Файл: Тема Введение в теоретические основы лидерства Цели изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Традиционная власть.

Традиции оказываются самым распространённым элементом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением. Традиция особенно важна для формальных организаций. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. Бесперебойное функционирование организаций зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет - законную власть руководства.

Традиция - привлекательный инструмент, как для организации, так и для руководителя. Она обладает огромным преимуществом - безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это обстоятельство повышает стабильность, так как организация не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности. Другим свойством является быстрота и предсказуемость влияния с помощью традиции.

Отрицательной стороной власти, опирающейся на традиции, является то, что молодые работники персонала фирмы не всегда видят связь между традиционными ценностями и властью руководителя.

  1. Экспертная власть.

Экспертная власть также называется влиянием через разумную веру и осуществляется следующим образом: исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении какого - либо рабочего проекта или проблем организации. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным.

Личность может использовать экспертную власть в организации, когда он или она имеют информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут организации или подразделению достигнуть цели или принять более приемлемое решение. Другие часто считают, что экспертные знания нужны им для достижения своих личных целей.

Разумная вера гораздо менее устойчива, нежели слепая вера, посредством которой влияют на других харизматические личности. Она и действует медленнее. Если специалист окажется не прав, тогда руководитель больше не будет разумно следовать его совету - следовательно, его или ее влияние уменьшится. Кроме того, если харизматический лидер сможет заронить веру в выступлении, то формирование разумной веры потребует длительного времени. Специалисты, например, иногда годами пытаются завоевать авторитет у линейных руководителей, чтобы их мнение принималось теми безоговорочно.


  1. Эталонная власть (власть примера).

В основе эталонной власти лежит харизма руководителя. Харизма - это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние - целиком личное. Исполнитель представляет себе, что у него есть много общего с лидером и на уровне подсознания ждёт, что подчинение, возможно, сделает его похожим на руководителя или, по крайней мере, вызовет к нему уважение.

Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и, кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть. Руководитель, слывущий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера. Руководители часто служат примером поведения для подчиненных.

Вопрос 3. Источники власти лидера.

Власть поощрения: основана на вере в то, что кто -то может награждать продвижением по службе, почетом, признанием, доступом к материальным и другим ресурсам. Эту власть человек получает на основании контроля над ресурсами, которые ценны для других.

Власть принуждения: проистекает из того, что кто-то может наказать: причинить боль, объявить выговор, разжаловать или отобрать привилегии. Эта форма власти также может быть описана как физическая власть, или власть превосходящей силы. Это власть, которая возникает, когда кто-то может наказать или причинить психологический, или физический вред другому человеку.

Власть, определенная законом: основана на Вашем положении в системе местного самоуправления. Этот тип власти по своей сути соответствует формальным полномочиям, и человек обладает такой властью на основании своего положения в иерархии любой организации.

Власть авторитета: проистекает из восприятия кого -то, в качестве лица, обладающего индивидуальными чертами, вызывающими уважение и преданность. (использование авторитета Совета в спорах
, получение приоритета в коридорах власти). Это власть, которой обладают ввиду признанного мастерства в определенной области.

Власть эксперта: основана на убежденности в том, что кто -то обладает какими-то специальными знаниями, навыками или опытом. Эта власть основана на таких качествах человека, которыми восхищаются другие.

Власть информации: проистекает из уверенности в том, что кто -то обладает информацией, или доступом к источникам информации, которая имеет чрезвычайную важность.

Власть связей: основана на вере в то, что Вы в качестве депутата имеете связи с влиятельными и важными людьми с:

  • единомышленниками;

  • с вышестоящими структурами (Государственной Думой, Министерствами);

  • с другими городами и городами-соседями;

  • с ключевыми фигурами в своей среде.

Власть катализатора: которая происходит из способности

комбинировать два или больше источников своего влияния, каждый из которых не является достаточным для достижения результата.

Вопрос 4. Создание имиджа лидера.

Имидж публичного лидера выстраивается в массовом сознании на основании информации, воспринимаемой различными способами.

Оптимальным для лидера является такое публичное поведение, когда он говорит именно то, что аудитория непроизвольно «прочитывает» в нем по невербальным каналам. Несогласованность и, тем более, противоречивость этих информационных потоков выдают внутренние конфликты, что несовместимо с лидерским имиджем.

Физический облик.

Внешние данные, физический облик — первое, что мы воспринимаем, столкнувшись с новым человеком. Его внешность служит важнейшим и легко читаемым источником информации для подсознания. Физический облик лидера, государя, властителя всегда вызывал интерес в обществе.

«Приукрашивание» образа власти впервые началось в Древней Греции. «Телесных недостатков у него не было, - рассказывает о Перикле Плутарх. - «Только голова была продолговатая и несоразмерно большая. Вот почему он изображается почти на всех статуях со шлемом на голове. Скульпторы не хотели представлять его в позорном виде».

