Файл: Анализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А. С. Пушкина я вас любил).pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Я Вас любил…»)

1. История создания стихотворения

2. Тема, идея, основная мысль.

(О чём стихотворение).

         Тема стихотворения:          - пейзаж;          - общественно-политическая;          - любовная/интимная;          - философская.

       Сюжет:          - есть сюжет: образы событий (...каких именно);          - без сюжета: образы чувств (...).

Используемые обороты:

- В стихотворении описывается (кто или что?)

- В стихотворении говорится (о ком или о чем ?)

2. Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств.

3. Проблематика.

- человек и общество;

- человек и история;

- человек и природа;

- творец и искусство;

- человек и человек;

- мифологическая или фантастическая;

- национально - историческая;

- идейно - нравственная;

- философская (размышления о смысле жизни).

Используемые обороты:

-Поэт пытается разрешить проблему...

-В стихотворении поэт поднимает проблему...

-...проблемы представлены поэтом читателю.

3.Поэт представляет читателю в стихотворении проблему неразделенной любви и переживаний, с ней связанных.

4. Жанр.

- ода (торжественно - лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги;

- гимн (хвалебная песнь);

- сонет (стихотворение в 14 строк);

- послание (стихотворение, адресованное какому - либо лицу, близкое к письму);

- мадригал (небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее);

- стансы (стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное синтаксическое целое);

- эпиграмма (сатирическое стихотворение, обращенное к какому - либо лицу);

- баллада (небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой - то необычный случай, историческое событие или предание);

- элегия (стихотворение, пронизанное печалью);

- признание (в любви, верности, дружеских чувствах);

- размышление;

- разговор;

- притча (поучение в иносказательной, аллегорической форме);

- романс, песня;

- исповедь;

- эпитафия (надгробная стихотворная надпись);

- эклога (сентиментальное стихотворение о возвышенных чувствах, вызванных созерцанием природы или любовными переживаниями).

4. По жанру это стихотворение можно отнести к признанию.

5. Характеристика лирического героя.

- его мысли, чувства, переживания;

- близок автору, выражает его мысли, чувства, переживания;

- далек от авторской позиции (чем?);

- как лирический герой изменяется в стихотворении, как трансформируются его мироощущения.

Используемые обороты:

- Лирический герой - двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта.

- Лирический герой - абсолютно самостоятельное явление. Поэт как бы "примеривает" другой образ, пытается жить жизнью другого человека, героя.

6. Композиция.

Композиция неразрывно связана со структурой стиха.

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк . Рифма организует стихотворение, делает его музыкальным.

7. Приемы создания и раскрытия образов.

Поэтическая лексика.

Тропы.

Тропы.

Синтаксические фигуры.

Синтаксические фигуры.

Поэтическая фонетика (звукопись).

8. Заключение.

  • 7. В стихотворении автор использует высокую лексику: обращение в уважительной форме «Вы», слова «безмолвно», «безнадежно», чем подчеркивает возвышенность описываемого чувства. С помощью метафоры «любовь….угасла» поэт одухотворяет свое чувство, сравнивает его с потухающим огнем.

Синтаксические фигуры.

  • ЭЛЛИПСИС - пропуск во фразе какого - либо слова, легко подразумевающегося, для динамичности речи (Зверю - берлога,/ Страннику - дорога, /Мертвому - дроги, /Каждому - свое./М. И. Цветаева./
  • ИНВЕРСИЯ - перестановка, необычный порядок слов в предложении (Не ветер, вея с высоты/ Листов коснулся ночью лунной./А. К. Толстой./);
  • АНТИТЕЗА – противопоставление (Они сошлись: волна и камень,/ Стихи и проза, лед и пламень -/ Не столь различны меж собой./А. С. Пушкин./);
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - стихи с одинаковой синтаксической конструкцией (В синем небе звезды блещут,/ В синем море волны хлещут.../А. С. Пушкин./);
  • АНАФОРА - повтор начальных слов строки, строфы (Коль любить, так без рассудку,/ Коль грозить, так не на шутку...);
  • ЭПИФОРА - повтор конца строки или строфы (Мело, мело по всей земле,/ Во все пределы./ Свеча горела на столе./ Свеча горела.);

Синтаксические фигуры.

  • - ПОВТОР/РЕФРЕН;
  • УМОЛЧАНИЕ - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
  • ГРАДАЦИЯ восходящая и нисходящая (Пришел, увидел, победил.);
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - не требующий ответа, для привлечения внимания к изображаемому (Что ищет он в стране далекой?/ Что кинул он в краю родном?);
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ и РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.);
  • МНОГОСОЮЗИЕ - создает плавность, текучесть речи;
  • БЕССОЮЗИЕ - придает динамику, ускорение.
  • 7. Несмотря на небольшой размер стихотворение наполнено синтаксическими фигурами. Анафорой «Я Вас любил…» поэт акцентирует признание, отражает силу угасшего чувства. Инверсия «быть может» подчеркивает сомнение лирического героя, зыбкость проходящей любви. При описании былых переживаний поэт применяет анафору, обозначенную союзами «то.., то…», «так.., так…»: То ревностью, то робостью томим… Я Вас любил так искренно, так нежно. Акцентируя повторными союзами строки, поэт обозначает важность описываемых переживаний, их силу, продолжительность.

Поэтическая фонетика (звукопись).

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ- повторение одинаковых согласных (Задрожало зеркало затона, И шальной, шевелюру ероша,/ В замешательстве смысл темня,/ Ошарашит тебя нехорошей/ Глупой сказкой своей про меня. Б.Пастернак);
  • АССОНАНС - повторение гласных (Одну молитву чудную твержу я наизусть, У наших ушки на макушке,/ Чуть утро осветило пушки/ И леса синие верхушки —/ Французы тут как тут. М. Лермонтов).
  • 7. В тексте стихотворения преобладают взрывные согласные: б, д, п: Я Вас любил, любовь еще, быть может…. Звуки эти читаются звонко, отражая бурные переживания героя, взрывной характер любви, о которой идет речь. Явно преобладают в произведении гласные у, ю, которые придают звучанию особую мелодичность, мотив грустной песни.

8. Заключение.

  • Какие мысли, чувства и настроения вызывает стихотворение?
  • Используемые обороты:
  • - Все компоненты поэтического текста образуют единство, взаимодействуют, подчиняясь главному - раскрытию образа лирического героя (раскрытию основной мысли поэта).
  • - Текст произведения вызывает у читателя…
  • 8. Стихотворение Пушкина является одним из замечательнейших произведений русской литературы. Чувства, описываемые автором, близки каждому читателю, пережившему любовь. Художественно описанные сердечные переживания учат душевной чуткости, тонкости восприятия и способности сопереживать.