Файл: Методы принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Снижение издержек на 15 %

2. Снижение издержек в городских торговых точках на 10%

1. Снижение издержек в сельских торговых точках на 5%

1.2.1. Расширение торговых площадей на 50%

1.1.1. Оборудование складских помещений


Рисунок 3- Дерево целей по снижению издержек

Деление в нашем примере проведено разделение одной цели на две на две подцели: 1) - снижение издержек в сельских торговых очках на 5 % и 2) – снижение издержек в городских торговых точках на 10 %, а частями «расширение площадей в городских торговых точках на 50 %» и «оборудование сельских помещений автоподъемниками.

Логическое и аналитическое деление должно соответствовать следующим определенным требованиям.

1.Раздел должнен быть полным (адекватным), то есть в ходе деления должны быть названы все части (виды), которые в своей взаимосвязи составляют целостный предмет (класс).

2.Деление должно быть исключающим, то есть выделяемые в ходе его части (виды) не должны содержать в себе совместно принадлежащих им элементов (подвидов).

3.Деление должно производиться по одному основанию. Содержание высказывания о цели может быть сложным и допускает деления по любым существенным для анализа основаниям. Но избранное основание должно выдерживаться до конца и не подменяться в ходе деления другим.

4.Нельзя допускать «скачков» в делении, когда среди частей более крупного членения оказывается составная часть одной из них. Хорошо если схема «дерева решений» в конкретных управленческих ситуациях будет соответствовать схеме, приведенной на рисунке 4.

Видение, цели.

Общие

ЗЗа

Миссия

замыслы

Зачем?

Стратегические цели

Что ?

Подцель 3

Подцель 2

Подцель 1

Задачи

Задачи

Задачи

Конкретные задания

Что конкретно

Конкретные намерения на будущее Рисунок 4 -Схема дерева решений в определенных управленческих ситуациях

В таком же плане строятся деревья целей (показателей, факторов, проблем и т.д.) по любому вопросу, требующему решения. Деревья строятся с соблюдением всех требований как системного так и логического и других подходов, законов и тому прочее.

Очень важно то, что в работе с целями надо сохранить способность к компромиссам и уступкам, поскольку действительность всегда ограничена имеющимися ресурсами, а наши действия несовершенны и в любой момент могут иметь отклонения.


Поэтому в итоге умение ставить хорошо сформулированные цели, которая опирается на и материальные, и трудовые, и финансовые ресурсы, которые имеются в наличии – одно из самых главных качеств хорошего лидера.

На практике видно, что целесообразными являются те цели, для достижения которых не нужно особых усилий, но которые реализуются как должное. В условиях наших дней общие цели формулируются, как обычно, в совместном собрании высшего руководства, руководителей подразделений и консультантов, экспертов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива.

Спец. цели разрабатываются в индивидуальном подразделении и направляют его деятельности обобщенным целям. Обычно они влияют на средне – и краткосрочный период и обязательно показывают количественные показатели.

В отличие от обобщенных, специфические цели бывают 2 типов: операционными и оперативными. Первые цели ставятся перед отдельными рабочими ресурсами, вторые цели должны разрабатываться отдельными подразделениями.

Таким образом, дерево-это структурное отображение распределения целей по уровням управления. Такое дерево целей строится для каждого уровня управления, а затем производится объединение дерева целей каждого уровня в общее дерево целей предприятия.

Следующий этап это доведение цели до конкретного исполнителя. На этом этапе выясняется возможность реализации сформулированной ранее цели конкретным исполнителем. В ряде случаев для понимания необходимой деятельности потребуется выбранные цели детализировать.

Только после установления согласованности системы целей и конкретной деятельности можно утверждать, что выбранные цели доведены до каждого конкретного исполнителя. Реальная работа в этом направлении предполагает широкое обсуждение всех целей на производственных собраниях.

Важное значение имеет этап реализации целей, который включает: - закрепление целей за каждым исполнителем; - выявление наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей; - установление графика выполнения работ; - контроль выполнения целей во всей системе управления сверху вниз; - своевременное вмешательство в процесс на любом уровне управления.

Оценка достигнутых результатов должна производиться снизу вверх с

выходом на глобальные цели. Обсуждение результатов должно быть произведено неформально с учетом мнения сотрудников предприятия. Иногда для этой цели разрабатываются специальные анкеты, которые обрабатываются с учетом теории экспертных оценок.


3.3 Схема технологии разработки управленческих решений

Приложение 1
Схема технологии разработки управленческих решений

п

Технологические карты по принятию управленческих решений.

Метод, над которым работает менеджер.

Результат внедрения этого метода в практике.

Метод должен влиять на объект положительно, дожжен приводить к прогрессу в производстве.

1

2

3

4

5

1

Анализ проблемы и разбор поставленной цели.

Поставленная задача.

Разроботка цели предстоящей операции системного подхода.

Системный подход, анализ внешних и внутренних факторов влияния.

.

2

Формирование сопоставлений.

-

-

-

2.1

Выявление имеющихся факторов на данной момент.

Ведущие факторы.

-

-

2.2

Разделение факторов на классы, которые способствуют или мешают проведению данной операции.

Ведущие факторы на данной момент.

Способствующие или же мешающие факторы.

Принцип 20/80.

2.3

Установление объектов приложения усилий.

Способствующие и мешающие факторы.

Управляемые факторы. (Объекты, субъекты).

