Файл: Тема Введение в теоретические основы лидерства Цели изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нейробика и пара упражнений для мозга.

  1. Изучайте новые запахи.

Утром, сразу после пробуждения, вдыхайте новые запахи, к примеру, ароматы эфирных масел. Это разбудит мозг. Нейробиологи утверждают: наше обоняние является единственным проводником, напрямую связанным с эмоциональным центром мозга.

  1. Читайте журналы не по интересам.

Покупайте новые журналы (или читайте статьи в интернете), которые вообще не относятся к кругу ваших интересов. Не нужно глубоко изучать вопрос, достаточно просто менять тему того, что читаешь.

  1. Подключайте ноги.

На наших стопах расположено огромное количество нервных окончаний, которые напрямую взаимодействуют с мозгом и со всеми остальными частями тела. Попробуйте выполнять некоторые действия ногами. Упала декоративная подушка с дивана? Подцепите ее пальцами ног и забросьте обратно.

  1. Читайте вслух.

Во время чтения вслух и слушания мозг задействует новые нейронные цепи, которые не работают, когда мы читаем про себя. Так мозг активнее подключается к процессу.

  1. Думайте новыми словами.

Отвечайте на вопросы, не используя стандартные клише и штампы. Или хотя бы думайте новыми словами, новыми фразами. Формулируйте одну и ту же мысль в своей голове по-разному, в разных ключах.

  1. Меняйте темп привычных действий.

Если вы привыкли все делать быстро, осознанно замедлите себя, а если вы по жизни медлительный человек, заставьте себя совершать привычные действия быстрее.

  1. Пользуйтесь другой рукой.

Привычные бытовые действия периодически выполняйте нерабочей рукой: левой, если вы правша, и правой, если вы левша. Попробуйте, к примеру, другой рукой чистить зубы, набирать текст на смартфоне, мыть посуду или наносить крем.

  1. Ищите взаимосвязи.

В качестве игры-разминки для мозга поищите взаимосвязь между совершенно не связанными между собой предметами. Попробуйте остановиться на двух любых вещах вокруг вас и найти между ними как можно больше общего.

  1. Передвигайтесь по дому вслепую.

Периодически передвигайтесь по дому вслепую, пытаясь ориентироваться с закрытыми глазами. Когда зрение заблокировано, все остальные органы чувств резко активизируются.

  1. Занимайте мозг во время ожидания.

В очереди или во время долгой поездки на автобусе также можно играть с мозгом: внимательно ощупывать монетку, изучая ее рельеф, или играйте с собой в «Города».


  1. По-новому готовьте привычные блюда.

Привычные блюда готовьте по-новому, экспериментируя со вкусом, порядком подачи на стол или температурой. А можно экспериментировать со способом готовки: к примеру, менять порядок действий.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение понятию «Предпринимательский селф- менеджмент».

  2. Перечислите основные этапы цикла самоуправления.

  3. Перечислите способы изменения человеком своего поведения, деятельности и общения.

  4. Перечислите ключевые компетенции лидера-предпринимателя. Дайте характеристику каждой из компетенций.

  5. Перечислите внутренние характеристики лидера- предпринимателя.

  6. Что такое Эмоциональный интеллект?

  7. На каких драйверах необходимо сосредоточиться, чтобы развить эмоциональный интеллект? Охарактеризуйте каждый из них.

  8. Какие существуют способы работы над эмоциональным интеллектом?

Конспект

Лидерство


Тема 4. Умение вести за собой или первый среди равных Цели изучения темы:

  • Изучить основные виды и стратегии влияния, научиться создавать имидж.

Задачи изучения темы:

  • Изучить виды и стратегии влияния.

  • Познакомиться с формами власти.

  • Изучить источники власти лидера.

  • Научиться создавать имидж.

  • Познакомиться с невербальными способами воздействия на окружающих.

  • Изучить понятие «Харизма лидера».

  • Познакомиться с понятиями «Субъективная реальность» и «Объективная реальность».

