Файл: Психологические факторы, влияющие на принятие решения (Влияние факторов на принятие решений).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.02.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Уровень притязаний не является врожденной характеристикой, а формируется постепенно под влиянием предпочтений, способностей, опыта человека и, прежде всего, его личных переживаний своих достижений как успешных или неуспешных. В результате воздействия этих факторов уровень притязаний может повышаться или снижаться, оставаясь в целом адекватным возможностям человека. Однако дальнейшие изменения могут привести к формированию неадекватного, т.е. завышенного или заниженного, уровня притязаний. В частности, завышенный уровень притязаний часто служит причиной так называемого аффекта неадекватности[3]. Он проявляется в том, что человек находится в устойчивоми отрицательном по своей природе эмоциональном состоянии, которое возникает у него в связи с неуспехом в деятельности. При этом человек либо игнорирует сам факт неуспеха, либо отказывается признать себя его виновником. Это происходит потому, что таким образом он стремится сохранить сложившуюся у себя завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний, отвергаяпри этом сомнения относительно своих способностей и состоятельности. Поэтой причине аффект неадекватности, можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию человека, позволяющую ему снять внутренний конфликт (диссонанс) ценой отказа от адекватного отношения к действительности. Разумеется, что устойчивое пребывание человека в подобном состоянии, поддерживающем завышенный уровень притязаний, приводит к постановке нереальных целейи принятию ошибочных решений. Процесс принятия решений может терять производительность под влиянием таких психологических факторов, как:
Психологические эффекты, возникающие при вынесении оценок;
Психологические барьеры;
Ментальные ловушки.
Рассмотрим их подробнее.К психологическим эффектам, влияющим на степень оптимальности оценок, относят следующие:
Нереалистический оптимизм. Исследования, проведенные в различных странах (США, Россия, Израиль и др.), показывают наличие тенденции среди ментально здоровых взрослых людей переоценивать себя по различным личностным качествам. Это вызывает неправильность оценочного суждения. По мнению Вуда, бессознательная цель нереалистического оптимизма в действиях людей –улучшение своего эмоционального состояния.Иллюзия контроля. Если субъект верит,что он способен изменить ситуацию к лучшему, то это служит хорошей мотивацией и повышает вероятность оптимального решения. Преувеличение степени контролируемости ситуации является одновременно неоптимальным, с точки зрения точности отражения реальности, но и оптимальным, с точки зрения повышения успешности будущего действия.Оправдание трудного решения. Трудное решение –решение, альтернативы в котором лишь незначительно различаются по степени привлекательности. Поэтому человек, сделав трудное решение, часто испытывает неудовлетворённость. Для её избегания людям свойственно субъективно усиливать плюсы принятого решения и минусы отвергнутого.Контрфакты –представления человека о возможном альтернативном варианте исхода событий. Восходящие контрфакты строятся по модели «если бы…, то… (было бы лучше)». Они приводят к тому, что настроение человека в данный момент ухудшается, зато повышается его мотивация на дальнейшее улучшение ситуации. Нисходящие контрфакты строятся по схеме «если бы…, то… (было бы хуже)», то есть сейчас ситуация лучше, чем могла бы быть. Поэтому они повышают настроение в данный момент, однако ухудшают последующую деятельность субъекта. Эффект владения активно применяется в маркетинге. Его суть заключается в том, что люди готовы заплатить большую цену за то, чем они владеют, чем за то, что не относится к их собственности.[4]
