Файл: РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отношению к национальной валюте;

  • принимает непосредственное участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами 

деятельности по организации проведения операций покупки и продажи

иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

  • осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и данные;
  • выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

2.1 Основные задачи и формы денежно-кредитного регулирования

Осуществляемое Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитное регулирование представляет собой один из элементов экономической политики государства и является совокупностью мероприятий, нацеленных на изменение денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, объема кредитов и других показателей денежного обращения. Оно направлено на достижение стабильного экономического роста, низких уровней безработицы и инфляции. Осуществляя денежно-кредитную политику Банк России, влияя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, добивается стабильного развития внутренней экономики, сбалансированности внутренних экономических процессов, укрепления денежного обращения. Так воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. В основе денежно-кредитной политики находится теория денег, исследующая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В нынешних условиях государства с рыночными моделями экономики пользуются одной из двух концепций денежно-кредитной политики:


  • политика кредитной экспансии или «дешевых» денег;
  • политика кредитной рестрикции или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, а те в свою очередь в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и, тем самым, по насыщению экономики деньгами.

Разработка денежно-кредитной политики проводится Центральным банком РФ в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». ЦБ РФ ежегодно до 26 августа представляет в Государственную думу проект ключевых направлений единой государственной денежно-кредитной политики на будущий год и не позднее 1 декабря - ключевые направления единой государственной денежно-кредитной политики на будущий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству РФ.

Государственная дума рассматривает ключевые направления единой государственной денежно-кредитной политики на будущий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете. Таким образом достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политик.

2.2 Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, с помощью которых субъекты денежно-кредитной политики - Банк России, как государственной орган денежно-кредитного регулирования, и коммерческие банки, как «проводники» денежно-кредитной политики, воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения денежно-кредитной политики называются тактическими целями денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной системы. Прямые методы несут характер административных мер в форме различных директив ЦБ РФ, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает самый быстрый эффект с точки зрения контроля Центробанка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, в особенности в условиях экономического кризиса. Но с течением времени прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж. Косвенные методы влияют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, используя рыночные механизмы. Закономерно, что эффективность применения косвенных методов регулирования находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития денежного рынка. В переходных экономиках используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенной заменой первых на вторые.


Кроме разделения методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные, выделяют также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

Общие методы-это в основном косвенные, оказывающие влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и в основном носят директивный характер. Их выбор связан с решением индивидуальных задач, например, ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Выбирая селективные методы, Центральный банк оставляет за собой функции перераспределения кредитных ресурсов. Такие функции не типично для Центральных банков стран с рыночной экономикой. Использование Центральными банками селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков присуще для экономической политики, проводимой в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, касаются основ их экономической деятельности. Они часто противоречат микроэкономическим интересам кредитных организаций, ведут к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции.

Таким образом, отрицательные последствия прямых методов нередко превалируют над плюсами их применения рыночных условиях, т.к. деформируют рыночный механизм.

По этой причине центральные банки стран с развитой рыночной экономикой почти полностью отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и используют их в исключительных случаях, только когда нужно принять быстрые меры реагирования.

Опыт формирования рыночной экономики и ее развития показывают низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как результат, происходит замещение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Выбор набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков Центральный банк основывает на состоянии хозяйственной конъюнктуры в каждом отдельном случае. Разработанные в результате такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом нужно учитывать временной интервал между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его внедрения. Эффективность применения разных типов денежно-кредитной политики определяется тем, насколько дестабилизация денежного оборота вызвана денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.


2.3 Инструменты денежно-кредитной политики

Под инструментами денежно-кредитной политики подразумевают средство, способ воздействия Центрального банка на объекты денежно-кредитной политики.

Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации» (статья 35) утверждены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом рынке

2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ

3. Процентные ставки по операциям ЦБ РФ

4. Рефинансирование кредитных организаций

5. Валютные интервенции

6. Установление ориентиров роста денежной массы

7. Прямые количественные ограничения

8. Эмиссия облигаций от своего имени

К мерам экономики по регулированию денежно-кредитной политики относят операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называется купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг для того, чтобы повлиять на денежный рынок. Ключевая задача политики открытого рынка заключается в том, чтобы регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, получить соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого рынка - это орудие быстрого и гибкого воздействия. Особенно эффективно оно применяется в кризисный период. В период высокой конъюнктуры Центробанк предлагает коммерческим банкам приобрести ценные бумаги для сокращения их кредитных возможностей в отношении экономики и населения.

Изначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком применялась только для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. В процессе развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало применяться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. ЦБ, таким образом, становится кредитором последней инстанции и несет в себе функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования дают им снизить до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Одной из основных функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Процент, под который выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Меняя эту ставку, Центральный банк может влиять на банковские резервы, увеличивая или сокращая их возможности в выдаче кредита населению или организациям. Отталкиваясь от величины учетного процента выстраивается система процентных ставок коммерческих банков, идет удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым формируются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно выбирают уровень надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка основываясь на финансовом состоянии заемщика, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.


Длительное время переучет векселей был одним из главных методов денежно-кредитной политики западноевропейских центральных банков. Последние предъявляли некоторые требования к учитываемому векселю, основным из которых была надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Данную ставку называют также официальной дисконтной ставкой, как правило она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на несущественную величину в меньшую сторону. Центральный Банк приобретает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Учетные (дисконтные кредиты) - это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до окончания их срока. Согласно законам разных странах Центральный банк наделен правами приобретать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя основываясь на установленной учетной ставке. Существенный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения - применение количественных ограничений находящихся в распоряжении банков учетных кредитов путем назначения лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит относится ко всем переучитываемым Центральным банком векселям и может быть определен в частном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, выдаваемых одному заемщику. Основываясь на ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо уменьшаются, либо увеличиваются. Увеличивая уровень лимита, Центральный банк пытается стабилизировать финансовые потери, появляющиеся из-за изменения рыночных условий, либо увеличить кредитные ресурсы банков в пределах предусмотренного прироста денежного массы. По этой причине увеличение уровня кредитного лимита не значит применение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а оценивается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Предоставляемые коммерческим банкам ломбардные кредиты представляют собой процентные ссуды под залог ценных бумаг. Размеры ссуд определяются в зависимости от вида залога. Необходимо, чтобы стоимость залогового обеспечения превышала сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляются только при временных трудностях, испытываемых кредитными организациями. Ставка процента ломбардного кредита как правило превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Кредиты рефинансирования Центрального банка делятся на краткосрочные - внутридневные кредиты и среднесрочные - от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.