Отметим характерный момент: чрезмерная величина головы


(вместилища ума) по сравнению с телом (вместилищем физической мощи) определенно не входит в архетипический образ публичного лидера.

В целом прическа не является существенно значимым элементом имиджа истинного лидера. Его прическа должна требовать минимума ухода, идеал - короткая стрижка, которая, кстати, ассоциируется с более строгой манерой поведения. Исключение составляют те случаи, когда потенциальный лидер претендует не на деловое, а на духовное первенство: в сферах искусства, религии и т. п. Там длинные прямые (не завитые, не окрашенные) волосы у мужчины - дополнительное свидетельство его индивидуальности, исключительности. Считается, что седина прибавляет солидности мужчине-политику и отрицательно влияет на образ женщины - политика. В психологическом плане темные волосы женщины ассоциируются с властностью, светлые же способствуют ее общественной популярности. Во время предвыборной кампании любые эксперименты с волосами, особенно с их цветом, понижают авторитет лидера-женщины.

Лицо человека - это важнейший инструмент в процессе коммуникации; инструмент, подлинное действие которого самим говорящим далеко не всегда контролируется и даже осознается. Ф. Ницше имел все основания заметить, что «люди свободно лгут ртом, но гримасы, которые они при этом корчат, все -таки говорит правду».

Практически все исследователи сходятся на том, что лицо выступающего не должно выглядеть бесстрастной маской. Улыбка здесь предпочтительнее, чем любое другое выражение. Смотреть друг другу в глаза, улыбаться - это простейшие формы выражения открытости. Улыбка - это знак принадлежности к «мы». Поэтому любое обращение публичного лидера к аудитории или собеседнику рекомендуется предварять сдержанной улыбкой.

Взгляд особенно значим в построении лидерского имиджа. По образному выражению А.Я. Бродецкого: «Если все остальные жесты случаются периодически, то глаза говорят постоянно. Они тем более разговорчивы, чем менее словоохотлив их хозяин».

По результатам опросов, от 70 до 90 процентов людей в Европе и Северной Америке чувствуют, когда на них пристально смотрят. Экспериментальные исследования пока не позволяют ни однозначно опровергнуть этот факт, ни надежно подтвердить его. Однако массовая распространенность этого ощущения (пусть даже эфемерного) говорит в пользу того, что чужой взгляд несет некий особо важный (эмоциогенный) сигнал для человека, на которого этот взгляд направлен.


Исследователи предлагают оценивать следующие параметры взгляда:

о частота мигания: высокая интерпретируется как неосознанное «прятание глаз» с целью «скрыть определенные моменты колебания воли»; низкая частота мигания свидетельствует о рассеянности и заторможенности;

о направление взгляда: предпочтительно смотреть прямо на камеру или аудиторию в студии, а не переводить взгляд с бумаг на аудиторию и обратно. С первым утверждением в целом можно согласиться; и на языковом уровне «проморгать» - значит упустить, вовремя не среагировать, то есть обнаружить свою слабость.

Немигающий взгляд (направленный на собеседника или аудиторию) в публичной практике чаще всего соотносится все -таки не с заторможенностью, а с решительностью, собранностью.

Когда человек отводит взгляд, это свидетельствует о наличии сильного эмоционального напряжения, неуверенности в своих силах. Иногда люди закрывают глаза смеясь, и именно такое сочетание наблюдатели оценивают, как наиболее привлекательное.

Поджимание губ как мимическое движение имеет свой биологический смысл: напряженные губы в большей мере способны амортизировать удар, кроме того, в напряженных тканях просвет сосудов уменьшается, что ведет к уменьшению кровопотерь при травме.

Наклон головы набок (обычно вправо) и чуть вперед и вниз обычно воспринимается как поза, выражающая внимание. При агрессивном напряжении голова наклоняется вперед. Можно допустить, что это движение имеет защитный смысл: прикрыть самое уязвимое место на теле человека - гортань.

Физическая привлекательность человека трудна для оценки в объективных измерениях, но крайне значима для прогноза его социальных перспектив. Физически привлекательные люди воспринимаются как более темпераментные, отзывчивые, добрые, интересные, сильные, общительные и дружелюбные. Для сферы публичного лидерства можно констатировать, что привлекательность потенциального лидера не имеет никакого отношения к красоте, правильности черт и т. п. чаще всего носит маскулинный характер.

По мнению исследователей, из трех возможных типов телосложения привлекательным считается «мезоморфный» - высокие, мускулистые люди; непривлекательным - «эндоморфный» — его представители небольшого роста и полные, а промежуточное положение занимает «экзоморфный» тип - худые люди. Это суждение спорно. В русском языке в слове «худой» связаны значения «тощий, не толстый» (чисто пространственная характеристика) и «плохой, дрянной» (оценочная характеристика). В слове «полный», помимо пространственной характеристики, заключен хоть и не столь явный, но все же позитивный оценочный смысл (полноценный и пр.). Так что преимущественная привлекательность «худого» по сравнению с «полным» определенно нуждается в дополнительном обосновании.