Эффект излишней самоуверенности связан с возложением на себя неосуществимых обязательств. Эффекта Стоунера заключается в позитивном сдвиге риска в групповых решениях по сравнению с индивидуальными. Эффект края. Люди склонны приуменьшать вероятность возникновения события, которое долгое время не возникало, и преувеличивать вероятность события, произошедшего недавно. Этот эффект наносит наибольший ущерб экономическим прогнозам.Помимо психологических эффектов, успешному принятию экономических решений противостоят различные психологические барьеры: избирательное восприятие;недостаточный объем информации; распыление внимания на частности в ущерб целому и ложные установки лица, принимающего решение (преждевременный пессимизм, неоправданные опасения и обобщения, установки долженствования).Избирательное восприятие заключается в том, что элюди, принимающие решение, имеют свою систему ценностей и зачастую не обращают внимания на то, что подсознательно не хотят заметить. Вследствие этого психологического барьера, мышление человека оперирует не всей информацией, а только той, которая соответствует особенностям восприятия. Недостаточный объем информации –проблема, с которой сталкиваются не только бизнесмены, но и все кто принимает решения. Часто люди или не могут получить полный объём информации, или же не хотят прилагать для этого дополнительные усилия. Поэтому, получив информацию по какому-либо вопросу, предприниматель может посчитать ее исчерпывающей, в то время, как для оптимального решения проблемы требуется больше данных. Использование неполных сведений может привести к ошибочности суждений и неоптимальности принятых решений.Концентрация на частных сторонах вопроса в ущерб полноценному анализу приводит к тому, что на них тратится большая часть мыслительных усилий руководителя, и он забывает о необходимости решить первостепенную задачу.Кроме этого, при индивидуальном принятии решений субъекты могут попадать в многочисленные ловушки восприятия, т.к. восприятие –это целостный образ предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта, то есть это субъективная интерпретация ситуации. Ментальные ловушки –это привычные пути, по которым безрезультатно движется наша мысль, из-за чего затраченныемыслительные усилия перевешивают полезный результат от умственной деятельности. В ментальные ловушки люди попадают бессознательно. Для того чтобы избавиться от них, необходимо уметь их распознавать.
Выделяют следующие модели ментальных ловушек: Упорство продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность.Амплификация –ловушка, в которой человек оказывается, когда вкладывает в достижение цели больше усилий, чем нужно.Реверсия возникает, когда уже стало очевидным, что планы потерпели неудачу, однако проблема всё равно не перестаёт терзать человека.Опережение происходит в том случае, если человек начинает дело слишком рано, необдуманно. Противление: бывают моменты, когда надо переключить свое внимание. Однако если в этой точке времени и пространства человек продолжает упорно цепляться за прежние занятия, то попадает в ловушку противления.Затягивание возникает, когда человек уже решился на какое-то дело, но ему трудно приступить к нему (например, из-за прокрастинации).Разделение: когда человек пытается делать два дела одновременно. Таким образом, процесс принятия решения зависит как от внешних, объективных факторов, так и от психологических особенностей. К таким особенностям относятся деловые и личностные качества, мышление, ценности и установки, мотивация. Г. Саймон, а также психологи Канеман и Тверски в ходе серии экспериментов доказали, что человек практически не способен принимать абсолютно рациональные решения. Процесс принятия решения искажают эффекты формулировки проблемы, поиска внутреннего обоснования решений и «близорукости» при принятии решения.Кроме этого, было выяснено, что в процессе принятия решений перед экономическими агентами могут возникать многочисленные проблемы, обусловленные разнообразными психологическими факторами: психологическими эффектами (эффекты владения, «якоря», Стоунера; иллюзия контроля, восходящие и нисходящие контрфакты), психологическими барьерами (избирательное восприятие;недостаточный объем информации; распыление внимания на частности, ложные установки) и ментальные ловушки (упорство, реверсия, опережение, противление). Любые решения могут быть не только правильными и оптимальными, но и неверными и оптимальными, что бывает важнее соблюдения критерия правильности. Поэтому хозяйствующие субъекты, которым в течение своей деятельности приходится очень часто принимать решения разного уровня сложности, должны обязательно принимать во внимание психологические аспекты процесса принятия решения.[5]
Помимо психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, к психологическим факторам, оказывающим влияние на процесс принятия решения, также относятся, например, стиль руководства и личностные качества руководителя.
С точки зрения психологических факторов и мотивов, которыми руководствуются лица, принимающие решения, представляется целесообразным разделить предпочтения, оказываемые вариантам решений, на три группы.