-

Продолжение приложение 1

2.4

Оценка потенциальных возможностей активных ресурсов.

Активные ресурсы.

Приемы задействования активных ресурсов.

-

2.5

Учет ограничений на использование активных ресурсов.

Неуправляемые факторы.

Обстановка операции.

-

2.6

Генерация альтернатив путем образования комбинаций.

Прием- объект приложения усилий- обстановка операции.

Цель, приемы задействования активных ресурсов, объекты приложения усилий из группы управляемых факторов, обстановка операции.

Варианты решений-указаний исполнителям: что сделать; кто; где; когда; и с помощью чего должен это сделать.

Принцип синтеза.

3

Оценка альтернатив.

-

-

-

3.1

Выбор критерии оценки и их шкал.

Цель, система предпочтений ЛПР.

Наименование критериев и их шкал.

Принцип цели.

Принцип Оккома.

Принцип индивидуальной рациональности.

3.2

Изменение значений критериев для альтернатив.

-

-

-


Продолжение приложение 1

4

Упорядочение альтернатив.

Множество альтернатив.

Эффективные и наилучшие альтернативы.

Принцип Родена.

Принцип оптимальности.

5

Принятие решения.

Эффективные и наилучшие альтернативы.

Решение, план проведения операции.

Системный подход.

Принципы внешнего дополнения.

Принципы цели.

5.1

Интерпретация наилучшей альтернативы.

-

-

-

5.2

Формирование решения на основе придания наилучшей альтернативе необходимой устойчивости и гибкости.

-

-

-

5.3

Планирование исполнения и контроля принятого решения.

-

-

-

2

3

4

5

6

Юридическое оформление решения и доведение его до исполнителей и соискателей.

Решение- план.

Решение документ и указания ( приказания, распоряжения и пр.) исполнителям и соискателям.

-

Продолжение приложение 1

7

Контроль исполнения спланированного и доведенного решения.

Решение-документ.

1 из 4 действий:

а) ничего не предпринимать.

б) изменить границы допустимой свободы принятия решений.

в) Оказать помощь.

г) Остановить операцию.

Принципы цели.

Принципы неокончательности и свободы предприятия локальных решений.

8

Оценка фактической эффективности реализованного решения.

Фактические результаты проведенной операции.

Вклады в искусство, науку и опыт управления и выработки решения.

Системный подход.

Принцип цели.

Принцип синтеза.

Принцип историзма.

9

Выбор очередной проблемы для решения и получение новой задачи для исполнения.

Список проблем.

Переход к начальной технологической операции- анализ проблемы или уяснение поставленной задачи.

Системный подход.


Приложение 2

Методика разработки и принятия решении

Этапы

Методический подход

Постановка задачи

Описать проблему

1.Выявление проблемы и ее оценка

Определить:

1. К каким последствиям она может привести.

2. Кто несет за нее ответственность.

3. Кто разрабатывает варианты ее решений.


Продолжение приложение 2

2. Определение времени необходимого для принятия решения

Время устанавливается:

1. Для разработки решений.

2. Для внедрения решения.

В зависимости от задачи оно может составлять: секунды, часы, дни, месяцы, годы.

3. Ресурсы необходимые для нахождения оптимального решения

Ресурсами являются:

1. Разработчики решения

2. Их знания и опыт

3. Технические средства для разработки решения

4. Информационное обеспечение

5. Финансовые ресурсы

4. Анализ проблемной ситуации

Необходимо:

1. Сформировать несколько альтернативных ситуаций, определяющих проблемную.

2. Описать каждую возможную ситуацию с указанием набора количественных характеристик.

3. Оценить вероятность возможных ситуаций так, чтобы сумма вероятностей их осуществления равнялась 1.

Формирование решений

5. Формирование целей по установлению проблемной ситуации

1. Оценить цели содержательно.

2. Разделить цели на 3 группы:

а) Обязательные

б) Желательные.

в) Вероятные.

3. Отразить в характеристиках:

а) Критерии достижения цели.

б) Показатели степени достижения цели.

в) Показатели важности цели.

Продолжение приложение 2

6. Определение ограничений по принятию решений

Сформировать возможные ограничения: финансовые, ресурсы, материальные, правовые, кадровые и др.

7. Выработка решений

Подходы:

1. Использование опыта, интуиции.

2. Опора на здравый смысл, логику.

3. Метод «Мозговой атаки».

4. Моделирование с помощью матриц, включить решение о бездействии, при которой сохраняется проблемная ситуация.

8. Определение функции предпочтения решений

В качестве функции предпочтения выступают:

а) Абсолютные показатели.

б) Относительные показатели.

При выборе учитывают:

а) Возможность полного измерения результатов решения.

б) Сравнимость показателей при выборе решения.

Используются абсолютные величины:

- ожидаемый прирост товарооборота.

- экономия затрат.

-прирост прибыли и т.д.

Ожидаемые от реализации решения. Также может применяться рейтинговая оценка решений в баллах с учетом их значимости и вероятности реализации.

9.Определение критериев предпочтения решений

Критерием предпочтения при выборе оптимального решения может выступать величина показателя выбранного для измерения предпочтения решений: максимум или минимум этой величины, скорректированные с учетом значимости решения и вероятности его реализации при достижении поставленной цели.

10.Выбор предпочтительного решения

Рейтинговая оценка решений.

«Матрица оценки решений» (пример).