Файл: История становления теории принятия управленческих решений.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент играет важнейшую роль в современной экономике. Потребность в хороших менеджерах растет с каждым днем.
Но в этой ситуации мы не должны забывать, что само управление родилось не в наши дни. Она уходит своими корнями в далекое прошлое, что будет полностью показано в моей работе. Таким образом, изучение истории управленческой науки является чрезвычайно важным и актуальным.
В то же время основной формой профессиональной деятельности менеджера является принятие решений. Все мы в своей жизни неоднократно сталкивались с необходимостью принимать решения, и, как правило, делали это достаточно успешно, несмотря на недостаток знаний в Науке управления. Многие менеджеры делают то же самое, принимая управленческие решения, основанные на повседневных знаниях и собственном опыте. Однако принятие управленческих решений является основным видом его профессиональной деятельности, поэтому непрофессионализм в принятии управленческих решений может дорого обойтись менеджеру, как в прямом, так и в переносном смысле.
Принятие решений - это центральный пункт управления. Она присутствует в планировании (процесс нахождения и принятия решений о выборе целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместную деятельность людей), оперативном управлении, мотивации, контроле и т. д.
Характерными особенностями управленческих решений являются то, что, как правило, такие решения принимаются в условиях недостатка информации, когда руководитель вынужден опираться на непроверенную и недостаточную информацию. Кроме того, существует большое количество ситуаций, когда все без исключения факторы, влияющие на тот или иной исход ситуации, просто не могут быть учтены в силу их множественности. Это, например, ситуация игры на бирже, прогнозирование политической ситуации в стране и многие другие вопросы, которые менеджерам приходится решать в реальной управленческой практике.
Теория принятия решений изучает процесс принятия решений. Эта наука рассматривает процессы управления сложными системами различной природы. Место теории принятия решений в системе наук определить довольно сложно. Она возникла под давлением экономических и политических потребностей, но сегодня она уже не может быть написана только в экономической или политической науке. Становление теории принятия решений неотделимо от развития компьютерных технологий, формирования таких научных направлений, как исследование операций, системный анализ, создание искусственного интеллекта. Теория принятия решений активно использует методы философии, математики, психологии и информатики. Поэтому важно признать важность изучения истории теории принятия управленческих решений.
Целью данной работы является обеспечение наиболее полного раскрытия основных этапов развития науки менеджмента и теории принятия управленческих решений.
Здесь непременно нужно коснуться вопроса о происхождении менеджмента и сказать о школе научного менеджмента. Я также хотел бы рассказать вам о классической школе, которая рассматривала административное управление, школе «человеческих отношений» и других областях и школах. И, конечно, я считаю очень важным осветить проблему современной системы взглядов на управление. Отдельной задачей станет изучение истории и теории принятия управленческих решений.
Глава 1. История менеджмента как науки
1.1 Общие сведения науки об управлении
Понятие бизнеса родилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между людьми был обмен натурой, существовали кочевники, которые переходили из одного общества в другое и обменивались различными товарами для собственной выгоды. Это можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.
Постепенно, с развитием товарно-денежных отношений, развивалось и предпринимательство. Во времена рабства процветала торговля; позднее, во времена феодализма и натурального хозяйства, роль торговли в поселениях уменьшилась, но с развитием городов и ремесел она вновь приобрела свое первобытное значение. В период становления капитализма и накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине XIX века предпринимательство приняло новые формы. Если к этому времени собственник был единоличным управляющим, то в период бурного промышленного роста структура управления существенно изменилась.
Именно на этом этапе менеджмент начал развиваться в том смысле, в каком мы привыкли его воспринимать сегодня. Нельзя сказать, что она появилась внезапно с развитием капитализма, она существовала и раньше. Во времена рабства на плантациях были управляющие, которые следили за тем, чтобы работа выполнялась правильно, но это правильнее было бы назвать надзором, чем управлением. Во времена феодализма и натурального хозяйства существовали также управляющие, помощники собственника, это, вероятно, можно считать одним из первых проявлений самого управления, а не только надзора за рабочими, так как у управляющего был выбор : он мог заменить вид работы в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, только за счет увеличения налога для других). Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, и именно тогда возникла потребность в талантливых управленцах, способных выработать собственную стратегию управления предприятием и развития бизнеса и привести его к успеху или хотя бы спасти от банкротства.
Яркий пример-Америка конца IX века: огромное количество фирм, работающих в разных сферах. Каждая из них имеет свою структуру управления, где помимо президента (собственника) есть еще и менеджер, финансисты и аналитики, которые разрабатывают политику компании. Те из них, чьи специалисты оказались самыми талантливыми, опытными и компетентными, выжили в море дикой конкуренции. Все самые известные американские бизнесмены: Генри Форд, Рокфеллер и другие начинали с малого, но быстро ориентировались в рыночной ситуации, умели набирать команду и делать свою работу максимально эффективной; работая быстрее и лучше других, они смогли стать лидерами в своей области.
