они стараются наилучшим образом реализовать себя в профессиональном ведении бизнеса. Ведь их работу никто не выполнит вместо них. Поэтому управление собой как владельцем бизнеса дополняет систему бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций любой фирмы.

Успешный предпринимательский селф-менеджмент приносит владельцам бизнеса уверенность в том, что они не просто так тратят время и силы на занятие предпринимательством. Одновременно окружение с пониманием относится к постоянной работе предпринимателей над собой, осознавая значимость селф-менеджмента в обеспечении конкурентных преимуществ бизнеса.

Вопрос 2. Самоуправление (саморегуляция).

Личностное самоуправления оказывается в целенаправленных изменениях, цель которых определяет лицо, управляющее собственной психической активностью в различных формах ее проявления: общении, поведении, деятельности, переживаниях. Как творческий процесс, самоуправление связано с созданием чего-то нового, встречей с необычной ситуацией или противоречие с необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.


Прежде чем начнет создаваться система самоуправления, должна возникнуть потребность в ней. И такая необходимость действительно возникает, когда привычные, ранее используемые способы и средства активности «срабатывают», не приводят к ожидаемому успеху. У человека возникает чувство недовольства результатами собственных действий, собой, и он начинает действовать по методу «проб и ошибок», берет известные и неизвестные ему подходы, приемы. Когда и это не ведет к успеху, возникает необходимость рационального анализа актуальной ситуации и создания целенаправленных изменений (самоуправления) действительного состояния. С этого момента начинается формирование системы самоуправления, которая состоит из последовательных этапов, образующих цикл самоуправления:

анализ противоречий: формируется субъективная модель

ситуации на основе определения особенностей текущего состояния дел. Лицо пытается найти ответы на вопросы: «Почему сейчас не получается так, как раньше?», «Что изменилось?», «Что случилось со мной?», «Что является причиной неудач?» и другие;

3

  • прогнозирование: формируется модель-прогноз, основанная на анализе прошлого и настоящего, анализе противоречий между прошлым и действительностью с целью предсказания развития событий или необходимых действий. Лицо пытается найти ответы на вопросы: «Возможно ли что-то изменить?», «Что может измениться, если я буду вмешиваться в ход событий?», «Что случится, если я не буду вмешиваться в ход событий?»;

  • целеполагание: формируется субъективная модель желаемого или того, что должно быть (на основе предыдущего прогноза), а также происходит переход от предсказаний относительно принципиальной возможности осуществить изменения в предсказания возможных результатов. Лицо пытается найти ответы на вопросы: «Какими должны быть результаты?», «В каком направлении изменять себя, свое общение, свое поведение и деятельность?», «Что конкретно можно изменять (себя / ситуацию)?». Речь идет о процессе создания системы целей, соотнесения их между собой, а также выбор среди всего общественности именно тех, которые являются наиболее привлекательными для человека;

  • планирование: формируется модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с выбранными целей планы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Лицо пытается найти ответы на вопросы: «Какими должны быть результаты?», «В каком направлении изменять себя, свое общение, свое поведение и деятельность?», «Что конкретно можно изменять (себя / ситуацию)?», «Какие нужно привлечь средства для достижения целей?», «В какой последовательности их нужно применять?»;

  • оценка качества: выработка критериев, с помощью которых впоследствии будут оцениваться результаты. Лицо пытается найти ответы на вопросы: «Какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации намеченного плана?», «Как оценить, что сделано было необходимо?», «Как оценить, что сделано было достаточно?»;

  • принятие решения: происходит переход от планов к действиям, это приказ себе начинать действовать. Лицо пытается найти ответы на вопросы: «Все предусмотрено?», «Есть еще время на размышления?», «Нужно начинать действовать немедленно, или еще есть возможность тянуть?»;

  • самоконтроль: сбор информации о ходе процесса выполнения плана в реальной жизнедеятельности. Лицо пытается найти ответы на вопросы: «Как продвигается дело?», «Можно говорить о продвижении к цели?», «Есть ошибки в совершаемых действиях?»;

  • коррекция: изменение реальных действий, поведения, способов общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Лицо ставит перед собой вопрос: «Что делать дальше?», ответ на который зависит от результатов самоконтроля. Если результаты оказались такими, какими планировались, то следующие действия направлены на закрепление того нового, что найдено в процессе самоуправления. Если есть ошибки, лицо ставит перед собой новые вопросы («Как продвигается дело?», «Можно ли говорить о продвижении к цели?», «Есть ошибки в моих действиях?») и пытается найти на них ответы.


