Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы моделирования бизнес-процессов
Понятие и классификация бизнес-процессов
1.2 Методы моделирования бизнес-процессов
1.3 Стандарты моделирования бизнес-процессов
Глава 2. Управление бизнес-процессами в ООО «Агроторг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Агроторг»
2.2 Анализ основных бизнес-процессов в компании
Ключевой бизнес-моделью АRIS является eEPC (extended Event Driven Process Chain – расширенная модель цепи бизнес-процессов, которыми управляют события). По сути, она расширяет возможности IDEF0, IDEF3 и DFD, обладает своими плюсами и минусами. Использование достаточного количества объектов, соединенных друг с другом различными видами связей, позволяет существенно увеличить размер модели и превратить ее в плохо читаемую.[9]
В еЕРС бизнес-процесс является потоком последовательно проводимых работ (функций, процедур, мероприятий), расположенных в хронологическом порядке. Точная продолжительность процедур в еЕРС не отображается наглядно, вследствие чего не исключено появление в ходе разработки моделей ситуаций, в которых одному исполнителю придется решать две задачи в одно время. Символы логики, применяемые при моделировании, помогают отобразить ветвление и соединение процесса.
Чтобы узнать, сколько на самом деле длятся процессы, следует пользоваться иными инструментами описания, к примеру, графиками Ганта в системе MS Project. Ericsson-Penker Способ Ericsson-Penker интересен, главным образом, тем, что в его рамках была предпринята попытка использовать UML, когда проводилось процессное моделирование бизнес-процессов. Разработчики метода создали собственный профиль UML, чтобы выполнять моделирование бизнес-процессов.
Для этого вводили набор стереотипов, описывавших ресурсы, процессы, цели и правила работы компании. В рамках метода применяют 4 главных категории бизнес-модели:
1. Ресурсы – разные объекты, которые используются или участвуют в бизнес-процессах (речь может идти о материалах, продуктах, людях, информации).
2. Процессы – виды деятельности, вследствие которых ресурсы переходят из одного состояния в другое по определенным бизнес-правилам.
3. Цели – назначение бизнес-процессов. Их можно делить на составляющие и соотносить эти подцели с конкретными процессами.
4. Бизнес-правила – условия или ограничения реализации бизнес-процессов (функциональные, структурные, поведенческие). Правила можно определять, используя язык ОCL.
5. Основная диаграмма UML-метода – диаграмма деятельности. Ericsson-Penker демонстрирует процесс в виде деятельности со стереотипом «process» (основу представления составляет расширение метода IDEF0).[10]
В полную бизнес-модель входит много представлений, схожих с представлениями архитектуры ПО. Все представления в отдельном порядке выражены в одной диаграмме UML и более. Диаграммы могут включать в себя разные виды и изображать цели, правила, процессы и ресурсы при взаимодействии.
1.3 Стандарты моделирования бизнес-процессов
Рассмотрим стандарты моделирования бизнес-процессов:
IDEF0. При комплексном подходе к управлению в основном пользуются стандартом моделирования бизнес-процессов IDEF0, так как это классический метод. Ключевой принцип подхода заключается в том, что деятельность компании структурируется на основе ее бизнес-процессов, а не организационно-штатной схемы. Бизнес-процессы, формирующие значимый результат для потребителя, являются наиболее ценными, а в будущем необходимо их улучшать.[11]
IDEF1. Изначально стандарт IDEF1 вырабатывался, чтобы стать инструментом для анализа и изучения связи между потоками информации в рамках финансовой деятельности предприятия. Моделирование бизнес-процессов по методике IDEF1 призвано показать, как должна выглядеть информационная структура компании. Информационное моделирование бизнес-процессов включает несколько составляющих.
IDEF2. Поскольку анализировать динамические системы достаточно сложно, в данный момент стандарт почти не используют, и он, едва появившись, перестал развиваться. Сегодня есть алгоритмы и их компьютерные реализации, при помощи которых становится возможным превращение набора статистических программ IDEF0 в динамические модели, базой для построения которых выступают «раскрашенные сети Петри» (CPN – Color Petri Nets).
IDEF3 – IDEF14. Основной элемент IDEF3 – диаграмма, как и в IDEF0. Не менее важный компонент – действие, которое также называют «единицей работы». Действия в рамках данной системы отражены в виде прямоугольника из диаграмм.
IDEF4 является методологией создания объектно-ориентированных систем. Благодаря IDEF4 можно наглядно отобразить структуру объектов и заложенные принципы, по которым они взаимодействуют. Это дает возможность проводить анализ и улучшение сложных объектно-ориентированных систем.
IDEF5 является методологией изучения сложных систем.
IDEF6 – Design Rationale Capture – обоснование проектных действий. IDEF6 позволяет значительно упрощать процесс получения информации о моделировании, ее представление и применение при создании фирмами управленческих систем. «Знания о способе» – это определенные обстоятельства, причины, скрытые мотивы, обосновывающие выбранные методы создания моделей. То есть «знания о способе» можно интерпретировать как ответ на вопрос: «Почему получилась именно эта модель, с этими, а не иными характеристиками?». Большая часть способов моделирования концентрируется на создаваемых моделях, не углубляясь в их разработку. Вариант IDEF6 нацелен именно на разработку.
IDEF 7 – Information System Auditing – аудит информационных систем. Метод востребован, но его так и не доработали до конца. IDEF8 – User Interface Modeling. Метод создания интерфейсов взаимодействия системы с оператором (пользовательских интерфейсов). В данный момент при разработке интерфейсов основное внимание уделяют их внешнему виду.
