Файл: 1. Предпосылки возникновения социологии как науки Огюст Конт, основоположенник социологии Социологические взгляды Герберта Спенсера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Социология как наука: этапы развития, объект и предмет социологического знания.
1. Предпосылки возникновения социологии как науки

2. Огюст Конт, основоположенник социологии

3. Социологические взгляды Герберта Спенсера

4. Предмет, объект и функции социологии
1. Предпосылки возникновения социологии как науки

Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значимые из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/ 427 – 348/ 347 гг. до н.э.) и Аристотелю (384-322 гг. до н.э.).

Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в его работе "Государство". Главная цель – человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нём не устанавливается твёрдый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом в соответствии со способностями, которыми его одарила природа, но не вмешивается в дела других граждан, классов (социальное разделение). Будучи идеалистом в понимании истории Платон «выводит» эти способности из свойств души, выделяя в качестве главных следующие: мудрость, ярость и склонность к ремеслу. Стабильным следует считать общество, поделённое на 3 класса:

- Высший класс, состоящий из мудрецов управляющих государством;

- Средний класс, включающий воинов охраняющих государство от смуты и беспорядка;

- Низший класс, состоящий из ремесленников и крестьян.

Происхождение к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлено только происхождением. Разумность такой модели ему видится в том, что чем дольше кто – либо специализируется в своём деле, тем больше успехов он достигает.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме того, существуют ещё два сословия: богатая плутократия и лишённые собственности бедняки. По его мнению, государство лучше всего управляется в том случае, когда:

• масса, лишённая собственности бедняков не отстранена от участия в управлении государством;

• эгоистические интересы богатых ограничены;

• средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.


Человеком, по мнению Аристотеля, управляет множество стремлений, но самым сильным из них является стремление к деньгам. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. При этом он подчёркивал, что при коллективной собственности все или большинство бедны и озлобленны. При частной появляются богатство и неравенство, но только она даёт возможность гражданам проявить щедрость и милосердие.

Аристотель выделяет два вида справедливости: уравнительный и распределительный. Первая является простым «арифметическим равенством», а вторая – «геометрическим равенством»: она предполагает распределение благ пропорционально вкладу в общее дело. Общество, утверждает Аристотель, держится на том, что каждому воздаётся пропорционально его деятельности, а худшие формы правления – это олигархия, демократия и тирания.

Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества. Несколько выделялись позиции Августина (IV – V в.в.), мыслившего жизнь общества как борьбу двух начал – грешного и божественного, и Фомы Аквинского (XIII в.), который в своём трактате «О правлении князей» пытается соединить учение Аристотеля о видах власти и христианское учение о церкви как конечной, сверхъестественной цели развития общества. Напротив, новое время оказалось весьма плодотворным на теоретические новации и философские откровения.

Первым из мыслителей Нового времени обратившийся к идеям Платона и Аристотеля и создавший на их основе оригинальную теорию общества и государства был Николо Макиавелли (1469 - 1527 гг.).

В его главном произведении "Государь" описываются принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Закон первый, действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.


Закон второй, умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадёшь в зависимость от подчинённых. А где зависимость, там и нерешительность, малодушие и легкомыслие. Народ же призирает именно эти качества государей. Заслужить ненависть за добрые дела тек же легко, как и за злые, но зло – признак твёрдости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы её удержать, надо быть жестким.

Закон третий, творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказание нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени.

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. По его мнению людей побуждает создавать общество – взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции друг с другом. Но объединившись люди ориентируются не на общественное благо, а стараются извлечь из этого выгоду для себя либо достичь уважения и почестей, которых нельзя добиться оставаясь в одиночестве. Естественное общество не может быть не очень большим, ни очень устойчивым. Оно окажется стабильным, если слава и почёт воздаются всем.

Не добившись уважения одним путём, люди стремятся заполучить его иным, господствуя над другими. Именно господство позволяет достичь максимального количества благ, нежели просто сотрудничество с другими, пишет Т. Гоббс в трактате «О гражданине». Отсюда следует два принципиальных вывода:

1. Люди рождаются неспособные к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (на современном языке – социализации);

2. Гражданское общество возникает вследствие опасения одних перед другими.

Естественное состояние человека – это война всех против всех. Правда, война эта более чем удивительная: в ней нет убитых и раненых. Это социальная война за выживание. Т. Гоббс поясняет: подобная война – период, в течении которого желание вступить в насильственный поединок выражается в словах и поступках. Такова повседневная жизнь людей в догражданском обществе.

Гражданское общество – высший этап развития. Оно покоится не на личном разумении о собственной выгоде и невыгоде, а на юридических законах, признаваемых всеми. У гражданского общества три формы правления: демократическая, аристократическая, монархическая. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция и т.д.), защищающие её. В результате общественного договора прекращается война всех против всех. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен личную защиту.


Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII – начале XIX веков. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая своё место более естественным устремлениям людей.

Политические революции, начавшиеся с французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядком в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядочной жизни. Однако было ясно, что невозможно было вернуть время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка.

В этот период происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становится человек.

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма.

На этом фоне обнаружилось серьёзное отставание знания людей о самих себе и о том обществе, в котором они живут. На развитие науки, имеющим своим предметом изучения общественную жизнь, влияет, прежде всего, наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе.

2. Огюст Конт, основоположенник социологии

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский учёный и философ – Огюст Конт (1798 – 1857 гг.). Он родился в городе Монселье в монархически настроенной семье. В 1814 г. поступил в Политехническую школу, которую, однако, не закончил по причине её временного закрытия. В 1814 году он сблизился с Сен – Симоном и до 1824 г. работал его секретарём.

В творчестве О. Конта принято различать три периода.

Первый (1819 – 1828 гг.) характеризуется изданием шести небольших работ, в которых он излагает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы современного общества, находящегося в процессе перехода от военно – феодального состояния к индустриальному. В это время формируется его знаменитый «закон трёх стадий».


Второй период (1830 – 1842 гг.) – это период разработки и издания шеститомного «Курса позитивной философии». В это время О. Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения. Считая, что интеллектуальная реформа должна предшествовать социальной (включая политическую, моральную и религиозную), он в это время выступает главным образом в роли учёного и придерживается «объективного» метода: О. Конт обосновывает подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки как на более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.

Третий, завершающий, период творчества О. Конта начинается со второй половины 40 – х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырёхтомная «Система позитивной политики» (1851 – 1854 гг.), «Позитивистский катехизис» (1852 г.) и «Субъективный синтез» (1856 г.). В этих работах О. Конт трактует позитивизм как доктрину, в которой научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим.

Итак, О. Конт впервые употребил термин «Социология» в главных своих сочинениях – "Курс позитивной философии" (1830 – 1842 гг.) и "Система позитивной политики" (1851 – 1854 гг.). В этих работах он высказал о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

Термин «социология» происходит из двух слов: латинского слова socitas (общество) и греческого слова logos (учение). Поэтому социология есть наука об обществе.

Творчество О. Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по О. Конту, не может произойти без активного участия человека.

В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею "социальной системы", т.е. признание факта существования общества как своего рода организма, определённой целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции О. Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Причём из всех существующих систем