Файл: Русь между Востоком и Западом в середине xiixv вв..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди людей Степана Разина были: казаки, бурлаки, посадские люди, крепостные. Бунт Степана Разина объединил в себе не только людей разных сословий, но и разных национальностей. Это были русские, украинцы, мордвины, татары, чуваши и многие другие. В 1670 году был организован поход на Волгу для свержения правительства. Были захвачены крупные города Саратов и Самара, бунт продолжал расти, и захватил огромную территорию от низовьев Волги до Слобожанщины. Во время осады города Симбирск, бунтовщики были разгромлены, собранным царем Алексеем Михайловичем войском в 30 тысяч солдат. Степан Разин был схвачен, не без помощи своих же приближенных, и летом 1671 года прилюдно казнен в центре Москвы.

Стрелецкие бунты

Царь Алексей Михайлович умер в 1676 году. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году царём стал его сын Фёдор III Алексеевич. Царь, будучи воспитанником русского проповедника, педагога и стихотворца Симеона Полоцкого, был образованным, владел несколькими иностранными языками. Но хорошего здоровья у него не было. С детства часто болел. Ему не было суждено долго править страной. Весной 1682 года Фёдор умер. Но за столь короткий срок правления он сумел начать важные государственные перемены. Которые продолжил его брат Пётр I. 

После смерти Фёдора, который не оставил наследника и не назвал своего преемника, разгорелась борьба между его братьями по отцу: сыновьями Алексея Михайловича от покойной первой жены Марии Милославской 16-летним Иваном и от второго брака с Натальей Нарышкиной 10-летним Петром. Нарышкины заручились поддержкой духовенства и возвели на престол Петра. А Наталью Нарышкину объявили правительницей. С этим не могли примириться Милославские - родственники царевича Ивана и царевны Софьи. Они решили воспользоваться недовольством стрельцов, которое назревало ещё со времени Фёдора III Алексеевича. И организовали стрелецкий бунт 1682 года в Москве. 

Политическая роль церкви в Европе и России.

Сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству.

В раннем средневековье «варварские» короли, принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имеющего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд. Однако до IX-Х вв. церковь, хотя ее политический вес в обществе неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле политической организацией. Она являла собой духовное сообщество, оказывающее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствующее формированию общеевропейской культуры и самосознания. Церковь до XI в. Под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью.


Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия – борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.

Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию, построенную на четком отделении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинении епископату, римской курии и верховному понтифику – папе. По сути дела, в XI-XII вв. (с так называемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. В XIII в. Установился порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского престола за отмену так называемой духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, т.е. запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от церкви «провинившегося» монарха. Особый политический симбиоз церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского вероучения, бороться с еретиками, - инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств (ордалии и т.п.), пытались внести рациональное начало в уголовный процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств и т.п.). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рамки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе типа политико-правовой культуры.


Особое место в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции» особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви, постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап- декреталий и сводившихся в особые сборники.

В XI-XII вв. в период «папской революции» складывается «новое право. Именно в это время утверждается само понятие «каноническое право» (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.).

В 1500 году обширного свода, Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д.


В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.

В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права.

Реформация и церковный раскол.

Различия между европейской и русской реформами церкви заключалось следующие:

  • Инициатива проведения реформ в России исходила от верховной светской власти (царя) и насаждалась насильственно среди дворянства и простого народа. Инициатива проведения Европейской реформации исходила от образованной интеллигенции, дворянства, широко поддерживалась народными массами, одобрялась светской властью.

  • Церковные реформы в России проводились централизованно патриархом (главой церкви). Папа римский как глава католической церкви не был заинтересован в реформах, так как его власть уменьшалась.

  • В России проведение реформ сопровождались мощной поддержкой государственных карательных органов. В Европе сами реформаторы подвергались гонениям со стороны церковных властей, несмотря на заступничество светских властей, например, Ян Гус.

  • Часть имущества церкви в результате Европейской реформации отошла представителям светской власти, а имущество православной церкви осталось при ней.

  • Изменения в православной церкви касались унификации священной литературы, икон, обрядов. Никаких новых философских трактовок Библии не насаждалось. В Европе Библия подвергалась новым толкованиям. «Вся Библия, – писал Лютер, – предстала для меня в ином виде». В 1520 г. выходят в свет три больших программных сочинения. В сочинении «К христианскому дворянству немецкой нации». Лютер призывает сокрушить три стены: а) различия между мирянами и священниками; б) права Церкви на обязательное для верующих толкование Священного писания; в) права папы на созыв соборов; высказывает надежду, что всеобщий собор разделит Церковь по национальному признаку, что жалобы немецкой нации прекратятся, что количество церковных праздников значительно сократится; далее следуют пассажи против капитализма, защита крестьянского сословия. Значение этого обращения заключается в том, что здесь все жалобы сконцентрированы, а также в воинственной, настойчивой интонации, в религиозной подкладке инвектив. В книге « К христианскому дворянству немецкой нации » Лютер уже открыто обрушился на папство и предложил план нового церковного и гражданского порядка. «Если вся истина исходит от иерархии, — говорил он, — то какая польза и нужда в Священном Писании? Давайте сожжем его и удовольствуемся невежественными господами из Рима». В сочинении « О вавилонском пленении »: в этом сочинении отвергаются семь таинств и жертвенный характер мессы. Остаются крещение, перетолкованное причастие (consubstantiatio) и покаяние. В книге «О свободе христианина» с высокопарным зачином: «Христианин — хозяин всех вещей. Христианин — раб всех вещей».


Сходство между европейской и русской реформами церкви была в следующем:

  • Как в Европе, так и в России религиозность общества была очень высока.

  • Сходными являются также предпосылки проведения реформ. Нравы духовенства вызывали возмущение в обществе (духовенство погрязло в корыстолюбии, руководящие посты приобретались взятками.) Как в Европе, так и в России народ терял уважение к духовному званию.

  • В результате проведения реформ светская власть укрепила свои позиции над церковью.

Однако наиболее важное сходство в следующем. Протестантизм стал отправной точкой развития частного предпринимательства как основы капитализма, а в конечном итоге – открытого либерального общества нового времени. Согласно протестантизму, человек – это лицо, управляющее естественными благами, которые вручены ему Богом. Он должен дать отчет в каждой песчинке данного ему богатства. Мысль о существовании обязанности человека по отношении к вверенному имуществу, о котором он печется как управитель, всей тяжестью ложится на его жизнь. Чем больше имущество, тем тяжелее ответственность за него. Богатство прежде всего обязывает. Протестантизм выдвинул чрезвычайно важное положение об обязанностях собственников и оправдании их богатства исключительно целями, на которые оно употребляется. Протестантская версия христианства способствовала развитию активности, предприимчивости, ответственности. Тем самым, по мнению М. Вебера, протестантизм заложил основы «духа капитализма». Трудовую этику протестантов нередко сравнивают с этикой русских раскольников-старообрядцев. В России северные старообрядческие общины уже в начале XVIII в. превратились в капиталистические предприятия; к концу века раскольники отказались от идеи конца света, допустили брак и стали молиться за царя. С деятельнос­тью старообрядческих общин связано появление корпо­ративной морали купечества, «нерушимого» купеческого слова. К 1917 г. предков-старообрядцев имело 64% торгово-промышленного населения России.