Файл: 1. Предпосылки возникновения социологии как науки Огюст Конт, основоположенник социологии Социологические взгляды Герберта Спенсера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общество отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям.

Социальные явления по О. Конту по своей природе – историчны. Однако О. Конта интересует не сколько смена общественных систем, сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это нашло своё выражение в делении социологии на социальную статику и социальную динамику.

Задачи социальной статики – исследование связей между элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный порядок.

О. Конт начинает анализ "социальной статики" с семьи, видя в ней основную клеточку социального организма. Семья выступает спонтанным источником морального воспитания, естественной базой политической организации. Распад семьи равноценен гибели общества. Семья – это первичная, естественно складывающаяся, основанная на силе чувств форма объединения людей, из которой складываются более широкие общности.

Наряду с семьёй основным условием существования социального организма является разделение труда, возникающее под влиянием естественных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постепенно усложняется структура социальных групп, создаётся связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности и т.д.

Социальная динамика – это теория прогресса. Социальный прогресс, по мнению О. Конта, в конечном счёте проистекает из враждебного инстинкта, заставляющего человека непрерывно улучшать во всех отношениях условия своего существования, развивать «свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь …». О Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее социальное развитие в целом у О. Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Развитие общества представляется как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявления "закона трёх стадий": теологической, метафизической и позитивной.

Теологическая стадия в развитии человеческого ума, а следовательно и общества, продолжалось до 1300 года. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Люди сначала верят в фетиши (фетишистский период), затем в Богов (период политеизма), наконец в единого Бога (период монотеизма). Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии – католическое феодальное общество. Но прогресс остановить нельзя, законы развития подрывают старую систему. Причём разрушение старого занимает целую эпоху, которая и определяется О. Контом как метафизическая стадия развития общества.


Эта стадия, по мнению О. Конта, охватывает период с 1300 по 1800 год и в основном направлена на разрушение старого. Суть переходной (метафизической) стадии заключается в том, что происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции, войны и т.д.). Целое разрушается. И хотя в этом разрушении есть свои положительные моменты (утверждаются новые экономические и политические идеалы, люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках), всё же данный период есть проявление политического беспорядка. В какой-то мере это ненормальное состояние общества, которое нуждается в порядке и дисциплине, в нормализации социальной целостности. Для этого обществу необходима новая интеграционная идеология, которая и обрисовывается по мере развития научного (т.е. позитивного) знания.

Суть новой эпохи, эпохи "позитивной", которая начинается с 1800 года, заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Человеческое внимание акцентирует своё внимание на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений.

С социологической точки зрения новое общество характеризуется упрочнением порядка и социального мира, осуществляется переход от военного общества к промышленно развитой системе. Вместе с тем подчёркивается, что и в новом обществе есть свои как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому задача науки, в том числе и социологии, состоит в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от его отрицательных сторон.

О. Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистичные черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к социальным последствиям. Одно из них – специализация труда, превращающая человека в политического уродца. Разделение труда и конкуренция как бы выворачивают социальные отношения наизнанку: они развивают только чувство профессиональной солидарности. Оно объединяет лиц одной профессии, но заставляет с враждебностью относиться к лицам другой.

Индивид должен почитать общество как высшее существо, которому он всем обязан. Подчинение ему – священный долг каждого человека. Это не подчинение Богу или государству, это подчинение одного всем. Основной этический принцип общественной жизни – «жизнь для других». Таков принцип единства альтруизма и консенсуса. Совокупность утопических рекомендаций он назвал программой создания «позитивной религии».


3. Социологические взгляды Герберта Спенсера

Многие идеи О. Конта воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820 – 1903 гг.). Большую часть своей жизни он провёл как независимый «кабинетный» учёный и публицист, избегавший академических постов и официальных должностей. За смелость обобщений, универсализм и оригинальность он ещё при жизни получил лестное прозвище «английского Аристотеля».

Как и О. Конт, Спенсер был широко образованным учёным, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных работ по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своём основном сочинении "Система синтетической философии" он глубоко и подробно изложил свой взгляды на эволюцию природных и социальных явлений.

В 1850г. Г. Спенсер издал книгу «Социальная статика» с подзаголовком «Изложение законов, обуславливающих счастье человечества». Предельно кратко идея автора сводится к следующим двум положениям.

1. Возможность всеобщего счастья обусловлена достижением истинно социального состояния, в котором люди гармонично удовлетворяют свои потребности. Социальность здесь видится в том, что каждый имеет лишь такие потребности, которые можно удовлетворить, не посягая на право других удовлетворять аналогичные потребности. Положение, при котором люди стремятся удовлетворить свои потребности за счёт других, Г. Спенсер называет «состоянием неприспособленности».

2. За неприспособлённость людей ожидает расплата. Повинуйся требованиям совместного общежития, добровольно ограничивай свои потребности или терпи, страдай от невозможности выполнения завышенных притязаний, от разладов со всеми окружающими – вот выбор, предоставленный человеку.

Спенсер является основателем органической школы в социологии. Её суть заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

Спенсер рассматривает общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств:

1. Как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;

2. Те и другие усложняются;

3. Их части приходят всё большую зависимость друг от друга;


4. Те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме).

В подтверждение своего организметического видения общества Г. Спенсер приводит ряд наглядных аналогий: правительство в государстве он уподобил мозгу человека; торговлю и дороги он сравнивает с кровообращением в организме; информационную инфраструктуру, в частности телефонные провода, уподобляет нервной системе организма.

Представляет большой интерес теория эволюции Г. Спенсера. В эволюции он видел следующие основные моменты:

1. Переход от простого к сложному (интеграция);

2. Переход от однородного к разнородному (дифференциация);

3. Переход от неопределённого к определённому (возрастание порядка).

Социальная эволюция – это, по мнению Г. Спенсера, прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, и прежде всего политических.

Спенсер выделяет два основных типа общества: военное и промышленное (индустриальное).

«Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь прежде всего подчинена дисциплине, церковь похожа на военную организацию. Индивид в таком обществе принудительно подчинён социальному целому.

В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нём зарождается политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. А главное – власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов, и их соединение становится добровольным.

Г. Спенсер очень высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества. Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня общества, но и увеличению объёма общественного богатства. Он считал, что отказ от использования конкуренции неизбежно ведёт к деградации всего общества. В силу этих соображений он был противником государственного перераспределения доходов в пользу бедных. Но при этом являлся сторонником благотворительности как частного дела, задача которого – по возможности смягчить «несправедливость природы».


Для понимания спенсерского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. Из работ Спенсера следует, что социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.

1. Домашние институты. Как и О. Конт Г. Спенсер начинает с семьи и брака, проблем воспитания подрастающего поколения, воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядочных отношений между полами до моногамии и т.д.

2. Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычая, обряды, этикет и т.п.

3. Третий тип институтов – политические. Их появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убеждён, что конфликты и воины сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первичные группы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т.е. центральных органов власти.

4. Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идёт не о церковных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создаёт организацию, контролирующую определённые сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

5. Завершают типологию профессиональные и промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Профессиональные институты консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, промышленные – поддерживают производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя всё большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения.

Нужно заметить, что глубокий индивидуализм Г. Спенсера неизбежно настраивал его против социализма. По его словам, социалистический идеал соответствует устройству армии. Правило одно: делай своё дело (т.е. то, что тебе поручено) – и получай свой паёк. Такая организация общества неотвратимо ведёт к поглощению жизни индивида жизнью группы. Следствием этого станет опасное усиление чиновничьего произвола. Со временем корпорация лиц, руководящих жизнью общества, получит