Файл: История становления теории принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Его теория предусматривала одностороннее воздействие системы управления на работника и подчинение его руководителю. Мотивом и движущей силой трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личных экономических выгодах.

Главные идеи в области менеджмента Ф. Тейлор сформулировал в виде принципов «научного управления»:

- разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

- абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;

- подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

- оплата по результатам труда;

- использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

- поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).

Идеи Тейлора были развиты его последователями — Г. Гантом, Ф. Гилбрейтом, Г. Эмерсоном. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.

Концепция научного менеджмента стала поворотным пунктом, благодаря которому менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.

Заслуги школы научного менеджмента заключаются в том, что ее представители:

1. обоснована необходимость научного управления трудом в целях повышения его производительности;

2. выдвинуть принципы научной организации труда;

3. мы пришли к необходимости решения проблемы эффективной мотивации труда.

Однако человеческий фактор оставался практически вне сферы внимания этой школы.

1.2.2 Административная школа управления

Данная школа преследовала такие цели, как повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления, затрагивавших два основных аспекта:

  1. разработку рациональной структуры организации;
  2. построение на ее основе рациональной системы управления персоналом бюрократической модели.

Анри Файоль (1841-1925), французский социолог, считается основателем административной школы управления. Заслуга Файоля заключалась в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению предприятием.


По утверждению Файоля, вначале необходимо создать продуманную структуру, где нет дублирования функций и лишних уровней управления, а затем уже подыскивать подходящих работников, т.е. принцип соответствия работников структуре.

А. Файоль разработал 14 общих принципов менеджмента, которые, по его мнению, определяют успешное управление любой организацией:

1. разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

2. власть (право отдавать команды и отвечать за результаты);

3. дисциплина (соблюдение работниками и руководителями правил и соглашений, существующих в организации);

4. единство управления, или единоначалие (выполнение приказов только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

5. единство руководства или направления (один лидер и один план для группы людей, работающих для достижения общей цели);

6. подчинение индивидуальных интересов общим интересам;

7. вознаграждение персонала (оплата труда должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);

8. централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы он давал наилучшие результаты);

9. скалярная цепочка (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

10. порядок (каждый должен знать свое место в организации);

11. Справедливость (к работникам следует относиться справедливо и доброжелательно);

12. стабильность персонала (персонал должен находиться в стабильной ситуации);

13. инициативность (руководители должны поощрять подчиненных к выдвижению идей);

14. корпоративный дух (необходимо создать дух единства и совместных действий, сплотить коллектив).

Применение этих принципов на практике должно быть гибким, и всегда необходимо учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

Макс Вебер (1864-1920), примерно в то же время немецкий социолог проанализировал деятельность бюрократических систем, построил модель идеальной бюрократии, основанной на строго регламентированных принципах иерархической структуры, и сформулировал концепцию рационального управления. С его точки зрения, идеальной, наиболее эффективной системой управления является бюрократическая.

Бюрократия в организации характеризуется:

- быстрое принятие решений;

- эффективность в решении производственных вопросов;

- теснота связей, которая способствует стабильности бюрократических структур и четкой направленности на достижение целей организации.


Наиболее важной идеей, принятой Вебером в менеджменте, была концепция социального действия. Согласно этой концепции, основой социального порядка в обществе являются только социально ориентированные и рациональные действия, а задачей членов организации следует считать их понимание собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Действия каждого сотрудника в организации должны быть рациональными с точки зрения как выполнения своей роли, так и достижения общей цели организации. Рациональность-это высший смысл и идеал любого предприятия или учреждения, а идеальная организация характеризуется исключительно рациональными технологиями, коммуникациями и управлением.

1.2.3 Школа человеческих отношений

Концепция "человеческих отношений" — новая школа теории управления-начинает развиваться в 1930-е годы. Эта школа родилась в ответ на неспособность классической школы признать человеческий фактор главным элементом эффективной организации и управления. Невнимание к человеческому фактору негативно сказалось на работе "национальных организаций", которые не смогли повысить эффективность, несмотря на наличие ресурсов.

Элтону Мэйо (1880-1949), сотруднику Гарвардского университета, принадлежит особое место в создании теории «человеческих отношений». Этот американский социолог и психолог провел ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты». Изучая влияние таких факторов, как условия, организация труда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства, он сделал вывод об особой роли человеческого фактора в производстве.

