Файл: Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в виде льгот и санкций.
Применение налоговой санкции это проявление контрольной функции налога.
Однако контрольное свойство системы налогообложения заложено в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним.
Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства.
Контрольная функция налогов состоит в количественном отображении и соответствии налоговых платежей и поступлений.
Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах.
Налог или сбор считается установленным, если в нем присутствуют следующие элементы налогообложения:
-
налогоплательщик (субъект налогообложения) – это организации и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате налогов (сборов); -
объект налогообложения – все, что подлежит налогообложению – это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество. прибыль, доход, любой иной объект, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налог; -
налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения, фактическая часть предмета налогообложения, к которому применяется налоговая ставка; -
налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки могут быть:
-
твердые – определяются в абсолютной сумме на единицу объекта (акциз); -
долевые – выражаются в определенных долях объекта налогообложения (пропорциональные или процентные ставки).
-
налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.
-
льготы по налогам и сборам – преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, предусматривающие возможность не уплачивать налог (сбор), либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы могут быть следующих видов:
-
необлагаемый минимум объекта налога; -
изъятие из обложения определенных элементов налога; -
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; -
понижение налоговых ставок; -
прочие льготы.
-
срок уплаты налога – устанавливается применительно к каждому налогу.
Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога, либо в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, как в наличной, так и в безналичной форме.
Перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок является изменением срока уплаты налога и может осуществляться в различных формах:
-
отсрочка; -
рассрочка; -
инвестиционный налоговый кредит.
Классификация налогов - группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений.
В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания налогов, их распределения по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.
Существуют следующие формы классификации налогов:
1) по субъекту налогообложения;
2) по способу взимания;
3) по уровню установления;
4) по учету налога в зависимости от источника уплаты;
5) по целевой направленности налоговых поступлений.
По субъекту налогообложения:
-
налоги с физических лиц; -
налоги с организации (с юридических лиц); -
налоги с физических и с юридических лиц.
По способу взимания различают:
-
прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). -
косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги.
В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
-
косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы); -
косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость); -
фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; -
таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные
По уровню, на котором устанавливаются и контролируются налоги (статусная классификация налогов по уровню компетенции государственной власти):
-
федеральные; -
региональные; -
местные.
По учету налога в зависимости от источника уплаты:
-
налоги, включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины); -
налоги, включаемые в себестоимость продукции, в затраты предприятия (ЕСН, налоги, уплачиваемые в зависимости от отраслевой принадлежности, земельный налог); -
налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия (налог на имущество – уплачивается из прибыли до уплаты налога на прибыль, налог на прибыль).
По целевой направленности налоговых поступлений:
-
целевые – налоги, финансирующие направленные затраты бюджетного и внебюджетного характера (ЕСН, транспортный налог); -
общие (абстрактные) – предназначены для функционирования бюджетов различных уровней в целом (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организации, налог на имущество организации, акцизы).
-
Понятие налогового бремени и принципы его распределения в обществе
Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.
Наиболее близким понятием, которое встречается в законодательстве РФ, является налоговая нагрузка. Она характеризует долю фискальных платежей в объеме полученных доходов. Используется она ФНС как один из основных критериев при выборе предприятия для проведения выездной проверки.
Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Основные направления применения налогового бремени состоят в том, что:
1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики;
2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций;
3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства;
4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.
Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны.
Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчисления налоговой нагрузки на работника.
Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту.
Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.
Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой - как уровень налогообложения населения в целом.
Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.
При оценки налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размера оплаты труда.
Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.
При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика.
Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает, и оно должно учитывать этот средний показатель.
Налоговое бремя среднестатистической российской семьи определяется как совокупность налогового бремени каждого члена семьи - физического лица от общего дохода данной семьи.
Налоговое бремя — финансовое понятие, характеризующее в относительной форме ту часть стоимости общественного продукта (добавленной стоимости), которая распределяется (перераспределяется) в доход государства посредством механизмов налогообложения. Будучи продуктом обмена и распределения (перераспределения), оно само подлежит распределению в соответствии с выработанными мировой теорией и практикой подходами для построения рациональной системы налогообложения и налоговой системы страны. Совокупное налоговое бремя распределяется по видам налогов, элементам добавленной стоимости, по сферам, отраслям и отдельным группам налогоплательщиков на основе определенных принципов.
Обычно выделяют два основных подхода к распределению налогового бремени в экономике: принцип полученных благ (услуг) и принцип платежеспособности:
1. Принцип полученных благ (услуг). Этот подход в свою очередь предусматривает два способа распределения налогового бремени: налогообложение, зависимое от объема получаемых благ конкретным налогоплательщиком; равного налогообложения, независимо от объема полученных благ конкретным налогоплательщиком.
Первый из названных способов предполагает, что предприниматели и домашние хозяйства должны приобретать общественные блага (услуги) так же, как продаются обычные товары и услуги.
Поэтому непосредственно, в зависимости от объема потребляемых общественных благ {услуг), должно распределяться и налоговое бремя среди налогоплательщиков. Лица, получающие большую выгоду от таких благ и услуг, должны уплачивать большие налоги.
На этом способе распределения налогового бремени строится обложение целевыми налогами, налогами и другими обязательными платежами за пользование природными ресурсами, транспортным налогом, таможенной и государственной пошлинами.
Некоторые из названных налоговых платежей могут быть напрямую привязаны к конкретным видам публичных расходов (так называемые целевые налоги и сборы, поступающие в специальные фонды в составе или за пределами бюджетов).
Однако значительная часть общественных благ (услуг) не может быть индивидуализирована, распределяется равномерно между всеми членами общества.
Поэтому невозможно установить и использовать на практике прямую эквивалентную зависимость между массой уплаченных отдельным лицом конкретных налоговых платежей и объемом полученных им конкретных общественных благ (услуг).