Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
Успешными российскими проектами стали апробированные в рамках Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года уникальные сервисы:
1) «Паспорт болельщика» – механизм обеспечения безопасности массового международного спортивного мероприятия, способный предотвратить угрозу национальной и общественной безопасности и при этом обеспечить условия для комфортного и безопасного пребывания зрителей на территории стадионов;
2) технология доставки вещательного трафика сверхвысокой чёткости по межгородским магистральным оптоволоконным каналам с использованием адаптационного оборудования, позволившая вещателям организовать трансляцию матчей чемпионата мира в формате ультравысокой чёткости (UltraHD 4K).
Однако, не смотря на значительные успехи развития информационного общества, в нашей стране имеется достаточное количество проблем обеспечения доступности информации и знаний. Россия – огромная страна, в которой сложности рельефа местности сочетаются с низкой степенью социально-экономического развития отдельных территорий. Другими словами, на карте страны существуют населённые пункты, где затраты на прокладку волоконно-оптических линий связи не смогут перекрыться экономической эффективностью от их использования. По оценкам Россвязи таких населенных пунктов порядка 20 тысяч[18]. В целом по стране по данным Росстата доступ к сети Интернет со всех возможных устройств имеет только 76,6 % домашних хозяйств.
С точки зрения экономического развития отрасль информационных технологий в России удовлетворяет потребности отечественного рынка менее чем на 25 % преимущественно за счет сегмента услуг. Из всей потребляемой в России продукции рассматриваемой отрасли внутри страны произведено программных продуктов на сумму около 30 млрд. рублей (около 25 % всего программного обеспечения) и услуг на сумму до 120 млрд. рублей (около 80 % всех услуг). В сегменте оборудования практически все потребности внутреннего рынка восполняются за счет импорта[19].
Следующей проблемой является недостаточное качество взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления посредством информационных технологий. Согласно докладу Председателя Правительства РФ на заседании Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, сегодня в России электронный сервис предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса работает не на полную мощность, в том числе его потенциал сильно дифференцирован по регионам РФ[20].
Недостаточный уровень компетенции по уровню компьютерной грамотности отмечается и среди граждан нашей страны. Национальным исследовательским институтом – Высшая школа экономики в 2017-2018 годах было проведено исследование среди самой активной группы населения – молодежи и студенчества[21], результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Навыки адаптации молодежи в цифровой среде
№ п/п |
Критерий оценки |
Значение (%) |
|
Среднее профессиональное образование |
Высшее образование |
||
1 |
Навыки работы с прикладными программами (текстовым редактором, электронными таблицами, презентацией, фото-, видео-, аудиоредакторами) |
83 |
89 |
2 |
Навыки работы с цифровым оборудованием (передача файлов между устройствами, подключение и установка новых устройств, изменение параметров настроек, установка новой или переустановка операционной системы) |
57 |
66 |
3 |
Навыки коммуникаций в цифровой среде (отправка и получение электронной почты, видеочаты через сеть Интернет, загрузка личных файлов на веб-сайты, социальные сети) |
74 |
85 |
4 |
Навыки работы с цифровой информацией (поиск информации о товарах и услугах в сети) |
42 |
55 |
Таким образом, согласно данным таблицы можно заключить, что если даже цифровая грамотность поколения, фактически выросшего с момента становления в России информационного общества, по отдельным параметрам немногим превышает 50 % уровень, то более старшее поколение испытывает значительные трудности при ориентации в информационной среде.
Еще одной проблемой становления информационного общества в России является низкая развитость информационной культуры. Открытость и доступность информации, а также ее колоссальный объем создает проблему фильтрации достоверных источников. В тоже время на просторах «всемирной паутины» существуют специально созданные дезориентирующие знания, оказывающие негативное воздействие на неокрепшие умы и психику молодежи и других социальных категорий. Некоторое информационные потоки разрушают устоявшиеся моральные нормы, навязывают ошибочное мнение, используются как средство манипулирования ради достижения каких-либо целей отдельных граждан. В научной литературе такие процессы получили название «информационного загрязнения общества»[22].
Представленный перечень проблем в значительной мере «тормозит» становление информационного общества в нашей стране и требует оперативного решения. Возможные варианты изменения существующей ситуации рассмотрим далее.
2.3. Перспективы развития информационного общества в России
В сфере развития информационного общества, отвечающего мировым стандартам электронного взаимодействия, наиболее важным для Российской Федерации направлением является устранение проблемы цифрового неравенства. Для этого необходимо обеспечить полное покрытие сетью Интернет всех населенных пунктов страны.
В условиях дефицита бюджетных средств всех уровней, решение проблемы может быть найдено за счет привлечения бизнеса посредством государственно-частного партнёрства. В качестве примера, государственно-частное (муниципально-частное) партнёрство может включать:
со стороны органов власти:
- предоставление на безвозмездной основе (или с минимальной ставкой) земельных участков для размещения вышек приема-передачи сигнала;
- подготовку площадки под строительство (расчистка, обеспечение подъездных путей);
- предоставление налоговых льгот на период окупаемости проектов;
- предоставление иных преференций (например, выделение на льготных условиях иного, более экономически привлекательного участка);
- иные меры поддержки, предусмотренные законодательством страны.
