Файл: Налоги, их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года.

Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей.

В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги.

Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%.

Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru): Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса в Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%.

В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей.

Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей.

И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям.

Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.


Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru): Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения.

Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов.

До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - базовый прогноз).

Базовый прогноз учитывает достижение приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных Указом № 204 и предполагает реализацию Плана действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышении до 25% их доли в ВВП.

Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:

 замедление темпов роста мировой экономики до 3,0% в 2019 году (впервые с 2009 года), что обусловлено окончанием фазы восстановительного роста в условиях ограниченных возможностей проведения стимулирующей политики, нарастанием структурных ограничений и усилением протекционизма.

 сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода. В отношении цен на энергоносители предполагается поступательное снижение стоимости нефти марки «Юралс».

Текущий уровень цен на нефть обусловлен преимущественно сокращением добычи странами ОПЕК+ в рамках соответствующего соглашения, что не может быть устойчивой в средне-/долгосрочной перспективе.


При сохранении высокого уровня волатильности нефтяных котировок прогнозируется их плавное снижение в результате замедления:

  • темпов роста мировой экономики (снижение спроса на энергоресурсы);

  • снижения ее энергоемкости (развитие технологий ресурсосбережения, повышение энергоэффективности и снижение материалоемкости);

  • изменения структуры спроса в отраслях-потребителях нефти и нефтепродуктов (сдвиг спроса в сторону альтернативных источников энергии и природного газа);

  • снижения себестоимости добычи нефти (повышение эффективности и применение новых технологий).

При этом перебои с поставками в ряде крупных стран-производителей могут обусловливать нестабильность ценовой конъюнктуры.

Сохранение действующей конструкции макроэкономической политики будет благоприятствовать дальнейшему снижению зависимости внутренних экономических условий от колебаний цен на нефть и снижению равновесного уровня реальных процентных ставок в экономике.

В результате прогнозируется относительно стабильный реальный эффективный валютный курс рубля.
2.2 Современные проблемы распределения налогового бремени в России и пути совершенствования налоговой политики
Налоговая политика в Российской Федерации осуществляется органами власти по различным программам. Министерство финансов Российской Федерации разработало «Основные направления бюджетной, налоговой и тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», данные направления разработаны в соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом результатов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2019-2021 гг.

При подготовке настоящего документа учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президента Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.

При проведении налогово-бюджетной политики необходимо различать три основных направления, которые представлены следующими мерами: - системные меры, направленные на создание стабильных бюджетных условий.

Основные изменения коснутся нефтегазового сектора: планируется установить фискальные условия для достижения национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации;


- стимулировать фискальные и финансовые меры, в том числе: отмену налога на движимое имущество, препятствующего развитию и внедрению новых технологий, расширение объема налогового вычета на инвестиции по налогу на прибыль организаций, осуществляющих строительство коммунальные, транспортные и социальные объекты; установление льготных тарифов по уплате страховых взносов для резидентов, проживающих на территории опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа;

- отраслевые меры, влияющие, помимо нефтяного сектора, на развитие инфраструктуры.

Для достижения этих целей в структуре доходов федерального бюджета создан соответствующий фонд развития.

Объем вложенных средств – до 4 трлн рублей. реализуется на период до 2024 года за счет дополнительных казначейских облигаций.

Важным направлением современной налоговой политики является облегчение администрирования и снижение административных расходов. Для этого разрабатывается специальная налоговая система, которая обеспечит благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, - налоговая система в виде налога на профессиональный доход.

Важным событием для экономического развития страны является процесс деофшоризации российского капитала за рубежом.

Уже в 2013 году Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации приступило к разработке правовых актов, направленных на недопущение вывода денежных средств из Российской Федерации.

Также принят Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных организаций и доходов иностранных организаций).

При этом в соответствии с рекомендацией Министерства финансов Российской Федерации предусматриваются изменения налогового законодательства в части иного подхода к налогообложению получателей доходов.

Борьба с уклонением от уплаты налогов является вопросом не только бюджетных или экономических соображений, но и солидарности всех и каждого.

Сокращая государственные доходы и уменьшая способность государства финансировать государственную политику, уклонение от уплаты налогов подрывает согласие на уплату налогов и, в конечном итоге, наносит ущерб самому социальному договору.


Как, на самом деле, требовать, чтобы граждане платили свои налоги без восстания перед хищническим поведением компаний, опирающихся на финансируемую налогами инфраструктуру, услуги и навыки?

Налогообложение, безусловно, является техническим вопросом, но прежде всего – это политический объект, который позволяет обществу иметь адекватные средства для совместной жизни.

Проблема уклонения от уплаты налогов также должна стать частью более глобального осмысления роли и места государства, в своей способности обеспечить граждан предметами первой необходимости.

Государство должно оставаться сильным и не допускать, чтобы к нему навязывались правила или поведение, которое не было бы переводом выбора народного суверенитета.

Адекватная налоговая политика обложения доходов населения должна не только содействовать повышению развития и благосостояния граждан, но также пресекать любые явления, направленные на подрыв процесса взаимоотношений между обществом и государством.

В Российской федерации, как и в большинстве стран мира, налог на доход физических лиц является одним из основных источников пополнения бюджета.

НДФЛ является одним из экономических рычагов государства и занимает центральное место в системе налогообложения физических лиц.

Экономическая природа налога на доходы физических лиц и его назначение могут быть оценены путем понимания места этого налога в государственной налоговой системе и налоговой системы в экономической жизни государства.

Одним из наиболее важных компонентов налоговой системы любого государства является подоходный налог с населения.

Подоходный налог с населения имеет большое значение для государственной налоговой системы и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения.

Налоговая система по налогообложению населения обеспечивает довольно устойчивые поступления в бюджеты регионов, при этом, налог на доходы физических лиц занимает важную роль в распределении финансовых ресурсов, а также обеспечения социальной защищённости населения.

Социальная функция НДФЛ способствует использованию налогового механизма для удовлетворения экономических потребностей социально незащищенных групп населения, а также защиты человеческого потенциала общества, т.е. государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность.

Достижение социальной стабильности неразрывно связанно с справедливостью налогообложения.