Файл: РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика, функции и цели Центрального банка РФ
1.3 Функции Центрального банка России
Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
2.1 Основные задачи и формы денежно-кредитного регулирования
2.2 Методы денежно-кредитной политики
2.3 Инструменты денежно-кредитной политики
Глава 3. Особенности денежно-кредитной политики РФ в 2020 году
Обязательные резервы, один из ключевых инструментов ведения денежно-кредитной политики Центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы -- это необходимая норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, определяемая законодательно в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.
Банк России образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются методом резервирования в нем определенной части привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций. Преимущественно к ним относятся временно свободные средства на текущих счетах и средства, внесенные во вклады и депозиты организациями и населением. Не входят в состав данных привлеченных средств кредиты иных банков.
Размер резервов - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк должен держать на счетах Центрального банка, в большой степени определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и увеличивать тем самым денежное предложение только тогда, когда обладает свободными резервами, превышающими определенную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может влиять на кредитную активность банков и таким образом контролировать предложение денег.
Фонд обязательных резервов нужен для того, чтобы в случае необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам вовремя выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее полученных средств, так как часть из них депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
Меняя нормы обязательных резервов, Центральный банк влияет на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Снижение нормы обязательных резервов дает возможность коммерческим банкам в более полной мере использовать кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения. Тем не менее, подобная политика приводит к увеличению денежной массы в обращении и в ситуации спада производ- ства способствует инфляционным процессам.
Если процентные ставки по обязательным резервам высокие, то Центральный банк сокращает количество денег, имеющихся в распоряжении коммерческих банков, что снижает кредитоспособность последних и ведет к повышению процентов по выдаваемым ими кредитам. По этой причине резервируемая доля таких вкладов должна превышать сумму вкладов с длительными сроками хранения.
На размер норм обязательного резерва оказывают влияние в том числе и уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, действующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов определяются на долгосрочную перспективу.
Необходимость регулирования валютного курса определена отрицательными последствиями его резких и непредсказуемых изменений. Поддержание стабильности курса национальной валюты много значит для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Падение курса национальной валюты ведет к росту цен на внутреннем рынке, то есть к сокращению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного падения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке опираются не столько на издержки производства, сколько на уменьшение курса национальной валюты. Снижение курса в такой ситуации становится фактором инфляции.
Центральный банк осуществляет регулирование курса валюты путем:
- проведения денежно-кредитной политики;
- валютных интервенций;
- использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.
Обычно используют две ключевые формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Вместе с прямыми мерами валютного регулирования, дисконтной и девизной политикой, и мерами непосредственного валютного регулирования, на валютный курс существенно влияют и иные законодательные нормы. Так можно выделить следующие три группы норм:
- Нормы налогового законодательства:
-налогообложение курсовых разниц;
-форма платежей налогов по валютным операциям;
-налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты
- Нормы, регламентирующие экономические условия развития:
-законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;
-требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;
-норма обязательной продажи валютной выручки;
-ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость;
-регламентация государственных закупок (выбор поставщиков - отечественных или иностранных).
- Нормы банковского законодательства:
-нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки применяют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым.
-требования к банкам, имеющим желание производить операции в иностранной валюте.
Вместе с экономическими методами, с помощью которых Центральный банк осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков, им могут применяться в этой сфере и административные методы воздействия. К ним относится, к примеру, применение количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от описанных выше методов регулирования, контингентирование кредита - это прямой метод воздействия на деятельность банков. В том числе кредитные ограничения ведут к тому, что предприятия-заемщики оказываются в неодинаковом положении. Банки желают предоставлять кредиты в первую очередь своим постоянным клиентам, чаще всего крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы становятся главными жертвами данной политики.
Добиваясь при помощи данной политики сдерживания банковской деятельности и медленного роста денежной массы, государство провоцирует снижение деловой активности. По этой причине метод количественных ограничений в последнее время используется не так активно, как прежде, а в ряде стран вообще отменён.
Также Центральный Банк может устанавливать разные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки должны поддерживать на необходимом уровне. Центральный Банк может устанавливать необязательные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, иных существенных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их клиентов, центральный банк может применять к ним жесткие меры административного воздействия, даже ликвидацию самого банка.
Естественно, что использование административного воздействия Централь-ным банком по отношению к коммерческим банкам не должно иметь систематического характера, а использоваться исключительно в порядке вынужденных мер.