Главная цель существования любого бизнеса и создания любого предприятия - вывести его на вершину успеха, закрепиться там и дать ему возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы развития. Суть бизнеса заключается в постоянном совершенствовании самой системы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Увеличение капитала, получение прибыли и развитие бизнеса, а также надежда на будущее-это те составляющие, без которых бизнес невозможен. Это также невозможно без талантливых менеджеров, которые могут руководить людьми и реализовывать все их планы.
История возникновения и развития менеджмента насчитывает около семи тысячелетий и пять управленческих эволюций. Зарождение письменности в древнем Шумере в пятом тысячелетии до нашей эры принято считать началом отсчета в литературе.
Вторая управленческая революция связана с деятельностью вавилонского царя Хамураппи (1792-1750 гг. к не.), который выдал сборник законов управления государством для регуляции всех взаимоотношений между разными социальными группами населения. Через законы вводился светский стиль, а революция получила название "светско-административной".
Третья управленческая революция известна, как "производственно-строительная", была направлена на сочетание государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Случилась она во время правления Новохудоносора II (605-562 гг. до н.э.).
Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации - главные факторы четвертой управленческой революции - "индустриальной", ХУІІ-ХУІП ст. ее результатом стало отделение менеджмента от собственности (капиталу) и зарождения профессионального управления.
Пятая управленческая революция (конец XIX начало XX ст.) известна под названием "бюрократическая". В XX ст. научные разработки в отрасли управления развивались по направлениям.
Чтобы было более наглядно, в таблице 1 приведена Эволюция менеджмента.
Таблица 1 – Эволюция менеджмента
Школа |
Наиболее известные представители |
годы |
Основные концепции и принципы |
Школа научного управления |
Ф.Тейлор, Г.Гилберт, Л.Гилберт, Г.Гант, Г.Эмерсон |
1885-1920 |
Научная организация труда в процессе производства Использование научного анализа для повышения результативности выполнения работ Выделение управленческих функций в самостоятельный вид деятельности |
Административная (классическая) школа |
А.Файоль, А.Богданов, А.Гастев, М.Вебер, А.Урник |
1920-1950 |
Описание функций управления Разработка рациональной системы управления организацией Принципы построения структуры организации и управления работниками |
Школа человеческих и поведенческих наук |
М.Фоллет, Д.Мак-Грегор, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Мутон |
с 1930 гг |
Организация как социальная система Использование приемов управления межличностными и межгрупповыми отношениями (коммуникация, групповая динамика, лидерство) |
Школа количественных методов и системного подхода |
Л.Берталанфи, С.Оптнер, Л.Канторевич, В.Немчинов, Н.Вилер |
с 1940 гг |
Приложение теорий систем, принятия решений, информации и кибернетики к управлению организациями Принятие формальных и не формальных методов в принятии решений |
1.2 Зарождение менеджмента
История развития менеджмента охватывает следующие его основные школы:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) - период с 1885 по 1920гг. Ее представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант, Г. Эмерсон, Г. Форд и др. Основной принцип, главная идея этой школы - научная рационализация труда в производственном процессе плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа - период с 1920 по 1950гг. Ее представители - А. Файоль, Л. Урвик, М.Вебер. Основная идея - существуют универсальные принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации. Эти принципы затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления работниками;
3) школа человеческих отношений - период с 1930 по 1950гг. Ее представители - Э. Мэйо, М. Фоллетт, А. Маслоу. Основная идея - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками. Так, Э. Мэйо выявил, что рационально организованные рабочие операции, хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в процессе взаимодействия между людьми, могли подчас превосходить усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы;
4) поведенческая школа - период с 1950г. - по настоящее время. Ее представители - К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг и др. изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качество трудовой жизни. Основная идея - «повышение эффективности достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии»;
5) количественная школа - период с 1950г. - по настоящее время. Ее представители - Н.Винер, Р.Акофф, Л.Берталанфи. Основная идея - находить оптимальные управленческие решения с помощью компьютеров на основе использования математических моделей той или иной ситуации.
1.2.1 Школа научного управления
С самого начала эта школа стремилась найти наиболее продуктивное применение человеческим и материальным ресурсам.
В основе теорий этой школы лежит идея рационализации всех компонентов организации, ориентации всех структурных подразделений организации на ее цели, универсальной целесообразности.
Достижению универсальной целесообразности и рациональности в организации в первую очередь служит строгая иерархия управления всеми органами и должностями организации, что способствует осуществлению наиболее жесткого комплексного контроля.
Фредерик У. Тейлор (1856-1915) считается отцом классической теории научного управления. Становление школы научного менеджмента связано с публикацией в 1911 г. его книги "Принципы научного менеджмента". Он первым обосновал необходимость научного подхода к управлению для того, чтобы максимально продуктивно использовать человеческие и материальные ресурсы. Тейлора интересовала эффективность организации, а не человека. В его подходе к совершенствованию управления организацией приоритет отдается инженерным решениям.