Файл: Тесты разработаны доктор психол наук Маланов Сергей Владимирович Могут использоваться с целью.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Это способы ориентировочно-исследовательской активности живого организма, которые обеспечивают выделения целостных предметов и явлений в окружающем мире на основе использования органов чувств.

  • Это познавательный психический процесс, который обеспечивает преобразования непосредственно воспринимаемой органами чувств сенсорной информации в образы целостных предметов и явлений.

  • Это психический процесс, обеспечивающий отражение целостных предметов и явлений окружающего мира на основе функционирования органов чувств.

  • Это процессы переработки информации, поступающей от органов чувств в головной мозг, результатом которых выступает построение образов предметов и явлений.


Какое из определений мышления наиболее соответствует системно-деятельностному подходу к анализу и объяснению психических явлений?

  • Мышление это способы психической ориентировки, обеспечивающие установление и последующее обобщение межпредметных отношений и связей в процессах планирования и реализации практических и умственных действий. Такие способы ориентировки совершенствуются и обобщаются.

  • Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий опосредствованное и обобщенное отражение действительности на основе установления межпредметных связей и отношений.

  • Мышление представляет собой наиболее сложные механизмы переработки информации в кратковременной (оперативной) памяти, поступающей из внешнего мира и из долговременной памяти.

  • Мышление – это способность выполнять умственные действия и решать различные задачи, которые предполагают оперирование обобщенными и абстрактными представлениями.


Что лежит в основе периодизации психического развития человека в теории Д.Б. Эльконина?

  • Процесс закономерной смены разных типов ведущей деятельности на основе формирования соответствующих типов мотивационных отношений к людям и предметам человеческой культуры.

  • Различия в способах организации психической ориентировки, которые лежат в основе выполнения предметных действий и межличностных отношений.

  • Переключение врожденных потребностей и мотивов на новые объекты в окружающем мире.

  • Система социальных и предметно-практических задач, которые ставятся перед ребенком обществом и окружающими людьми и которые должен научиться разрешать ребенок на каждом этапе возрастного развития.




Тема 4. Теоретические подходы, выделяемые в контексте анализа и объяснения личности
Какие из указанных теоретических направлений психологии исходят из предположений об инстинктивной и неосознаваемой природе мотивов?

  • Психодинамические теории: З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг.

  • Теории научения в бихевиоризме: Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер.

  • Когнитивные теории мотивации: Л. Фестингер, Ф. Хайдер

  • Психологическая теория деятельности.


Что рассматривается в качестве основной причины формирования и изменения мотивационной сферы человека в системно-деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений?

  • Источником формирования и развития мотивационной сферы человека выступает овладение субъектом определенными действиями, содержание, результаты и цели которых могут приобретать личностный смысл. Такие цели и действия могут преобразовываться в предмет нового мотивационного отношения (мотив).

  • В тех ситуациях, когда человек выполняет ряд действий, которые не согласуются с его убеждениями и мотивами, возникает познавательное противоречие. Такое противоречие часто устраняется путем неосознаваемого изменения субъектом собственных убеждений и мотивов. В результате изменяются и формируются новые мотивы.

  • Активность живого организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием, которое зависит от врожденных первичных потребностей: голод, жажда, избегание боли, продолжение рода и т.д. Все новые формы направленной предметной активности (вторичные потребности, мотивационные отношения), живые организмы приобретают на основе механизмов классического и оперантного научения.

  • Мотивационные отношения формируются по мере накопления информации об окружающем мире и формирования новых когнитивных механизмов обработки информации.


Какая из гипотез характеризует особенности мотивации человека в теоретических построениях Карла Юнга?

  • Человек мотивирован: а) врожденной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями; б) предрасположенностями к определенным формам взаимодействий с миром, происхождение которых уходит вглубь истории и эволюции (в архетипы) человечества.

  • В основе стремлений субъекта к получению результатов при выполнении разнообразных действий лежат три основные системы мотивов: а) сделать что-то лучше – мотив достижения (мотив эффективности); б) оказать влияние на людей – мотив власти; в) быть включенными в позитивные взаимодействия с другими людьми – мотив аффилиации.

  • С момента рождения у животных организмов актуализируются врожденные первичные потребности: голод, жажда, избегание боли, продолжение рода. Все новые формы предметно направленной активности (вторичные потребности) животные приобретают на основе механизмов изменения и дополнения врожденных реакций на основе научения.