Первая группа включает способы, варианты, типы решений, основной мотив выбора и принятия которых заключается встремлении достичь самого качественного и эффективного разрешения проблемной ситуации. Мотивация лица, принимающего решение, основывается при этом на следующих критериях:
•полнота решения (устранения, подавления, смягчения) исходной проблемы, достигаемый эффект;
•экономическая, социальная, политическая эффективность принимаемого решения (отношение эффекта к затратам на его получение);
•продолжительность периода решения проблемы;
•достаточность располагаемых и предвидимых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационно-управленческих);
•соответствие решения действующей законодательно-нормативной базе;
•предвидимые экономические, социальные, политические, экологические последствия принимаемого решения, зона и период действия последствий;
•влияние принимаемого решения по данной проблеме на смежные, сопряженные проблемы, включая возможность возникновения таковых в результате намечаемых мер, действий.
Мотивы первой группы носят в основном объективный характер. Они обусловлены наличием и состоянием проблемы, ресурсными возможностями ее решения, местом данной проблемы в ряду других, ожидаемой картиной развития событий, влияющих на проблему.
Вторая группа мотивов и предпочтений отражает стремление лиц, принимающих решение, достичь его наибольшей эффективности, выгодности применительно к себе, к кругу близких лиц и социальных групп при условии одновременного обеспечения максимально возможной безопасности принимаемого решения для себя и приближенных лиц. Основные мотивы выбора и принятия решений сводятся в этом случае к следующим:
•получение материальных выгод в результате принятия и осуществления данного варианта решения, включая реально получаемые и ожидаемые блага;
•укрепление своего служебного положения, повышение делового имиджа и статуса как управленца, предпринимателя, менеджера, руководителя;
•предотвращение неблагоприятных последствий для себя и своего окружения вследствие выбора и принятия неудачного, не оправдавшего себя рискованного решения, повлекшего неожиданные просчеты;
•соответствие избираемого решения принятым целевым установкам, интересам, вкусам, предпочтениям вышестоящего руководства, официальных органов и лиц;
•достижение личного удовлетворения;
•оказание содействия лицам, заинтересованным в том или ином решении, в целях возможности обращения к ним в будущем;
•самовыражение и самоутверждение на основе убеждения в собственных возможностях выбора оптимальных решений.
Специфические мотивы принятия решений, относимые ктретьей группе, заслуживают быть названнымимотивами торможения решений. Имеются в виду ситуации, когда лица, уполномоченные принимать решения, избегают их принятия, затягивают процедуру выбора, обсуждения, обоснования, окончательного принятия и осуществления решения. К причинам подобного поведения следует отнести:
•опасение полномочных лиц, что вследствие остроты и сложности проблемы, трудности справиться с ней непринятие решения таит в себе меньше угроз, чем принятие заведомо рискованного решения;
•неведение в отношении реального способа решения проблемы, обусловленное отсутствием ресурсного потенциала, информации, знаний, опыта;
•нежелание принимать на себя ответственность, стремление переложить решение и ответственность за его принятие на других лиц;
•пассивность, инертность.
Затягивание намеченных к принятию решений следует считать естественным в следующих случаях:
1.Обнаружение в ходе подготовки решения реальной возможности устранения проблемы без выработки и принятия решения, на основе традиционных форм и методов повседневно применяемого управления. В принятии решений нет особой нужды также применительно к самоугасающим проблемам, обладающим тенденцией к саморазрешению.
2.Выявление маломасштабности проблемы, возможности разрешить ее на более низких уровнях управления.
3.Выявление на стадии анализа проблемы недостаточности властных полномочий, административного ресурса, экономических ресурсов, чтобы справиться с проблемой. В таких условиях надо либо получить дополнительные властные полномочия и недостающие ресурсы, либо ходатайствовать о передаче функций принятия решений на более высокие уровни управления.
Психология выработки и принятия решений на уровне предприятий, компаний, фирм, организаций сферы услуг зависит от следующих факторов:
1.Степень участия лиц, принимающих решения, во владении и распоряжении собственностью, имуществом организации (полновластный единоличный собственник, обладатель основной доли капитала — контрольного пакета, мажоритарный акционер, миноритарный акционер, не обладающий правами собственности). Как правило, чем большей полнотой прав собственности обладает субъект принятия решений, тем больше он заботится об экономической эффективности намечаемых действий для организации при ограниченном риске.