со стороны коммерческих структур:
- монтаж и пуско-наладка телекоммуникационного оборудования;
- обеспечение бесперебойного сигнала;
- обеспечение ремонтных и обслуживающих работ.
Преимуществами данного механизма является получение обоюдной выгоды с учетом минимальных затрат. Так коммерческие структуры за счет участия в подобных проектах расширяют целевую аудиторию потребителей собственных услуг, увеличивают прибыль компании, повышают ее авторитет. Органы государственной (муниципальной власти) обеспечивают граждан качественными услугами сети Интернет, выполняя свою основную функцию – повышение качества жизни граждан за счет реализации их конституционных прав и законных интересов.
Вторым направлением развития является эффективное формирование цифровой экономики, в том числе за счет расширения производства информационно-инновационных технологий. Внедрение отечественных программных продуктов и аппаратных комплексов позволит существенно увеличить производительность труда во всех отраслях народного хозяйства страны (например, уже сегодня информационные технологии содействуют минимизации затрат на управление дорожным движением, повышают скорость розничной торговли и т.п.).
Следующим направлением повышения эффективности функционирования информационного общества является совершенствование системы взаимодействия власти и граждан. Следует обеспечить повышение открытости деятельности органов власти, качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Также возможно рассмотреть вариант создания комплексных услуг. Правительством уже разрабатывается пакет, в котором, регистрируя рождение ребёнка, родитель одновременно сможет узнать, какие у него появились новые права и льготы в связи с фактом рождения, оформить все положенные пособия одномоментно.
Важно также предусмотреть повышение уровня цифровизации различных отраслей и сфер народного хозяйства страны. Так, например, в системе образования, культуры необходимо не только обеспечить подключение учреждений к сети интернет, но и оснастить их качественным программным обеспечением, техникой, способной хранить и перерабатывать максимальные массив данных. Это позволит расширить возможности доступа потребителей услуг к их современным инновационном компонентам (например, в сфере образования – к общероссийским образовательным программам, направленным на развитие творческого, интеллектуального и пр. потенциала детей; в сфере культуры – к уникальным архивным и библиотечным фондам, как нашей страны, так и зарубежных стран).
В сфере строительства, земельных и имущественных отношений следует рассмотреть возможность создания геоинформационных систем, интерактивных карт, позволяющих получать актуализированную информацию о наличии свободных земельных участков для инвестирования, не обременённом правом третьих лиц имуществе, контролировать в режиме онлайн качество строительства социальных и пр. объектов и т.п.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства возможно создать информационные системы мониторинга технического состояния многоквартирного жилищного фонда; вывести в плоскость открытого информационно-телекоммуникационного взаимодействия отношения собственников жилых помещений многоквартирных домов и управляющих организаций. Подобные предложения возможно рассмотреть во всех сферах социально-экономического развития страны.
Еще одним важным направлением является повышение компьютерной грамотности населения и общей компетентности в сфере информационно-коммуникационного взаимодействия. Согласно национальному проекту «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 года не менее 120 тысяч человек должны быть приняты в вузы на IT-специальности. А 10 миллионов человек должны пройти онлайн-курсы цифровой грамотности.
Особую роль в деле развития информационного общества имеет и обеспечение информационной безопасности. С одной стороны, она в большей степени будет обеспечена за счет постепенного перехода всех хозяйствующих субъектов на отечественное программное обеспечение и совершенствование сервисов хранения и обработки данных; с другой – до настоящего времени остается открытым вопрос качества защиты прав и свобод граждан в информационно-телекоммуникационной сети.
Таким образом, по итогам анализа информационного общества в России можно заключить, что уровень его развития в нашей стране достаточно высок. На государственном уровне определены стратегические ориентиры развития рассматриваемой сферы, финансируются мероприятия по ее совершенствованию.
Среди ключевых проблем эффективного информационного взаимодействия граждан выделены: цифровое неравенство регионов нашей страны, слабая развитость информационно-инновационной отрасли промышленности, недостаточный уровень компьютерной грамотности населения и культуры «потребления» информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Информационное общество представляет собой общество, сформированное в результате череды информационных революций, отличительными чертами которого является особая роль информации и знаний, а, следовательно, их производство и потребление – основным видом экономической деятельности.
Основными чертами информационного общества является то, что информация и знания являются доступными в любой точке территории страны или региона; общество за счет специализированных информационно-телекоммуникационных технологий способно их воспроизводить, сохранять и передавать, а также трансформировать в конечный целевой продукт.
По итогам исследования научных подходов к пониманию информационного общества выявлено четыре концептуальных направления, при которых оно рассматривается как информационная экономика; приравнивается к понятию «постиндустриального» общества; тождественно обществу знания; возникает вследствие окончания развития общества потребления.
Общественное развитие с учетом потенциала информационно-инновационных технологий привело к становлению глобального информационного общества с системой открытости и общедоступности мировых коммуникаций, информации и знаний.
Становление информационного общества в России началось с середины 90-х годов ХХ века и продолжается по настоящее время. Реализация национальных интересов в рассматриваемой сфере обеспечивается документами стратегического планирования, мероприятиями, программами и проектами, направленными на повышение доступности информации и знаний для россиян, развитие качественной и современной информационной инфраструктуры. По данным официальной отчётности профильных органов власти исполнение указанных документов осуществляется в сроки и практически в полном объеме.