Файл: История становления теории принятия управленческих решений.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В.В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др.
Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей.
Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения этой школе другого названия: «школа науки управления». Эта школа применила экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и подобное для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления.
Исследование операций — применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. При этом подходе вначале исследования уточняется проблема. Затем разрабатывается модель ситуации. После ее создания переменным задаются количественные значения и находится оптимальное решение.
В настоящее время количественные методы управления получают новое развитие в связи с широким использованием компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций строить математические модели возрастающей сложности, которые более близки к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.
Ключевой характеристикой школы является замена вербальных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
1.3 Современный взгляд на менеджмент
На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды и деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях. Поиск решения указанных проблем привел к формированию ряда современных концепций менеджмента, направленных на обеспечение эффективной деятельности организаций в современном мире.
Наиболее известными (признанными) современными концепциями менеджмента считаются: концепция адаптации, концепция глобальной стратегии и концепция целевой ориентации.
Концепция адаптации. Суть концепции адаптации (или стратегии приспособления) состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия организации всегда является комбинацией наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды. Эти действия обеспечивают стратегии маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между конкретными предприятиями, расположенными в разных странах в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны их размещения.
Концепция глобальной стратегии. Предусматривает концентрацию внимания руководства на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей организации (предприятия, корпорации), а не ее отдельных частей.
Концепция целевой ориентации. Ориентирует предприятие на организацию его деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).
Приведенные современные концепции и многие другие концепции современного менеджмента, известные по зарубежным публикациям, направлены на совершенствование стратегий отдельных организаций с целью получения намечаемых прибылей (достижения поставленных целей).
В основе современного менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективный процесс обобществления производства, в результате которого у крупнейших компаний появилась возможность: во-первых, воздействовать на рынок, осуществляя его раздел; во-вторых влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем.
Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. В этой концепции больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений. Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, современные исследователи и теоретики менеджмента особый упор делают на необходимость приспособления предприятия к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому производителем.
Поэтому организационно-технический аспект этой теории направлен на так называемое «планирование продукта», которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и внедрение на рынок нового товара, а также мероприятий по активизации спроса на товары и получение прибыли от их реализации.
Установление и регулирование рыночных отношений согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале участников этих отношений. Каждое предприятие стремится не только сохранить свою долю рынка, но и изменить ее в свою пользу, потеснив конкурентов, разорив либо подчинив их своему влиянию и контролю. Эта концепция менеджмента не только дает теоретическое обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов хозяйственной деятельности предприятий (корпораций).
Реализация менеджмента в практической деятельности предприятий выступает как система управления.
Современный менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней средах организации.
Это обусловило появление и развитие в современном менеджменте новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем крупных промышленных организаций, в том числе транснациональных корпораций.
Глава 2. История и основные характеристики теории принятия управленческих решений
2.1 Содержание и виды управленческих решений
Одним из показателей эффективности работы менеджера является его способность принимать правильные решения. Поскольку менеджеры выполняют четыре управленческие функции, они фактически имеют дело с постоянным потоком решений для каждой из них, то есть с планированием, организацией, мотивацией и контролем. Разработка и принятие решений-это творческий процесс в деятельности менеджеров. Она обычно включает в себя несколько этапов;
- развитие и постановка целей;
- изучите проблему;
- выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принятых решений;;
- рассмотрение решений;
- выбор и окончательная формулировка решения;
- принятие решений;
- доведение решений до исполнителей;
- контроль за выполнением принятых решений.
Под управленческим решением понимается выбор альтернативы; действие, направленное на разрешение проблемной ситуации.
В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком смысле управленческое решение рассматривается как основной вид управленческой работы, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
2.2 Этапы принятия управленческого решения
В общем случае рациональный подход к принятию решений состоит из следующей последовательности шагов:
1. Постановка задачи. Первым шагом в решении проблемы является ее идентификация. Существует два способа решения этой проблемы. Во-первых, проблемой считается ситуация, когда цели не достигнуты (вы узнаете о проблеме, потому что то, что должно было произойти, не происходит). В этом случае наше воздействие на проблемную ситуацию будет реактивным управлением. Во-вторых, вы также можете рассматривать потенциальную возможность как проблему (например, активно искать пути повышения эффективности работы отдела, даже если дела идут хорошо, будет проактивное управление). В этом случае вы определяете проблему, когда приходите к выводу, что что-то можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для того, чтобы воспользоваться представившейся возможностью.
2. формулирование ограничений и критериев для принятия решений. Для того чтобы управленческие решения были реалистичными и осуществимыми, необходимо учитывать внутренние (недостаточные ресурсы организации – финансовые, временные, технологические, кадровые, а также морально - этические соображения) и внешние (например, действующее законодательство) ограничения. Ограничения корректирующих действий сужают возможности для принятия решений. Прежде чем перейти к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно осветить суть ограничений и только после этого определить альтернативы. Помимо выявления ограничений, руководителю необходимо определить стандарты оценки альтернативных вариантов (критерии принятия решений).
3. Определение альтернатив. Следующий шаг - сформулировать набор альтернативных решений проблемы. В идеале желательно определить все возможные действия, которые могли бы устранить причины возникновения проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. На практике менеджер обычно ограничивает число вариантов для серьезного рассмотрения лишь несколькими альтернативами, которые кажутся наиболее желательными.
4. Оценка альтернатив. Этот этап - оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Как количество, так и качество альтернативных идей возрастает, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделяется от оценки конечной идеи. Это означает, что только после составления списка всех идей вы должны приступить к оценке каждой альтернативы.
Для сравнения решений необходимо иметь стандарт, по которому можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы. Такие стандарты называются критериями принятия решений, которые устанавливаются на втором этапе.
Оценивая возможные решения, менеджер пытается предсказать, что произойдет в будущем, поэтому важным моментом в оценке альтернатив является определение вероятности реализации каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия решения благоприятны, но вероятность его реализации невелика, то это может быть менее желательным вариантом.
5. Выбор альтернатив. Если проблема была правильно определена и альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, то относительно легко сделать выбор, то есть принять решение. Менеджер просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако, если проблема сложна и необходимо учитывать множество факторов, или если информация и анализ субъективны, может случиться так, что никакая альтернатива не является лучшим выбором. В этом случае важную роль играют здравый смысл, опыт и интуиция.
6. Выполнение решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры по конкретизации решения и доведению его до исполнителей, то есть ценность решения заключается в том, что оно реализуется. Эффективность осуществления решения возрастет, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Хороший способ добиться признания за принятое решение-это вовлечение других людей в процесс принятия решений.
7. Контроль за исполнением решения. В процессе мониторинга выявляются отклонения и вносятся коррективы, которые помогают полностью реализовать решение. С помощью управления устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов, не в последнюю очередь от порядка принятия решений и их практической реализации. Но для того, чтобы управленческое решение было эффективным и действенным, необходимо соблюсти определенные методологические основы.
2.3 Разновидности управленческих решений
Управленческие решения, будучи в основном схожими, чрезвычайно разнообразны, характеризуются существенными различиями, которые накладывают свой отпечаток на процесс их подготовки, принятия и реализации. Именно поэтому очень важно разделить их на группы, характеризующиеся общим подходом к их подготовке.