Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
Следует отметить, что ни одна из концепций не является универсальной, поэтому все они продолжают развиваться в трудах современных ученых. Информационное общество, помимо вышеобозначенных терминов «информационное» и «постиндустриальное», получило также определения «постэкономиечское», «цифровое», «сетевое», «технотронное», «электронная эра» и др.
В целом, обобщив исследуемый материал, можно сказать, что информационное общество – это:
- общество нового типа, сформированное в результате информационной революции, в котором происходит гипердинамическое развитие информационных и телекоммуникационных технологий;
- общество знания, где оно является высшей ценностью и фактором личностного, общественного и государственного успеха, при условии обеспечения беспрепятственного доступа к информации и наличии специализированных ресурсов ее получения и обработки;
- общество без формальных границ, в котором потоки информации за счет глобализационных процессов не имеют временных, пространственных, политических и иных рамок и направлены на улучшение качества жизни и деятельности по всем их направлениям;
- общество возможностей самореализации и взаимной интеграции, обеспеченных за счет тиражирования потоков знаний и их вседоступности.
1.3. Становление глобального информационного общества
Учитывая особую значимость информации и знаний в социально-экономическом развитии стран, формирование информационного общества стало задачей практически всех развитых государств мира. В тоже время, при условии активного мирового взаимодействия в различных сферах народного хозяйства и укреплении социальных связей, становление информационного общества приобрело глобальный характер.
Формирование мирового информационного общества обусловлено следующими факторами[11]:
1) Технологические. Современные достижения научно-технического прогресса обеспечили государствам новые горизонты экономического взаимодействия, в том числе сформировали глобальную торговую площадку товарами и услугами. При этом они также обеспечили сокращение издержек на производство продукции, повышение ее качества и расширение ассортиментного ряда.
2) Экономические. Создание транснациональных корпораций, в основе организационной структуры которых промышленная кооперация и международное разделение труда. ТНК владеют основной частью знаний, позволяющих им выпускать высокотехнологичную продукцию, обеспечивать эффективное взаимодействие персонала, формировать унифицированную корпоративную культуру труда, теорию и практику результативного менеджмента.
3) Геополитические. Информация и знания позволяют не только обеспечивать государствам и обществу развитие, но и быть «фундаментом» безопасности. С одной стороны, информационно-инновационные разработки внедрены в системы защиты государственных границ; с другой – знания стали основой для консолидации общества с целью предотвращения военных конфликтов (создана Организация Объединенных Наций).
4) Информационные. Связаны с масштабным развитием элементов инфраструктуры электронного общества: радио, цифрового телевиденья, факсимильной и мобильной связи, компьютерных технологий и иных информационно-телекоммуникационных систем.
Однако, несмотря на существенные положительные изменения, глобальное информационное общество имеет ряд негативных последствий для граждан. Среди основных можно выделить:
- повышение дифференциации людей по уровню дохода и качеству жизни (например, в отдельных населенных пунктах России до настоящего времени нет точек доступа к интернету, граждане не могут получить информацию и знания через потенциал «всемирной паутины»);
- возрастание рисков потери важной информации (кибер-угрозы, кибер-атаки, хакерство и т.п.);
- сильная зависимость экономики государств от информационных технологий (в случае сбоя сети «парализуется» работа большинства организаций).
В целях развития глобального информационного общества, в том числе в области повышения доступности знаний, в отечественной научной литературе рассматриваются следующие направления:
1) повышение доступа мирового сообщества к результатам научных исследований в области информации и знаний;
2) организация международного взаимодействия в построении высокоскоростных широкополосных мультимедийных сетей;
3) расширение возможностей мультимедийного образования;
4) повышение интернет-доступности фондов мировых библиотек, музеев, галерей и т.п.;
5) перевод знаний об окружающей среде, контроля за развитием биосистем в электронную плоскость;
6) глобальное управление чрезвычайными ситуациями, развитие системы прогнозирования и моделирования неблагоприятных последствий от них;
7) расширение потенциала информационно-инновационных технологий в здравоохранении (в том числе возможности получения квалифицированной медицинской помощи в любой точке мира);
8) развитие «электронного правительства» как системы прямого диалога между органами власти и населением, повышающего качество предоставления государственных и муниципальных услуг;
9) развитие глобального рынка для малого и среднего предпринимательства (открытый и свободный доступ к обмену информацией по производству и реализации товаров и услуг).
Таким образом, изучив теоретические аспекты информационного общества можно сделать следующие выводы.
В самом широком понимании информационное общество – это современное общество, которое отличает доминирующая роль знаний и информации во всех сферах жизни людей. Данное общество сложилось в результате череды информационных революций, возвеличивших роль знаний до уровня самостоятельной отрасли человеческой жизнедеятельности.
Основными чертами информационного общества являются потенциально новые возможности осуществления экономической деятельности, совершенствования государственного управления, системы социального развития, а также самосовершенствования граждан за счет развития информационно-телекоммуникационных технологий.
