Файл: Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Регулирующая налоговая  функция проявляется на практике в виде льгот и санкций.

Применение налоговой санкции это проявление контрольной функции налога.

Однако контрольное свойство системы налогообложения заложено в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним.

Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства.

Контрольная функция налогов состоит в количественном отображении и соответствии налоговых платежей и поступлений.

Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах.

Налог или сбор считается установленным, если в нем присутствуют следующие элементы налогообложения:

  1. налогоплательщик (субъект налогообложения) – это организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налогов (сборов);

  2. объект налогообложения – все, что подлежит налогообложению – это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество. прибыль, доход, любой иной объект, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налог;

  3. налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения, фактическая часть предмета налогообложения, к которому применяется налоговая ставка;

  4. налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки могут быть:

    • твердые – определяются в абсолютной сумме на единицу объекта (акциз);

    • долевые – выражаются в определенных долях объекта налогообложения (пропорциональные или процентные ставки).

  1. налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.

  1. льготы по налогам и сборам – преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, предусматривающие возможность не уплачивать налог (сбор), либо уплачивать их в меньшем размере.


Льготы могут быть следующих  видов:

    • необлагаемый минимум объекта налога;

    • изъятие из обложения определенных элементов налога;

    • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

    • понижение налоговых ставок;

    • прочие льготы.

  1. срок уплаты налога – устанавливается применительно к каждому налогу.

Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога, либо в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, как в наличной, так и в безналичной форме.

Перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок является изменением срока уплаты налога и может осуществляться в различных формах:

  • отсрочка;

  • рассрочка;

  • инвестиционный налоговый кредит.

Классификация налогов - группировка  законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений.

В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания налогов, их распределения по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.

Существуют следующие формы классификации налогов:

1) по субъекту налогообложения;

2) по способу взимания;

3) по уровню установления;

4) по учету налога в зависимости от источника уплаты;

5) по целевой направленности налоговых поступлений.

По субъекту налогообложения:

  • налоги с физических лиц;

  • налоги с организации (с юридических лиц);

  • налоги с физических и с юридических лиц.

По способу взимания различают:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).

  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов высту­пает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные


По уровню, на котором устанавливаются и контролируются налоги (статусная классификация налогов по уровню компетенции государственной власти):

  • федеральные;

  • региональные;

  • местные.

По учету налога в  зависимости от источника уплаты:

    • налоги, включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

    • налоги, включаемые в себестоимость продукции, в затраты предприятия (ЕСН, налоги, уплачиваемые в зависимости от отраслевой принадлежности, земельный налог);

    • налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия (налог на имущество – уплачивается из прибыли до уплаты налога на прибыль, налог на прибыль).

По целевой направленности налоговых поступлений:

    • целевые – налоги, финансирующие направленные затраты бюджетного и внебюджетного характера (ЕСН, транспортный налог);

    • общие (абстрактные) – предназначены для функционирования бюджетов различных уровней в целом (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организации, налог на имущество организации, акцизы).




    1. Понятие налогового бремени и принципы его распределения в обществе


Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.

Наиболее близким понятием, которое встречается в законодательстве РФ, является налоговая нагрузка. Она характеризует долю фискальных платежей в объеме полученных доходов. Используется она ФНС как один из основных критериев при выборе предприятия для проведения выездной проверки.

Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Основные направления применения налогового бремени состоят в том, что:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики;

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций;


3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства;

4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны.

Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчисления налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту.

Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой - как уровень налогообложения населения в целом.

Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

При оценки налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размера оплаты труда.

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика.

Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает, и оно должно учитывать этот средний показатель.


Налоговое бремя среднестатистической российской семьи определяется как совокупность налогового бремени каждого члена семьи - физического лица от общего дохода данной семьи.

Налоговое бремя — финансовое понятие, характеризующее в относительной форме ту часть стоимости общественного продукта (добавленной стоимости), которая распределяется (перераспределяется) в доход государства посредством механизмов налогообложения. Будучи продуктом обмена и распределения (перераспределения), оно само подлежит распределению в соответствии с выработанными мировой теорией и практикой подходами для построения рациональной системы налогообложения и налоговой системы страны. Совокупное налоговое бремя распределяется по видам налогов, элементам добавленной стоимости, по сферам, отраслям и отдельным группам налогоплательщиков на основе определенных принципов.

Обычно выделяют два основных подхода к распределению налогового бремени в экономике: принцип полученных благ (услуг) и принцип платежеспособности:

1. Принцип полученных благ (услуг). Этот подход в свою очередь предусматривает два способа распределения налогового бремени: налогообложение, зависимое от объема получаемых благ конкретным налогоплательщиком; равного налогообложения, независимо от объема полученных благ конкретным налогоплательщиком.

Первый из названных способов предполагает, что предприниматели и домашние хозяйства должны приобретать общественные блага (услуги) так же, как продаются обычные товары и услуги.

Поэтому непосредственно, в зависимости от объема потребляемых общественных благ {услуг), должно распределяться и налоговое бремя среди налогоплательщиков. Лица, получающие большую выгоду от таких благ и услуг, должны уплачивать большие налоги.

На этом способе распределения налогового бремени строится обложение целевыми налогами, налогами и другими обязательными платежами за пользование природными ресурсами, транспортным налогом, таможенной и государственной пошлинами.

Некоторые из названных налоговых платежей могут быть напрямую привязаны к конкретным видам публичных расходов (так называемые целевые налоги и сборы, поступающие в специальные фонды в составе или за пределами бюджетов).

Однако значительная часть общественных благ (услуг) не может быть индивидуализирована, распределяется равномерно между всеми членами общества.

Поэтому невозможно установить и использовать на практике прямую эквивалентную зависимость между массой уплаченных отдельным лицом конкретных налоговых платежей и объемом полученных им конкретных общественных благ (услуг).