Файл: Тесты разработаны доктор психол наук Маланов Сергей Владимирович Могут использоваться с целью.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Какое из положений соответствует содержанию понятия «потребность»?

  • Потребность – переживание организмом нужды в форме внутренних органических и эмоциональных состояний, связанное с зависимостью организма (субъекта, личности) от внешних условий существования и побуждающее к двигательной и психической активности.

  • Потребность – неосознаваемая предрасположенность человека определенным образом действовать в определенных ситуациях, направленная на обладание каким-либо объектом или на включение в какой-либо вид активности.

  • Потребности – это периодически возникающие негативно переживаемые психические состояния, которые у людей имеют общественно-исторический характер происхождения и требуют постоянного удовлетворения (устранения).

  • Потребности – это психические процессы, обеспечивающие избирательность и направленность поведения животных организмов в окружающей среде.


Какое из положений неверно (ошибочно) характеризует мотивы как психические образования?

  • Существуют первичные, врожденные, витальные мотивы и вторичные приобретенные мотивы в определенных формах жизнедеятельности и предметах.

  • Одна потребность может лежать в основе разных мотивов (мотивационных отношений).

  • Один мотив может обеспечивать удовлетворение разных потребностей.

  • Мотивы – это сложные психологические образования, которые побуждают и направляют активность, поведение, деятельность человека.


Каковы основные источники развития мотивационной сферы у человека?

  • Новые мотивационные отношения формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий, через овладение способами использования и производства различных предметов.

  • Новые мотивационные отношения строятся на основе врожденно заложенных программ жизнедеятельности, которые начинают реализовываться по мере созревания головного мозга.

  • Новые мотивационные отношения формируются в направлении: от актуализации ограниченного круга биологических потребностей к поиску и обнаружению новых объектов и предметных условий, позволяющих удовлетворять такие потребности.

  • Новые мотивационные отношения формируются по мере дифференцирования способов удовлетворения врожденных потребностей.


Что рассматривается в качестве основной причины формирования и изменения мотивационной сферы человека в бихевиоризме?


  • Активность исходно побуждается внутренним состоянием, которое зависит от врожденных первичных потребностей: голод, жажда, избегание боли, продолжение рода и т.д. Все новые формы направленной активности (вторичные потребности, мотивационные отношения), приобретаются на основе классического и оперантного научения.

  • В тех ситуациях, когда человек выполняет ряд действий, которые не согласуются с его убеждениями и мотивами, возникает познавательное противоречие. Такое противоречие часто устраняется путем неосознаваемого изменения субъектом собственных убеждений и мотивов. В результате изменяются и формируются новые мотивы.

  • В основе стремлений субъекта к получению результатов при выполнении разнообразных действий лежат три основные системы мотивов: а) сделать что-то лучше – мотив достижения (мотив эффективности); б) оказать влияние на людей – мотив власти; в) быть включенными в позитивные взаимодействия с другими людьми – мотив аффилиации.

  • Мотивационные отношения формируются по мере накопления информации об окружающем мире и формирования новых когнитивных механизмов обработки информации.


Какая из гипотез характеризует особенности мотивации человека в теоретических построениях Карла Юнга?

  • Человек мотивирован: а) врожденной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями; б) предрасположенностями к определенным формам взаимодействий с миром, происхождение которых уходит вглубь истории и эволюции (в архетипы) человечества.

  • В основе стремлений субъекта к получению результатов при выполнении разнообразных действий лежат три основные системы мотивов: а) сделать что-то лучше – мотив достижения (мотив эффективности); б) оказать влияние на людей – мотив власти; в) быть включенными в позитивные взаимодействия с другими людьми – мотив аффилиации.

  • С момента рождения у животных организмов актуализируются врожденные первичные потребности: голод, жажда, избегание боли, продолжение рода. Все новые формы предметно направленной активности (вторичные потребности) животные приобретают на основе механизмов изменения и дополнения врожденных реакций на основе научения.

  • В качестве движущих сил, лежащих в основе поведения и развития личности человека, выступает два основных инстинкта: а) инстинкт поддержания жизни и продолжения рода, направленный на переживание удовольствия; б) инстинкт уничтожения, разрушения.



Когда человек не может оправдать и объяснить внешними факторами противоречия в представлениях, действиях или поступках, которые вызывают негативные переживания, используется внутреннее устранение противоречий путем изменения своих мнений и мотивационных отношений. Это положение соответствует:

  • Теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера

  • Теории «психологического реактивного сопротивления».

  • Теории каузальной атрибуции.

  • Теория социальных влияний Э.Аронсона.