Закон предусматривает, что Центральный банк может использовать и прямые количественные ограничения на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Однако это бывает в особых случаях с целью проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста показателей денежной массы, исходя из ключевых направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Глава 3. Особенности денежно-кредитной политики РФ в 2020 году
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 2020 года
В Российской Федерации, в ситуации сложившейся неблагоприятной экономической конъюнктуры и финансового кризиса, роль денежно-кредитной политики, одного из элементов экономической политики государства, однозначно возрастает. Эффективная денежно-кредитная политика государства в 2020 году может создать оптимальные условия взаимодействия субъектов экономики банковского сектора, что повлечет создание условий для роста национальной экономики в текущих условиях. Денежно-кредитная политика – наиболее важная часть современной макроэкономической политики. Она должна соответствовать общей цели развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. Не лишним будет отметить, что денежно-кредитная политика рассматривается как одна из ключевых, входящих в состав политик государства. Механизм её воздействия на экономику не прост, поэтому Центральный банк РФ при принятии решений рассматривает, прежде всего, итоговые цели денежно-кредитной политики, а потом операционные. Операционные цели данной политики напрямую зависят от приоритета конечной цели. Ключевая функция денежно-кредитной политики ЦБ РФ отражается в ее целях. Защита и обеспечение стабильности национальной валюты обеспечивается итоговой целью денежно-кредитной политики. Главной целью единой государственной денежно-кредитной политики Центрального банка является обеспечение ценовой стабильности, что обозначает достижение устойчивой низкой инфляции. Конечную цель денежно-кредитной политики ЦБ РФ можно назвать стратегической, так как в ней видится ясная стратегия действий для достижения конкретных результатов денежно- кредитного регулирования. Однако, что касается ценовой стабильности, то она имеет две стороны: одна, определяющая уровень инфляции на низком уровне, и та, которая во избежание дефляции предусматривает целевой уровень инфляции достаточным, чтобы не наступало замедление экономического роста.
В прошлой версии документа Центральный банк РФ намеревался отказаться от прогноза инфляции в форме диапазонных значений, использовавшейся в предыдущие годы, и установить в качестве прогноза точечные значения индекса потребительских цен. Это должно было укрепить доверие граждан к проводимой политике. Однако из-за сформировавшейся макроэкономической ситуации в стране, вызванной определенными факторами (снижением цен на нефть на мировых рынках, введением санкций со стороны США и Европы, девальвацией курса рубля и др.), Центральный банк отказался от точечных прогнозов по инфляции. Он объясняет это невозможностью воздействия на инфляцию напрямую, лишь косвенно, и обуславливается это рядом независимых факторов. По этой причине целевые значения по инфляции следует устанавливать на среднесрочную перспективу, на промежутке от 1,5 до 3 лет. Поэтому «…Целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4% и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня». Центральный банк Российской Федерации для достижения указанной цели применяет определенный инструмент денежно-кредитного регулирования - ключевую ставку. Она устанавливается Советом директоров Банка России на регулярной основе. ЦБ РФ является независимым регулятором денежного обращения, как следствие решения по ключевой ставке он принимает исключительно самостоятельно.
Плавающий валютный курс представляет собой часть эффективного денежно- кредитного регулирования путем управления процентными ставками. Он выступает стабилизатором экономики и дает ей возможность адаптироваться к изменению внешних условий. На нынешнем этапе Центральный банк не применяет никаких валютных интервенций для поддержания рубля и не препятствует созданию тенденций в динамике курса национальной валюты, определяемых действием макроэкономических факторов. Соотношение спроса на иностранную валюту и предложения ее на внутреннем рынке определяет курс рубля.
Механизм влияния ключевой ставки на уровень инфляции имеет название трансмиссионный механизм. Он представляет собой процесс распространения информации об изменении уровня ключевой ставки путем постепенного извещения по нескольким каналам: по процентному, прежде всего, по кредитному, валютному и по каналу цен активов. Процентный канал характеризуется получением сигнала от ключевой ставки и его передачи ставкам в сегменте «овернайт» денежного рынка. Нужно отметить, что сближение этих ставок есть операционная цель денежно-кредитной политики Центрального банка РФ, которую Банк России достигает с помощью операционной процедуры. Изменение процентных ставок в краткосрочном периоде денежного рынка приводит к изменению на долговом рынке недостаточно быстро в долгосрочном периоде и, наоборот, в среднесрочном. Сигнал изменения ключевой ставки передается всем субъектам экономики. В период повышения процентных ставок кредитные организации увеличивают ставки по кредиту быстрее, чем снижают ставки по депозитам в период понижения процентных ставок.
На основе вышеизложенного субъекты экономики принимают решения о сбережениях, потреблении, инвестициях, что прямо воздействует на динамику цен и стабильности цен в принципе.
Конечная цель по инфляции в Российской Федерации определена на среднесрочный период, на последующие 2 или 3 года. Этот конкретный уровень установлен Центральным банком РФ совместно с Правительством РФ. Операционная цель денежно-кредитной политики ЦБ РФ - сближение ставок в сегменте «овернайт» денежного рынка с ключевой ставкой. Операционная цель денежно-кредитной политики достигается при помощи системы инструментов. Центральный банк применяет следующие инструменты:
• обязательные резервные требования;
• операции на открытом рынке;
• операции постоянного действия.
Каждый из этих инструментов используется для решения определенной задачи, но все они систематизированы и объединены единой целью.