Файл: Разработка стратегии предприятия на примере ООО «Курское молоко».pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Стратегическое управление и стратегический анализ деятельности занимают значительное место в контуре управления международных компаний. Этот, в том числе, характерно для предприятий молочной промышленности, которая в данный момент нуждается в эффективных стратегических решениях для повышения основных показателей деятельности.
На данный момент времени эффективная система стратегического управления является одним из ключевых факторов успеха и выживаемости предприятий. Поскольку стратегическое управление направлено на долгосрочные цели, то от того на сколько грамотно выбрана стратегия развития зависит возможность роста и развития организации в будущем. Корректировка стратегий отдельных компаний молочной промышленности важна также для текущего этапа развития отрасли. Повышения темпов ее роста необходим поиск эффективных стратегических решений для ключевых предприятий, действующих в этой сфере. Состояние российской молочной промышленности требует повышения конкурентоспособности отдельных компаний путем выбора наилучшей стратегической альтернативы развития. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что выбранная тема очень актуальна.
Целью данной работы является обоснование направлений стратегического развития ООО «Курское молоко».
В соответствии с поставленной целью мною были сформулированы следующие задачи:
- Разработать стратегические цели ООО «Курское молоко»;
- Проанализировать внешнюю среду ООО «Курское молоко»;
- Проанализировать внутреннюю среду ООО «Курское молоко»;
- Выбрать общую корпоративную стратегию развития ООО «Курское молоко».
Объектом исследования является система стратегического управления ООО «Курское молоко».
Предметом исследования является процесс разработки стратегии ООО «Курское молоко».
Практическая значимость исследования. В результате исследования, проведенного в рамках данной работы, получены аналитические выводы, которые применимы не только в рамках рассмотренного предприятия, но и могут быть использованы в стратегической управленческой деятельности других организаций, поскольку описанный процесс совершенствования стратегии развития имеет специфические черты, адаптированные для предприятий данной отрасли.
Методы сбора информации. Интервью с руководителями структурных подразделений предприятия для определения текущей ситуации, положения компании в рамках российской телекоммуникационной отрасли, выявления его сильных и слабых сторон, уровня конкурентоспособности, проведения внешнего и внутреннего анализа предприятия.
Контент-анализ электронных источников для выявления факторов влияния внешней среды. PEST-анализ для проведения анализа макросреды компании. Модель 5-ти сил Портера для проведения анализа микросреды, выявления угроз появления продуктов-заменителей, новых игроков, уровня конкуренции, а также рыночной власти поставщиков и потребителей. SWOT-анализ для формулировки итоговых рекомендаций по стратегическому развитию предприятия.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключение, списка используемой литературы и приложений.
1. Разработка стратегических целей
В качестве объекта исследования мною было выбрано предприятие молочной промышленности, а именно ООО «Курское молоко», находившееся в г. Курске. Эта компания была основана в 2005 году и постоянно развивается. Основным видом деятельности является производство сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочно-растительных смесей, кроме этого компания осуществляет ее пятнадцать видов деятельности [13].
ООО «Курское молоко» – это многопрофильное современное предприятие, выпускающее более пятидесяти наименований востребованных на продовольственном рынке продуктов питания, в числе прочих:
- масло сливочное;
- молочные и кисломолочные продукты;
- плавленые сыры;
- сметану;
- кондитерские изделия;
- творог и творожные массы [13].
Исходя из вида и масштаба деятельности предприятия, разработаем его миссию. Как известно из научной и учебной литературы, миссия должна содержать три аспекта:
- основной продукт компании;
- внешнюю среду (целевую аудиторию);
- организационную культуру [1, c. 45].
На основе этих требований сформулируем следующую миссию для ООО «Курское молоко»: достижение лидерства в сфере производства и реализации молочной продукции для жителей Российской Федерации и Казахстана на основе обеспечения высококачественной и доступной по стоимости продукции.
На основании установленной миссии сформулируем стратегическое видение для рассматриваемой компании. Видение компании: в ближайшие пять лет стать наиболее конкурентоспособной компанией на рынке молочной продукции своего региона для повышения качества жизни жителей Центральной части России в сфере потребления разнообразной и качественной молочной продукции.
На основе разработанной миссии и стратегического видения предприятия выделим стратегические цели рассматриваемого предприятия:
- повышение качества производимой продукции для соответствия международным стандартам;
- повышение рентабельности предприятия;
- расширение клиентской базы.
На основании выделенных выше стратегических целей, постоим дерево целей [17, c. 74] ООО «Курское молоко» (рис. 1).
Рисунок 1 – Дерево целей ООО «Курское молоко» (фрагмент)
На рисунке 1 представлены четыре уровня дерева целей: миссия, стратегические цели и их детализация. Как видно из рисунка 1, стратегические цели отражают преобразования в основных функциях бизнеса: производстве, финансах и маркетинге и сбыте.
Для дальнейшей оценки деятельности предприятия проведем анализ внешней среды предприятия.
2. Анализ внешней среды предприятия
В рамках анализа внешней среды ООО «Курское молоко» проведем PEST-анализ (табл. 1).