Какая из гипотез характеризует центральную особенность мотивации человека в теоретических построениях Виктора Франкла?

  • Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни – центральный мотив, лежащий в основе развития личности и поведения. Смысл находится в объективном мире. Человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти или построить путем реализации себя в жизни и деятельности.

  • Человек рождается с потенциально заложенными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности, которые он может реализовать. В процессе индивидуального развития человека последовательно актуализируется и формируется иерархия потребностей. Формирование и развитие такой иерархии в течение жизни образует основу личности:

  • Любой человек по своей природе (врожденно) является добрым и свободным. Главным мотивом поведения человека выступает врожденное стремление к самоактуализации.

  • Мотивационные отношеия формируются у ребенка с момента рождения в совместных разделенных с другими людьми действиях и общении.


Какой теории может принадлежать утверждение о формировании и развитии личности человека?

Развитие личности – есть результат процессов обусловливания, которые заключаются в установлении отношений и связей между: а) внешними условиями (стимулами); б) поведением организма; в) позитивными и негативными результатами и последствиями поведения, которые выступают в качестве подкрепления.

  • Бихевиористической теории научения Б.Скиннера.

  • Гуманистической теории личности К.Роджерса.

  • Социально-когнитивной теории научения. А.Бандуры.

  • Теории врожденного психогенотипа В.Шелдона.


Какой тип подкрепления при организации процесса формирования поведения человека и развития его личностных особенностей в теории Б.Скиннера получил название «негативное подкрепление»?


  • Удаление неприятного (аверсивного) стимула вслед за ожидаемым поведением.

  • Удаление положительного стимула вслед за нежелательным (устраняемым) поведением.

  • Предъявление неприятного (аверсивного) стимула вслед за нежелательным (устраняемым) поведением.

  • Предъявление положительного стимула вслед за ожидаемым поведением.


Какое из теоретических положений соответствует социально-когнитивной теории научения (теории социального научения) А.Бандуры?

  • Большая часть новых форм поведения в системе отношений между людьми приобретается человеком в отсутствии внешнего подкрепления путем научения через наблюдение за образцами поведения других людей.

  • Индивидуальное поведение структурируется и определяется тем, как человек прогнозирует и истолковывает события, опираясь на «личностные конструкты» – устойчивые способы когнитивной категоризации событий и явлений.

  • В основе развития личности человека лежат врожденные неосознаваемые потребности, которые предопределяют основные направления личностного развития человека.

  • Личность человека есть индивидуальная совокупность ролевых отношений, которыми овладевает человек, приобретая: а) определенные навыки общения; б) определенный социальный статус (социальное положение в обществе).


Какое определение фиксирует научение по типу оперантного обусловливания?

  • Тип научения, при котором в результате самостоятельных активных поисковых действий организм получает подкрепление и в последующем начинает воспроизводить те формы поведения, которые предшествовали подкреплению.

  • Тип научения, когда поведение у субъекта формируется путем имитационного научения – на основе наблюдения за особенностями поведения другого организма в определенной ситуации.

  • Тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать определенную реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем (подкреплением).


  • Тип научения, когда на основе повторного выполнения (упражнения) фиксируется новая система двигательных приемов, обеспечивающих решение определенной биологической задачи.


Какое из положений не соответствует (частично противоречит) деятельностному подходу к анализу и объяснению личности человека?

  • Основу личности человека, как психического образования, составляют самосознание и «Я-образ», которые обеспечивают субъекту возможность делать самостоятельный выбор и нести ответственность за собственные поступки, опираясь при этом на самооценку и общественно устанавливаемые нормы поведения. На этой основе формируется уровень притязаний личности.

  • Основу личности образует совокупность межсубъектных (межличностных) и общественных отношений к людям и к миру, в которые включается и которые начинает самостоятельно реализовывать человек. Личность проявляется на основе активного установления связей и отношений с людьми в различных сферах общения и общественной деятельности.

  • В ходе формирования и развития личности происходит ряд преобразований: Между деятельностями и действиями, реализуемыми субъектом, образуются иерархические отношения, что ведет к выделению ведущих видов деятельности. За соотношением деятельностей формируются и изменяются соотношения мотивов. Иерархия мотивов образует основу личности – сферу личностных смыслов.

  • В составе функциональной структуры личности человека выделяются центральные особенности: а) индивидуальная система мотивационно-смысловых отношений к людям; а также к предметам человеческой культуры; б) индивидуальные устойчивые формы реализации межличностных отношений и связей с людьми; в) индивидуальные устойчивые формы реализации социальных отношений и связей в различных видах деятельности и общения.