IDFE8 сосредоточен на программировании оптимальной взаимной коммуникации пользователя и интерфейса на 3 уровнях: операции (какая она); вариантах взаимодействия, которые зависят от специфической роли пользователя (как именно тот или иной пользователь должен выполнять ее); и, наконец, на составляющих интерфейса (элементах управления, предлагаемых им для операции).
IDEF9 – Scenario-Driven IS Design (Business Constraint Discovery method) – метод исследования бизнес-ограничений. Призван облегчить обнаружение и анализ ограничений в условиях работы компании. Как правило, при создании моделей не в полном объеме описывают ограничения, способные изменить ход процессов в организации. Информация об основных ограничениях, характере их влияния в лучшем варианте остается не до конца согласованной, нераспределенной рационально, однако нередко она в принципе отсутствует.
IDEF10 – Implementation Architecture Modeling – моделирование архитектуры выполнения. Система моделирования бизнес-процессов достаточно востребована, несмотря на то, что не разработана до конца.
IDEF11 – Information Artifact Modeling. Также востребованный, но не доработанный полностью метод.
IDEF12 – Organization Modeling – организационное моделирование бизнес-процессов. Метод востребован, но не выработан полностью.
IDEF13 – Three Schema Mapping Design – трехсхемное проектирование преобразования информации. Востребованный, но не окончательно созданный метод.
IDEF14 – Network Design – метод проектирования компьютерных сетей, основу которых составляют специфические сетевые компоненты, конфигурации сетей, анализ требований. Способ также поддерживает решение по разумному распределению финансовых средств, что позволяет существенно экономить.[12]
DFD. Диаграммы информационных потоков DFD – это иерархия функциональных процессов, связывающих потоки информации. Целью представления является демонстрация преобразования каждым процессом входных данных в выходные, а также выявление отношений между процессами. По этому методу модель системы определяют в виде иерархии диаграмм информационных потоков, описывающих асинхронный процесс преобразования данных от их ввода в систему до выдачи пользователю.[13]
Строительство иерархии DFD требуется, прежде всего, для ясного и понятного описания системы на всех уровнях детализации, а также разделения этих уровней на несколько частей с определенной взаимосвязью.
Таким образом, бизнес-моделирование стоит применять при решении любых задач, связанных с выявлением проблем и «узких мест», с оптимизацией и модернизацией бизнеса и т.д. А в случае автоматизации какого-либо этапа работы или создания автоматизированной системы управления бизнесом на основе проектно-ориентированного подхода качественная бизнес-модель, выполненная в том или ином языке моделирования, станет готовым руководством для технических специалистов. Удобство, универсальность, простота восприятия – это те причины, по которым от словесных описаний в бизнес-сфере все больше переходят к бизнес-моделированию. А применение готовых языков позволяет работать с моделями быстро, избегать ошибок, и также без проблем вносить любые изменения.
Глава 2. Управление бизнес-процессами в ООО «Агроторг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Агроторг»
ООО «Агроторг» - сельхоз предприятие. Основным видом деятельности компании является: выращивание зерновых культур, оптовая торговля мукой, выращивание скота. Организация уделяет большое внимание уровню квалификации персонала, для этого направляет кадры на подготовку в высшие учебные заведения.
Основными конкурентами по реализации продукции являются ООО «Регион», ООО «ПродТорг». Применительно к ООО «Агроторг» наиболее эффективна линейно-функциональная структура управления (рис.3).
Рисунок 2 - Организационная структура управления ООО «Агроторг»
Прибыль ООО «Агроторг» формируется из выручки от всех видов деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов на оплату труда. Основные показатели деятельности организации представлены в табл. 3.
Таблица 3
Основные показатели деятельности ООО «Агроторг» за 2017-2018 годы, тыс. руб.
№ п.п. |
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
|
по уровню, % |
в сумме |
|||||
Выручка от продаж |
33545 |
40251 |
- |
6706 |
120,0 |
|
2 |
Себестоимость |
22360 |
24960 |
- |
2600 |
111,6 |
Продолжение таблицы 3
№ п.п. |
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
|
по уровню, % |
в сумме |
|||||
3 |
В % к выручке |
66,66 |
62,01 |
-4,65 |
- |
- |
4 |
Валовая прибыль |
11185 |
15291 |
- |
4106 |
136,7 |
5 |
В % к выручке |
33,34 |
37,99 |
4,65 |
- |
- |
6 |
Коммерческие и управленческие расходы |
1764 |
2296 |
- |
532 |
130,2 |
7 |
В % к выручке |
5,26 |
5,70 |
0,44 |
- |
- |
8 |
Прибыль от продаж |
9421 |
12995 |
- |
3574 |
137,9 |
9 |
В % к выручке |
28,08 |
32,28 |
4,20 |
- |
- |
10 |
Прочие доходы |
1009 |
1011 |
- |
2 |
100,2 |
11 |
Прочие расходы |
2276 |
2558 |
- |
282 |
112,4 |
12 |
Прибыль до Налогообложения |
8154 |
11148 |
- |
2994 |
136,7 |
13 |
В % к выручке |
24,31 |
27,70 |
3,39 |
- |
- |
14 |
Платежи в бюджет |
2099 |
2203 |
- |
104 |
104,9 |
15 |
Чистая прибыль |
6055 |
8945 |
- |
2890 |
147,7 |
16 |
В % к выручке |
18,05 |
22,22 |
4,17 |
- |
- |
17 |
Численность работников, чел. |
55 |
60 |
- |
5 |
109,1 |
18 |
Производительность труда работников |
610 |
671 |
- |
61 |
110,0 |
19 |
Среднемесячная заработная плата, р. |
15000 |
15800 |
- |
800 |
105,3 |
20 |
Основные фонды |
18040 |
19317 |
- |
1277 |
107,1 |
21 |
Фондоотдача, р. |
1,85 |
2,08 |
- |
0,23 |
112,4 |