«Хотторнские эксперименты» положили начало исследованиям: взаимоотношений в организациях, учету психологических влияний в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях, выявлению роли отдельного человека и малой группы в организации.

Основные идеи школы человеческих отношений:

- управление менеджмент-это социально-психологический, а не экономический процесс;

- управление основано на человеке, уникальной личности со своими интересами, потребностями и мотивами;

- человек-это социальное существо, подчиняющееся законам коллектива; жесткая иерархия подчинения и формализация организационных процессов несовместимы с природой человека, поэтому необходимо создавать такие методы управления, которые бы регулировали поведение людей в группе, организации и могли бы лучше использовать психологические и эмоциональные особенности работника;


- на производительность труда исполнителя влияют не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

- менеджеры должны устанавливать и поддерживать лояльные отношения с неформальными рабочими группами и их руководителями.

По мнению У. Уайта, которое он высказал в книге «Деньги и мотивация», в основе классической концепции лежат три ложных допущения:

  1. человек является рациональным животным, стремящимся максимизировать свои экономические выгоды;
  2. каждый индивид реагирует на экономические стимулы как изолированный индивид;
  3. к людям, как и к машинам, можно относиться стандартизованным образом.

Мэйо и его последователи были убеждены, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности работников, причем предприниматели только выиграют, так как резко возрастает производительность труда.

В целом суть учения о "человеческих отношениях" можно свести к следующим положениям:

- человек человек-это "социальное животное", которое может быть свободным и счастливым только в группе;

- работа человека, если она интересна и осмысленна, может принести ему не меньшее удовольствие, чем игра;

- средний человек стремится к ответственности, и это качество вам нужно использовать в производстве;

- роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются уникальными и универсальными;

- производственная организация производства-это, помимо прочего, сфера удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества.;

- для повышения эффективности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах властных отношений, иерархии, жесткого программирования и специализации труда.

М. Фоллет (1868-1933) была видной представительницей этой школы. Основная ее заслуга в том, что она попыталась соединить идеи трех школ управления — научного управления, административную и школу человеческих отношений.

1.2.4 Школа поведенческих наук

Данная школа в существенной мере отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись преимущественно на методах налаживания человеческих отношений. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.

Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, А. Маслоу, Ф. Херцберг являются наиболее видными представителями поведенческого (бихевиористского) направления. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.


По мнению А. Маслоу, у человека существует одна система (иерархия) потребностей, а по мнению Ф. Херцберга, две — качественно различные и независимые:

1. факторы актуализации, или мотиваторы — это работа и все то признание, которое она дает: успех, признание заслуг, продвижение по службе, интерес к работе, ответственность и возможность для роста. Использование этих факторов позволяет добиться глубокого и устойчивого изменения индивидуального поведения человека в процессе трудовой деятельности. Это сильные мотивационные стимулы, а результатом является качественное выполнение работы;

2. факторы атмосферы (или гигиены) — условия труда и окружающая среда: оплата труда, Охрана труда, политика и деятельность предприятия, условия труда, статус, технический надзор, отношения с начальством, коллегами, подчиненными, охрана труда.

Внешние факторы могут ослабить внутреннюю напряженность в организации, но их воздействие носит краткосрочный характер и не может привести к глубоким изменениям в поведении сотрудников.

Наиболее сильными стимулами эффективности труда Херцберг считал не «хорошую зарплату», а интерес к работе и вовлеченность в трудовой процесс. Без денег люди себя чувствуют неудовлетворенными, но при их наличии не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность труда.

Чрезмерное расчленение работы на дробные операции, по мнению Херцберга, лишает человека ощущения завершенности и полноты работы, приводит к снижению уровня ответственности, подавлению действительных способностей работника, появлению чувства бессмысленности труда, падению удовлетворенности работой.

Не человек должен быть приспособлен к работе, а работа должна соответствовать индивидуальным способностям человека. Позже эта идея была реализована в адаптивных, гибких организациях и сетевых компаниях.

Основными достижениями школы поведенческих наук являются:

- использование методов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работой и производительности труда;

- применение применение науки о человеческом поведении для формирования организации таким образом, чтобы потенциал каждого сотрудника мог быть полностью использован;

- сделан вывод, что для достижения эффективного управления социальной организацией необходимо научиться управлять поведением людей как членов этой организации.

1.2.5 Школа количественных методов

Данное направление в теории управления стало возможным благодаря развитию таких наук, как математика, кибернетика, статистика.