  • В качестве движущих сил, лежащих в основе поведения и развития личности человека, выступает два основных инстинкта: а) инстинкт поддержания жизни и продолжения рода, направленный на переживание удовольствия; б) инстинкт уничтожения, устранения препятствий.



Когда противоречия в представлениях, действиях или поступках, которые вызывают негативные переживания, человек не может оправдать и объяснить внешними факторами, используется внутреннее устранение противоречий путем изменения своих мнений и мотивационных отношений. Это положение соответствует:

  • Теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера

  • Теории «психологического реактивного сопротивления».

  • Теории каузальной атрибуции.

  • Теория социальных влияний Э.Аронсона.


Какая из гипотез характеризует особенности мотивации человека в теоретических построениях Зигмунда Фрейда?

  • В качестве движущих сил, лежащих в основе поведения и развития личности человека, выступает два основных инстинкта: а) инстинкт поддержания жизни и продолжения рода, направленный на переживание удовольствия; б) инстинкт уничтожения, разрушения.

  • Человек рождается с потенциально заложенными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности, которые он может реализовать. В процессе индивидуального развития человека последовательно актуализируется и формируется иерархия потребностей. Формирование и развитие такой иерархии в течение жизни образует основу личности:

  • Любой человек по своей природе (врожденно) является добрым и свободным. Главным мотивом поведения человека выступает врожденное стремление к самоактуализации. Нормальные условия для развития личности обеспечиваются тремя основными факторами:

  • Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни – центральный мотив, лежащий в основе развития личности и поведения. Смысл находится в объективном мире. Человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти или построить путем реализации себя в жизни и деятельности.


Какое из положений соответствует теории В.Шелдона о развитии личности на основе морфогенотипа?

  • Существует три основных типа анатомо-физиологической структуры тела, которые определяются эмбриональным развитием: а) эндоморфность (тучный тип); б) мезоморфность (мускулистый тип); в) эктоморфность (худой тип).

  • Особенности личности основаны на трех типах суперчерт: интроверсия – экстраверсия; нейротизм – эмоциональная стабильность; психотизм – сила «супер-эго».

  • Существует четыре основных конституциональных типа людей: а) лептосоматический; б) пикнический; в) атлетический; г) диспластический.

  • Личностные особенности человека формируются в системе взаимодействиях с другими людьми на основе процессов классического и оперантного обусловливания.



Какое из суждений соответствует понятию субъект?

  • В понятии фиксируется наличие внутренней активности и способности к самостоятельной постановке и достижению целей.

  • В понятии фиксируется биологическая принадлежность человека к определенному виду живых организмов, а также анатомо-физиологические особенности человека.

  • В понятии фиксируются психологические особенности, которые формируются и проявляются у человека в процессах включения в социальные отношения, овладения социальными отношениями, реализации социальных отношений.

  • В понятии фиксируется уникальность и неповторимость сочетания психических особенностей.


Что рассматривается в качестве центральной причины формирования личности человека как психического образования в отечественной психологии?

  • Овладение субъектом в течение жизни способами реализации социальных отношений и межличностных взаимодействий и соответствующими мотивами.

  • Анатомические и функциональные особенности человеческого организма (прежде всего органов чувств и центральной нервной системы).

  • Передаваемые по наследству качества и особенности поведения, например, в форме «коллективного бессознательного».

  • Формирование самосознания, обеспечивающее овладение нравственными нормами и правилами поведения в обществе.


Каков диапазон изучаемых психологией явлений, в основе которых лежат потребности и мотивы?

  • Побуждения и направленность активности, изменения направлений активности, а также причины продуктивности и качества реализации действий.

  • Установление межпредметных и внутрипредметных отношений и связей, а также их последующее обобщение.

  • Избирательность, сосредоточенность, а также контроль и коррекция получаемых результатов при выполнении разнообразных действий.

  • Совокупность физиологических (психофизиологических) свойств индивида, определяющих динамические особенности протекания психических процессов, действий, поведения человека.


Какие из указанных психических явлений обусловливаются мотивами?

  • Изменения избирательности и направленности различных видов действий и направлений жизненной активности.

  • Переживания организмом внутренних органических состояний, которые побуждают к активности.

  • Формирование и развитие интеллектуальных способностей субъекта.

  • Формирование и развитие у субъекта таких умственных операций и действий, которые позволяют анализировать собственные направления жизнедеятельности.