Файл: Процесс принятия и реализации управленческих решений ООО «Томсон».pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические подходы к процессу принятия и реализации управленческих решений
1.1. Процесс принятия и реализации решений в различных видах организаций
2. Формирование вариантов решений
Глава 2. Анализ принятия и реализации управленческих решений в ООО «Томсон»
Достаточно часто можно встретить точку зрения, что «наука об управлении», «наука о принятии ршений», наука о системах» являются одинаковыми понятиями. [2].
Научный метод заключается в следующем.
1) С помощью наблюдения собирается информация и анализируется по проблеме в конкретной ситуации. Например, может рассматриваться поведение работника, который находится на испытательном сроке и руководство должно принять решение оставить работника на занимаемой должности или нет.
3. Формулировка гипотезы, то есть предположение о развитии ситуации в будущем при определенных действиях, их последствиях для конкретной ситуации. В процессе формирования гипотезы устанавливается связь между различными составляющими проблемы.
3. Проверка гипотезы на достоверность и опровержение гипотезы или ее подтверждение.
То есть использование научного подхода позволяет идентифицировать проблему, определить действия по ее решению на основе установленных взаимосвязей между основными являениями или процессами, характеризующими данное явление.
Для того, чтобы упростить проблемы управления и улучшить возможности для определения результатов принятых решений было предложено использовать моделирование.
Моделирование заключается в том, что производится исследование не реального процесса или явления, а модели, которая является образом реального явления или процесса. Затем закономерности поведения, выявленные в ходе исследования модели переносятся на реальное явление или процесс.
С помощью школы научного управления были разработаны модели, которые позволили определить взаимосвязи в процессе выработки различных альтернативных управленческих решений. Иногда такие модели являются очень сложными и руководитель не может ими пользоваться сам, а ему требуется дополнительные разъяснения и даже обучение. С другой стороны не использование метода моделирования в условиях постоянно меняющейся среды может привести к неверным управленческим решениям и стоить значительного ущерба для деятельности предприятия.
Поэтому для эффективной деятельности руководитель должен знать исторические подходы к принятию управленческих решений.
В настоящее время выделяют четыре подхода к принятию управленческих решений в историческом аспекте: [3].
- школа научного управления;
- школа административного управления;
- школа человеческих отношений;
- поведенческая школа.
1.Научное управление (1885-1920) связано с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет и Г. Ганнта.
Авторы школы научного управления считали, что наблюдение, логика и анализ помогут усовершентствовать ручной труд, сделать эффективным его выполнение. В итоге управление стало считаться самостоятельной областью для исследований. Авторы данной школы помогли увидеть, что научные методы могут быть полезны для достижения целей.
Данная школа использовала научный анализ, что позволило ей выявить оптимальный способ достижения целей, отбора работников, который могут лучше решать задачи в рамках поставленной цели. Научный подход определял важность обучения работников, обеспечения их необходимыми ресурсами для эффективной работы, определяла важность материального стимулирования персонала для роста эффективности использования труда.
2. Классическая, или административная школа в управлении возникла в 20-х годах 20-го века и просуществовала до 50-х годов 20-го века. Ее основоположником был Анри Файоля.
Ученые, чьи работы можно отнести к данной школе определяли закономерности в развитии явлений и процессов, что позволяет лучше понимать сложные управленческие проблемы. Теории принятия решений авторов административной школы позволили сформировать основы процессного подхода к управлению.
Другим известным предоставителем административной школы является Харрингтон Эмерсон. Вклад в теорию принятия управленческих решений данного автора заключается в том, что он выделил 12 принципов, которые обеспечивают высокую производительность труда на предприятии.
Эмерсон считает, что для производительного управления необходимо четко сформулировать цели, уметь поддерживать дисциплину труда, применять диспетчеризацию, стандарты в трудовом процессе.
Роль административной щколы заключается в том, что она позволяет рассмотреть управление как процесс, для эффективности которого необходимо соблюдать принципы, выполняя управленческие функции. Поэтому искуству управления необходимо учиться также, как и другой профессии.
3. Школа человеческих отношений связана с именем Мэри Паркер Фоллет, которая была социальным работником. Ее концепция заключается в том, что не только умение руководителя является важным при осуществлении управления, но и необходимо чтобы и работники также принимали участие в управленческих решениях. То есть она впервые отметила значимость не только руководства, но и работников в принятии решений и выдвинула необходимость не единоличного, а коллективного принятия управленческих решений. В итоге такой подход позволяет избежать принуждения к работе и сделать тем самым работу более эффективной.
Другим известным представителем школы человеческих отношений был Элтон Мейо. Заслугой Элтона Мейо было то, что он экспериментально доказал, что осознение работниками своей значимости привели к повышению производительности труда. Работники понимали цели и задачи своей работы и поэтому лучшее ее выполняли.
То есть третий этап развития науки управления характеризовался практическими исследованиями важности человеческих отношений в процессе труда.
Поведенческая школа основана на использовании разных методов, которые нужны для управления конкретной ситуацией. Данная школа выделила факторы внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений. И поэтому каждый метод принятия управленческий решений необходимо выбирать в соответствии со сложившейся ситуацией. Благодаря данному методу выделяются факторы, которые играют роль при развитии ситуации.