Такие циклы могут повторяться до тех пор, пока будет существовать потребность в совершенствовании отдельных этапов самоуправления и не произойдет переход к саморегуляции, то есть привычных действий, основанные на найденных в процессе самоуправления целях, планах, условиях и тому подобное.

Индивидуальность человека проявляется по -разному, в частности в том, каким образом (стиль) самоуправления собственной активности он использует. Существует несколько способов изменения человеком своего поведения, деятельности и общения.

  • Регулируемый: источником изменений выступают преимущественно внешние факторы.

  • Саморегулирующийся: изменения осуществляются осознанно, последовательно, по собственной инициативе.

  • Нерегулируемый: человек не способен осуществлять контроль над своим поведением, деятельностью и общением в переменных, новых ситуациях.

Формирование стиля самоуправления зависит от того, насколько человек владеет содержанием этапов цикла самоуправления и каким образом она использует свои практические навыки в поведении, деятельности и общении.

Каждый человек проявляет определенный уровень развития способности к самоуправлению. На это влияют различные факторы: сознательные процессы (воспитание, образование), осуществляемые в соответствии с определенной целью, программы, так и стихийные, непредвиденные воздействия на личность. Механизмы формирования самоуправления личности, связанные с функционированием социальных институтов (семья, различные организации, образовательные учреждения и т.п.), а также со специальными средствами социального воздействия и контроля (нормы, принципы поведения, традиции, обычаи, санкции и т.д.). На формирование системы самоуправления личности мощное влияние имеет микросреда, социально-экономический статус семьи, а также стиль семейного воспитания. Если, например, в семье родители демонстрируют высокую самоорганизацию собственной жизнедеятельности и создают условия для того, чтобы ребенок выработал такие же умения, то он будет

иметь высокий уровень развития способности к самоуправлению. Субъективными факторами формирования системы личностного самоуправления выступают психические качества человека, система ценностных ориентаций, установок, собственный жизненный опыт и тому подобное.

Вопрос 3. Зачем самообладание в бизнесе?

В бизнесе очень важно сохранять самообладание, несмотря ни на что. Но люди не лишены эмоций, чувств, переживаний.


В то же время, деловой мир диктует свои правила поведения, в которых главенствуют трезвый разум и холодный расчет.

Самообладание - разновидность самоконтроля: способности

владеть собой, быть сдержанным в своих поступках, поведении, речи.

Это также подразумевает невозмутимость, хладнокровие, уравновешенность. К сожалению, в мире, погрязшем в стрессах, социальных проблемах, конфликтах, страстях и человеческих слабостях, очень сложно оставаться невозмутимым.

Но бизнес пытается выковать из своих представителей личностей совершенного типа, во многом лишенных эмоций.

Доводы западных предпринимателей о необходимости формирования хладнокровной бизнес-сущности человека можно понять.

По западным меркам, бизнесмен должен думать только о своей прибыли и своей собственной цели. А эмоции, чувства здесь зачастую только мешают.

Но не стоит забывать, что существуют и прямо противоположные суждения. Например, о социальном значении бизнеса как общественного явления, в рамках которого предпринимательство должно существовать во благо всего социума, а не только ради своих личных корыстных целей.

Поэтому становиться абсолютно хладнокровными бизнесменам ни в коем случае нельзя.

В связи с этим, следует внести некоторые коррективы в вышеуказанное понятие: сохранять самообладание нужно во

взаимоотношениях с партнерами, конкурентами, потребителями, чтобы не вести себя неподобающим образом, мыслить здраво.

А вот оставаться хладнокровными к проблемам людей (клиентов, потребителей, партнеров и даже конкурентов) не только чисто по - человечески, но и по правилам деловой этики, нельзя.

Чтобы сохранять самообладание в деловых переговорах, в беседах с клиентами, необходимо предварительно работать со своей психикой, нервной системой, потому что выход человека из себя во многом связан именно с этими компонентами человеческого организма.

Кроме того, импульсивность может быть частью темперамента. В этой ситуации сохранять самообладание будет несколько сложнее.

Здесь потребуются длительные тренировки, строжайший самоконтроль, огромная сила воли и выдержка.

6

Если вы не хотите стать рабом собственных эмоций и заложником неприятной ситуации - нужно сохранять самообладание и никогда не поддаваться на чужие провокации.

Вопрос 4. Ключевые компетенции лидера-предпринимателя до 2025г. (Системные навыки, коммуникативные навыки и внутренние качества).