Таблица 1 – Факторы, учитываемые при PEST-анализе
Р |
Политические |
Е |
Экономические |
1 |
Наличие существенных административных барьеров для развития бизнеса |
1 |
Сокращение спроса на плавленые сыры |
2 |
Несовершенство законодательства, регламентирующего производственную и торговую деятельность |
2 |
Рост спроса на масло сливочное |
3 |
Увеличение государством социальных бюджетных выплат в связи с выборами президента РФ и в Государственную Думу |
3 |
Высокая ставка рефинансирования Центробанка |
4 |
Усиление государственного регулирования в отрасли |
4 |
Высокие требования банков к организациям в вопросах кредитования |
5 |
Ужесточение антимонопольного законодательства |
5 |
Увеличение количества предприятий-банкротов |
6 |
Ужесточение иммиграционной политики государства |
6 |
|
S |
Социальные |
N |
Технологические |
1 |
Сокращение реальных располагаемых доходов населения РФ |
1 |
Наличие инновационных методов производства молока |
2 |
Кризис трудовых ресурсов: отсутствие резерва квалифицированных кадров для отрасли |
2 |
Необходимость снижения цен в связи с ценовой конкуренцией |
3 |
Повышение общего уровня требований со стороны потребителей |
3 |
Развитие технологии компьютерного контроля товара на складе |
Рассмотрим каждую группу факторов, представленных в таблице 1, более подробно (прил. А).
Как видно из приложения А, наибольшее влияние в текущий момент на предприятие оказывают экономические факторы. Наиболее существенным экономическим фактором является «рост спроса на масло сливочное», он положительно влияет на работу предприятия, поскольку предоставляет дополнительные возможности извлечения прибыли на фоне снижения спроса на плавленые сыры.
Кроме того, значимым экономическим фактором является «увеличение количества предприятий-банкротов» сама по себе эта тенденция для экономики отрасли отрицательная, однако, в данный момент для рассматриваемого предприятия это создает благоприятные условия для ведения бизнеса, поскольку уменьшает количество конкурентов.
Технологические и социальные факторы оказывают на предприятие практически одинаковое воздействие.
Наиболее значимым социальным фактором для предприятия является отсутствие квалифицированных кадров, а технологическими – «Развитие технологии компьютерного контроля товара на складе» и «Наличие инновационных методов производства молока».
При этом первый влияет отрицательно, поскольку у предприятия отсутствуют эти нововведения, а второй – положительно, поскольку предприятие активно применяет такие методы.
Оценим влияние выделенных групп факторов в целом (табл. 2).
Таблица 2 – Оценка влияния факторов макроокружения на ООО «Курское молоко»
Факторы внешней среды |
Относительная значимость влияния фактора |
Влияние на стратегию предприятия |
Итоговое влияние фактора |
||
По времени |
По типу |
В динамике |
|||
Политические |
Долгосрочное |
-1 |
постоянное |
3 |
-3 |
Экономические |
Среднесрочное |
+1 |
увеличивается |
4 |
4 |
Социальные |
Долгосрочное |
-1 |
уменьшается |
3 |
-3 |
Технологические |
Долгосрочное |
+1 |
увеличивается |
4 |
4 |
Как видно из таблицы 2, экономические и технологические факторы оказывают наибольшее воздействие на организацию, несмотря на то, что это влияние в целом положительное, предприятию необходимо провести значительные изменения в деятельности предприятия, чтобы воспользоваться преимуществами макроокружения. Политические и социальные факторы в целом влияют отрицательно и требуют от предприятия незначительных изменений в деятельности и организационной структуре.
Далее проведем отраслевой анализ ООО «Курское молоко». ООО «Курское молоко» действует на российском рынке молочных продуктов и осваивает рынок Казахстана. Для оценки целевого российского рынка рассмотрим следующие показатели:
-
-
-
- Размер рынка (суммарный годовой объем продаж предприятий, работающих в отрасли);
- Рост рынка (изменение темпа роста за несколько лет);
- Динамика продаж (изменение темпа роста за несколько лет);
- Потенциальная емкость рынка;
- Масштаб конкуренции;
- Чи исло предприятий в отрасли и рыночных ниш [14, c. 147].
-
-
Сведем значения рассматриваемых показателей в таблице 3.
Таблица 3 – Оценка целевого рынка ООО «Курское молоко» по состоянию на конец 2018 г.
Показатель |
Значение |
||
Размер рынка, млн. объектов |
126 |
||
Рост рынка, % |
6 |
||
Динамика продаж, млн. шт. |
2016 |
2017 |
2018 |
200,9 |
118,44 |
126 |
|
Потенциальная емкость рынка |
201 |
||
Масштаб конкуренции |
национальный |
||
Число предприятий в отрасли и рыночных ниш |
фрагментарное, отсутствие лидера |
Как видно из таблицы 3, размер рынка достаточно велик, хотя 2018 год показал спад отрасли, однако, потенциальная емкость рынка достаточно велика, следовательно, есть необходимость осуществлять рекламную деятельность и стимулирование сбыта.
Стадии жизненного цикла отрасли представляют множество ее закономерных изменений во времени (фаз) от момента возникновения (появления) до момента исчезновения (ухода) [2]. Перечень и характеристика стадий жизненного цикла отрасли представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Эволюция отраслевой структуры и конкуренции в течение ЖЦО по Р.Гранту [3, c. 258]
Критерий |
Этапы ЖЦО |
|||
Зарождение |
Рост |
Зрелость |
Упадок |
|
Спрос |
Покупатели с высоким доходом |
Ускоряющийся рост охвата рынка |
Массовый рынок |
Знающие потребители |
Технологии |
Конкурирующие технологии |
Высокий темп инновации процесса |
Потребность в технологических усовершенствованиях |
|
Товары |
Высокое качество, надежность |
Совершенствование производственной линии, повышение уровня качества |
Попытки дифференциации путем создания бренда |
Превращение в товары широкого потребления |
Производство и распределение |
Малые партии, высококвалифицированные кадры |
Конкуренция за каналы распределения |
Крупные партии товара |
Возрождение специализированных каналов распределения |
Конкуренция |
Немногочисленные конкуренты |
Вхождение в отрасль |
Ценовые войны |
Слияние и поглощение конкурентов |
Ключевые факторы успеха |
Инновация продукта |
Репутация компании |
Высокое качество, доступная стоимость |
Лояльность избранный покупателей, сила бренда |