В процессе использования ситуационного подхода можно понять роль объекта управления во внешней среде и в соответствии с ситуацией принять управленческое решение. Однако существующую ситуацию необходимо тщательно анализировать, изучить в динамике, спрогнозировать ее возможное изменение, что позволяет оптимально использовать ресурсы управления и снизить потери времени. [5].
В 1962 году Ф. Гилмора и Р. Брандербурга опубликовали статью «Анатомия корпоративного планирования», в которой было предложено формализовать процесс принятия управленческих решений.
В соответствии с предложенной авторами моделью для разработки решений представителями Гарвардской школы предлагалось провести оценку внешней среды, выявить на ее основе ключевые факторы успеха и ресурсного потенциала организации, а затем выявить сильные и слабые стороны организации.
На основании ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон организации предлагается сформулировать стратегию, которая должна выбираться на основании ценностей высшего руководства и социальной ответственности. После выбора стратегии необходимо ее реализовывать.
И. Ансоффа, выделил критерии формализованности целей в отличии от «неявно выраженных ценностей высшего руководства, предлагаемых в модели Гарвардской группы». И. Ансофф составил подробных перечень характеристик, которые нужно учитывать на каждом этапе планирования.
Модель Г. Стейнера по сравнению с моделью И. Ансоффа, выглядит более условной и менее привязанной к конкретной практике. Модель Стейнера предполагает всесторонний охват различных аспектов функционирования предприятия, его внешней и внутренней среды, на основе анализа которых разрабатывается базовая стратегия организации. Затем согласуются разные аспекты деятельности организации позволяет формируются функциональные стратегии, а в процессе контроля над ее эффективностью осуществляется ее реализация в деятельность предприятия.
Боумэна предложил модель, которая была основана на принципах модели Стейнера и в ней для разработки стратегии предлагалось провести оценку внешней среды, выявить ключевые факторы успеха и ресурсного потенциала организации. А потом необходимо было выявить сильные и слабые стороны организации. На основании ключевых факторов успеха, а также сильных и слабых сторон организации предлагается сформулировать стратегию, которая должна выбираться на основании ценностей высшего руководства и социальной ответственности, которая явилась основой стратегических управленческих решений. После выбора стратегии необходимо ее реализовывать, принимая решения, направленные на ее реализацию.
В итоге зарождение и дальнейшее развитие теории управления было связано с развитием методов принятия и реализации управленческих решений в организации. Появились новые дисциплины, которые рассматривают различные методы принятия решения (теория игр, теория ожиданий и другие).
Таким образом, исследование проблемы принятия и реализации решений стало носить научный характер с того времени как управление стало рассматриваться как наука, а проблема принятия управленческих решений приняла научный характер и стала центральной проблемой управления в целом и управления персоналом в частности.
1.2. Передовые методы принятия и реализации управленческих решений и возможность их применения в медицинских организациях
Метод, который используется для принятия решений, является совокупностью способов, которые воздействуют на объект управления и позволяют достигнуть целей.
В существующей практике все методы принятия управленческих решений можно разделить на три группы:
- экспертные методы, которые принимаются на основе обработке мнений экспертов;
- формализованные методы, которые принимаются путем разработки определенных моделей принятия решений;
- смешанные методы, которые используют и формализованные методы и экспертные методы.
Все перечисленные методы являются логически упорядоченными в процессе принятия и реализации управленческих решений. Некоторые из методов предполагают многократное использование (SWOT-анализ, ФСА и др.). Наиболее широко используются неформализованные методы. Особенно широко используется метод декомпозиции. Например, когда одна цель разбивается на несколько целей и подцелей и задач, необходимых для достижения главной цели. Значительное распространение также получил метод Делфи и метод мозгового штурма, то есть методы коллективного принятия решений.
Из формализованных методов наиболее широкое распространение получили методы моделирования и функционально-стоимостной анализ.
Метод моделирования заключается в том, что ситуация описывается в форме определенной модели, которая затем используется в принятии управленческих решений.
Смешанные методы управленческих решений включают наиболее часто применяемые: морфологический метод, методы прогнозирования, SWOT – анализ.
Коллективные методы принятия решений основываются на том, что решение принимается не одним человеком, а группой. В качестве такой группы могут быть использованы, как профессионалы, так и не профессионалы. Различные методы принятия коллективных управленческих решений различаются в зависимости от состава членов группы и последовательности этапов принятия решений.
Коллективный метод принятия решений предполагает в принятии управленческого решения группы лиц, выбор которых зависит от выбранного метода принятия решения. В ходе принятия коллективного решения происходит обсуждение решения членами группы в результате которого формируются варианты решений, из которых выбирается наиболее оптимальное, отвечающее текущим обстоятельствам.
Оценка достоинств и недостатков коллективных методов принятия решений показала, что все премущества коллективных решений сводится к тому, что коллективное решение следует выбирать только в определенной ситуации, когда требуется подход с разных точек зрения, позволяет заинтересовать исполнителей в результатах успешного выполнения решения. Недостатки же сводятся к тому, что для эффективного решения необходимо наличие профессиональных экспертов и в случае, если будет неправильно набрана группа, то соответственно решение тоже может быть неправильным. Поэтому для нивелирования отмеченных недостатков в принятии решений следует использовать и формализованные методы и смешанные методы.