  • Изучить понятие «Мотивационный потенциал».

В результате изучения данной темы Вы будете:

Знать:

  • Основные виды и стратегии влияния.

  • Формы власти.

  • Основные источники власти лидера.

  • В чем заключается мотивационный потенциал лидера.

Уметь:

  • Создавать имидж лидеру.

  • Невербально воздействовать на окружающих.

  • Работать с собственной харизмой.

Вопросы темы:

  1. Виды и стратегии влияния.

  2. Формы власти.

  3. Источники власти лидера.

  4. Создание имиджа лидера.

  5. Невербальные способы воздействия на окружающих.

  6. Сила харизмы. Харизма лидера.

  7. Субъективная и объективная реальность.

  8. «Фокусы языка» и НЛП.

  9. Мотивационный потенциал.

Вопрос 1. Виды и стратегии влияния.

Влияние - это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.

Существует несколько видов стратегий влияния:

  1. Стратегия подталкивания - влияние на людей посредством наказаний или угрозы наказания. Недостаток этой стратегии - демотивация персонала, снижение эффективности, вероятность возникновения деструктивных конфликтов и скрытого неподчинения.

  2. Стратегия приманивания - влияние на людей посредством вознаграждения. Недостаток этой стратегии - не каждому человеку подойдёт то, что руководитель может ему предложить. Стратегию приманивания нужно применять очень осторожно, т.к., если люди почувствуют, что руководитель несправедлив, это может вызвать зависть или возмущение, что в конечном итоге вызовет снижение мотивации и конфликты.

  3. Использование убеждения - способ воздействия на людей, основанный на призыве к разуму. Недостаток - не всё, что кажется руководителю разумным и допустимым, необязательно представляется таковым другим людям. При убеждении необходимо помнить, что другие люди могут по-другому смотреть на мир.

  4. Подготовительные стратегии - подготовка почвы для оказания влияния на людей.

  5. Превентивные стратегии - оказание влияния на людей путём предотвращения каких-либо действий или решений. Недостаток - разоблачение тайных действий может привести к ухудшению общения и конфликтам.


Вопрос 2. Формы власти.

Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть - это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать.

Реальная власть - это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.

Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие 5 форм власти:

  1. Власть, основанная на принуждении.

Власть, основанную на принуждении, также называют влиянием через страх. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди - сознательно или бессознательно - разрешают на себя влиять. Например, страх потерять работу свойствен всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочии или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха.

Влияние через страх может быть направлено не только на подчинённых, но и на руководителя. Но грубые угрозы обычно не действуют на опытных руководителей. Страх, нагоняемый на руководителя, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Поскольку авторитет руководителей держится на уважении к их личности, они, как правило, болезненно реагируют на всякие унижения. Чтобы избежать чрезмерного воздействия, унижение выдается руководителям в малых дозах: например, вскользь брошенное замечание.

Страх может быть использован и фактически используется в современных организациях, но не часто, т.к. он со временем может стать весьма дорогостоящим способом влияния. Когда основой власти является, главным образом, принуждение, почти невозможно поддерживать эффективный контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать организацию.


Даже если представляется возможность создать эффективную систему контроля при умеренных затратах, лучшее, чего можно добиться посредством страха - минимально адекватная производительность труда. Поскольку человеку не дают возможности удовлетворить его более высокие потребности на работе, он или она могут начать искать их удовлетворения в другом месте. Исследования показывают, что организации, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего, характеризуются менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

  1. Власть, основанная на вознаграждении.

Власть, основанная на вознаграждении, также называется влиянием через положительное подкрепление.

Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме.

Поскольку все - личности, и их потребности имеют уникальный характер, то, что одному представляется ценным вознаграждением, может не показаться таковым другому или тому же первому, но в иной ситуации. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Другими словами, исполнителю должно предоставляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении, по сравнению со слабыми сторонами власти, основанной на принуждении.

В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, увеличивается еще и тем, что часто бывает не просто определить, что же сочтут вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение.