Файл: Психологические факторы, влияющие на принятие решения (Влияние факторов на принятие решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Полномочия управления организацией, которыми обладает лицо, принимающее решение (председатель совета директоров, генеральный директор, исполнительный директор, топ-менеджер, менеджер). Чем выше занимаемая управленческая должность и круг полномочий, тем в большей мере творцы решений заботятся об их влиянии на собственный престиж, карьеру, устойчивость своего положения как руководителя.

3.Величина и характер личных и групповых выгод (в виде денежных доходов, материальных и духовных благ, укрепления своего положения в организации, получения преимуществ перед внутренними и внешними конкурентами), которые способны принести принимаемые решения инициировавшему их лицу.

4.Стремление к всемерному снижению ожидаемых неприятностей, способных возникнуть для лица, принимающего решение, в случае выбора им соответствующего варианта. Как правило, «осторожные» решения на уровне организации получают предпочтение перед потенциально более эффективными, но таящими угрозы для лиц, принимающих решения.

5.Выведение на первый план таких критериев предпочтительности вариантов действий, как рост прибыли, стоимости (имущественного комплекса, бизнеса в целом), масштабов организации, ее финансовых активов в стране и за рубежом, включая их скрытые формы.

В числе весьма значимых психологических факторов, которые надлежит принимать во внимание в процессе подготовки и принятия решения, выделиможидаемую реакцию на него намечаемых участников, исполнителей подготавливаемого решения, лиц, затрагиваемых действием решения. В совокупности эти факторы могут быть названы психологией восприятия решения со стороны всех лиц, которых оно касается тем или иным образом.

1.2 Влияние факторов на принятие решений

На принятие решений особенно влияют следующие психологические факторы:

Особенности мышления (творческие способности, логика, скорость мышления, пространственное мышление и пр.);

Мотивация (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);

Личностные особенности (тревожность, уровень самооценки и пр.);

Деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и пр.);

Ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям.

Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, честность, внимание к людям и пр.).


Как и любой человек, руководитель, ежедневно принимающий решения, обладает собственной живой эмоциональностью, представляющей собой наиболее типичные способы эмоционального реагирования, эмоциональную окраску личности. Подчиненные привыкают к ней и учитывают ее в построении управленческих отношений.

Гораздо большую проблему для самого руководителя и трудового коллектива может составлять эмоциональная уравновешенность руководителя. В силу постоянных стрессов, способность руководителя регулировать свое эмоциональное состояние может резко снизиться, «расшататься».

К факторам, оказывающим положительное воздействие на эмоциональное состояние руководителя следует отнести:

· здоровье и физическое состояние;

· успешное выполнение важных задач предыдущего дня, готовность доложить об исполнении задачи;

· хорошая погода, спокойная обстановка во время рабочего дня;

· предстоящее принятие самостоятельного и важного решения;

· факторы личного и семейного характера.

К факторам, оказывающим отрицательное воздействие, следует отнести:

· нарушение рабочего плана, внезапная постановка новых задач, в общем, нарушение организации и распорядка рабочего дня;

· взаимоотношения с вышестоящими руководителями;

· состояние здоровья и плохое физическое состояние;

· плохое состояние коллег или их плохое отношение;

При занятии управленческого кресла доступ к возможности выносить решения, направляя властный процесс, получают все же люди с достаточно высокой мотивацией влияния.

Таким образом, среди набора психологических качеств есть неизменяемые, слабо изменяемые и сильно изменяемые. К неизменяемым можно отнести: темперамент, генетически заданные реакции и тип высшей нервной деятельности; к слабо изменяемым - внушаемость, уровень эмоциональности, характер внимания, склонность к риску и параметры мышления; к сильно изменяемым - воля, ответственность, коммуникабельность.

Психические процессы, состояния и свойства - непосредственно влияют на деятельность руководителей и процессов принятия решений. В связи с этим важная задача современной психологии управления заключается в разработке эффективных инструментов диагностики личностных факторов принятия решений. Подобная диагностика позволит своевременно выявлять «сильные» и «слабые» качества руководителей, а также объяснять и предсказывать их поведение в разнообразных ситуациях принятия решений.

Лица, решающие одну и ту же проблему, могут выбрать из одного и того же набора фактов различные. Это может произойти даже в том случае, если эти лица обладают (каждый в своей области) достаточной компетентностью. Возможны и такие случаи, когда при решении проблемы могут быть получены разные результаты в зависимости от того, кто ее решал.


Можно выделить пять типов решений в зависимости от индивидуальных качеств руководителей.

Импульсивные решения характерны для руководителей, у которых процесс построения гипотез преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Процесс принятия решения проходит скачкообразно, минуя этап оценки альтернатив, что делает его недостаточно осмысленным и обоснованным. Такие решения принимают люди, ориентированные на успех и не особенно чувствительные к неудачам.

Рискованные решения напоминают импульсивные. Окончательное решение конструируется на основе собственного домысла, который может сразу же смениться новым предположением. К оценке альтернатив в таком случае обращаются лишь после того, как обнаружат несообразность решения.

Уравновешенные решения свойственны руководителям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований. Люди этого типа легко и быстро выдвигают альтернативы, критично оценивают свои предположения и действия. Этот тип решений наиболее продуктивен.

Инертные решения — результат неуверенного, осторожного поиска. Оценки сверхкритичны, каждый шаг проверяется и перепроверяется. Преобладание контрольных и уточняющих действий над альтернативами (генерированием идей) ведет к растягиванию процесса принятия решений во времени.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценивания альтернатив, критичностью. Прежде чем прийти к выводу, руководитель совершает множество разнообразных подготовительных действий. Тактическая линия — избежать ошибок, так как этот тип управления больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Принимающие такие решения более чувствительны к отрицательным последствиям, чем к положительным.

2. КЕЙС

2.1 Задание

Прочитайте кейс и ответьте на вопросы, обоснуйте свое мнение.

«Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной "текучкой" начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.


Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист, Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой "жилки", энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.

Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна приняла внешне спокойно.

Вторая кандидатура, Надежда, сотрудница 30 лет. В этом банке работает 3 года. Имеет высшее экономическое образование. И в этом году получила второе высшее - юридическое. По ее предложению были внедрены новые условия кредитования, что способствовало привлечению новых клиентов».

Вопросы

1. Кому, по вашему мнению, следует отдать предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевне или молодой сотруднице Надежде?

2. Объясните свое решение, стараясь взвесить достоинства и недостатки каждой кандидатуры.

3. Какими качествами должен, прежде всего, обладать заместитель руководителя отдела?

2.2Решение

По моему мнению на должность заместителя начальника отдела следует назначить Елену Николаевну. Как мне кажется Татьяне Михайловненеобходимо определиться с целями и задачами данной должности, на сегодняшний день ей необходим человек который примет частьёё работы на себя. Распределяя обязанности, логично, что наиболееважную и ответственную работу будет выполнять сама Татьяна Михайловна, а ее заместитель будет заниматься более «рутинными», но также требующими внимания заданиями.Качества которыми должен обладать заместитель – это опыт работы, высокая степень квалификации, ответственность и пунктуальность в выполнении заданий. Такими качествами обладает Елена Николаевна. Так же стоит отметить, что с Еленой Николаевной Татьяна Михайловна знакома очень давно, а доверие со стороны начальника это ещё один немаловажный фактор. Как руководителю Татьяне Михайловне будет спокойнее принять на должность своего заместителя человека, которого она знает значительно больше, чем три года года.


Надеждаконечно же тоже, талантливый работник, но в данной случае такие качества как высшее экономическое образование и второе высшее юридическое образование не требуются. К тому же Надежда все так же может предлагать свои идеи, находясь на своей должности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сам процесс принятия решения с большим трудом поддается изучению. Это связано с тем, что протекание фаз принятия решения, по большей части, скрыто от непосредственного наблюдения. Очень сложно создать экспериментальную ситуацию, в которой можно было бы проследить рождение решения, так как имеют большое значение реальные условия, в которых принимается решение. Большинство руководителей, осуществляя данный вид деятельности, скорее интуитивно учитывают множество факторов, влияющих на управленческую ситуацию, и, как правило, не могут сказать, каким образом они это делают.

Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

решение зависит от многих факторов: от положения дел в управляемой сфере, от состояния трудового коллектива, от кадрового обеспечения и т.д. Следует подчеркнуть, что решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты. Руководитель сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но прежде всего его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения. Руководитель обычно принимает решение один, но всё чаще практикуется принятие решений группой. Поэтому руководитель должен быть хорошо подготовлен и к работе с группой. Принятие решений является самым важным делом в работе менед¬жера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обу¬чения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

Психические процессы, состояния и свойства - непосредственно влияют на деятельность процессов принятия решений. В связи с этим важная задача современной психологии управления заключается в разработке эффективных инструментов диагностики личностных факторов принятия решений. Подобная диагностика позволит своевременно выявлять «сильные» и «слабые» качества руководителей, а также объяснять и предсказывать их поведение в разнообразных ситуациях принятия решений.