В настоящее время эволюция информационного общества привела к его глобальному состоянию, развитию мировых коммуникаций, повышению открытости и общедоступности знаний.
Глава 2. Анализ информационного общества в России
2.1. Основные направления и особенности формирования информационного общества в России
Переход России на путь становления информационного общества начался в 1995 году, когда президентом страны была одобрена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов[12]. Таким образом, Россия обозначила для себя систему информации и знаний как приоритетное направление развития.
В настоящее время реализация национальных интересов становления информационного общества в стране осуществляется в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»[13]. Стратегия преследует главную цель – создание условий для формирования в России общества знаний.
По результатам реализации стратегии должно быть обеспечено:
- получение гражданами качественных и достоверных сведений с учетом потребности в них в рамках становления единого информационного пространства в стране;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- повышение конкурентоспособности российских технологий в рассматриваемой сфере;
- эффективная интеграция новых информационных технологий в экономику и социальную сферу;
- повышение геополитического статуса страны в сфере становления информационного общества.
Практическая реализация Стратегии осуществляется посредством мероприятий государственной программы «Информационное общество»[14].
Цели и задачи программы представлены на рисунке 3.
ГП «Информационное общество»
На основе использования информационных и телекоммуникационных технологий обеспечить:
1) повышение качества жизни и работы граждан;
2) улучшение условий деятельности организаций;
3) развитие экономического потенциала страны.
цель
подпрограммы
Безопасность в информационном обществе
Информационная среда
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе
Информационное государство
задачи
реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти и взаимодействия между ними
развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде
обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к ИТ-сети «Интернет», в том числе универсальными услугами связи
обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
Рисунок 3 – Цели и задачи государственной программы
Согласно паспорту государственной программы реализация ее основных мероприятий осуществляется в три этапа: 2011-2014 годы; 2015-2018 годы; 2019-2024 годы.
Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Общий его объем на весь период реализации составляет 2594,9 млрд. руб. Динамика финансирования представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Объем финансирования государственной программы в разрезе периодов ее реализации
Поскольку последний этап государственной программы совпадает с реализацией национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», то для достижения целевых показателей обоих стратегических документов наблюдается резкое увеличение ее финансирования.
Итогами развития информационного общества в Российской Федерации к 2024 году должны стать:
- переход на информационно-телекоммуникационное взаимодействие институтов власти и гражданского общества, населения и бизнеса;
- значительный рост качества и доступности услуг почты, расширениях спектра их предоставления;
- минимизация транзакционных издержек в экономике за счет перехода коммуникаций в плоскость высоких технологий передачи данных;
- рост производительности труда (за счет стандартизации процессов);
- интеграция Российской Федерации в мировое информационное общество;
- развитие качественной информационно-коммуникационной инфраструктуры, позволяющей не менее 95 % граждан страны пользоваться услугами сети Интернет в полном объеме;
- юридическое закрепление и обеспечение прав и свобод человека в информационном обществе;
- поддержание высоких стандартов информационной безопасности, в том числе обеспечение неприкосновенности личной тайны;
- развитие информационно-телекоммуникационных сервисов в социальных сферах: образование, здравоохранение, культура и т.п.
В рамках реализации Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» дополнительно планируется увеличить долю отечественного программного обеспечения в общей доле технологий, применяющихся на территории страны[15].
Таким образом, сегодня информационное общество в России проходит активный этап становления. Согласно нормативным правовым документам, проектам и программам существенные изменения в данном направлении будут реализованы до 2024 года. Однако уже сегодня можно отметить проблемы формирования информационного общества в нашей стране, которые более подробно рассмотрим далее.
2.2. Проблемы формирования информационного общества в России
Согласно официальным данным годовой отчётности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации[16] становление информационного общества в нашей стране осуществляется в соответствии с утвержденными программами и проектными мероприятиями. Так использование населением информационных технологий при предоставлении государственных муниципальных услуг на конец 2018 года составляет 74,8 % от запланированных 70 %. Обеспечивается стабильный прирост (порядка 20-24 % ежегодно) пользователей единой системы идентификации и аутентификации.
За 2018 год обеспечено подключение 5 819 медицинских организаций к сети Интернет со скоростью порядка 10 Мбит/с. Это позволило увеличить скорость и масштабность охвата населения услугами здравоохранения, повысить вариативность медицинских сервисов.
В целом по стране растет количество пользователей сети Интернет (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика активных пользователей сети Интернет в России[17]
Совершенствуются системы информационной безопасности. Так в рамках проекта «Система «МИР» обеспечено формирование современной информационно-технологической инфраструктуры для оформления, применения и контроля обращения документов, удостоверяющих личность. В области становления мирового информационного общества и информационной безопасности в целях информационного обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Евразийского экономического союза, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на обеспечение информационного взаимодействия с использованием интегрированной информационной системы (ИИС ЕАЭС) и трансграничного пространства доверия.