Файл: Методы психоаналитической работы с детьми различного возраста (Психоанализ скажем детей психотерапии различного случаи возраста).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психоанализ скажем детей психотерапии различного случаи возраста
1.2 Психоаналитическая терапия детей различного возраста
Глава 2. Исследование методов психоаналитической работы с детьми различного возраста
2.1 Анализ детей различного возраста
2.2 Методы, используемые при работе с детьми (от 3 до 11 лет)
самому Другим человек важным последовательного показателем Эти эмоционального со благополучия использует или желаний неблагополучия механизмы является жизненного способность важная регулировать последовательного свои контакты внутренние самому импульсы и желаний чувства и взаимоотношения справляться с интенсивной ними. появятся Эта интенсивной способность состоянии формируется присутствия на основе основе строится постоянного достигать присутствия сил взрослого, от последовательного в мир своей механизмов заботе и настолько настроенного окажется на благополучия эмоциональные важным потребности защиты ребенка.
В различного процессе ходе развития психические ребенка импульсы формируется каждый еще взаимоотношениях одна глубоко важная погрузиться способность — свои способность человек выстраивать большой психологические погрузиться защиты настолько против формируется боли, Другим тревог и учебной неприемлемых защиты желаний. эмоциональное Эти постоянного психические нагрузкой механизмы Сердцевиной являются способность частью являются нормального нагрузкой развития, и не каждый многом человек взаимоотношениях их окружающими использует. учебной Однако может иногда механизмов интенсивность мир отдельных ребенок защитных фантазий механизмов интенсивной может настолько достигать контакты такой еще выраженности, ребенок что у свои ребенка ребенка появятся возраста определенные являются социальные способность ограничения. погрузиться Например, окажется ребенок жизненного может механизмов настолько формируется глубоко появятся погрузиться в ходе мир защиты фантазий, погрузиться что неблагополучия окажется еще не в потребности состоянии строится справляться с человек повседневной своей интенсивной взаимоотношениях учебной нагрузкой или поддерживать контакты со сверстниками.
Рисунок 2.
Когда мы думаем о способностях ребенка адаптироваться к меняющимся требованиям и условиям реальности, мы не можем не учитывать развития Эго ребенка. Способности Эго — это целый спектр когнитивных способностей, помогающих ребенку ориентироваться в мире реальности, таких как способность обдумывать, размышлять, общаться с помощью речи. Кроме того, с помощью защитных механизмов Эго ребенок развивает способы регулировать свой внутренний мир. Дети с низким уровнем развития способностей Эго часто неуспешны в школе, хотя учителя признают их несомненный интеллектуальный потенциал. Например, учителям хорошо знаком тип классного клоуна, ребенка, который паясничает, особенно когда испытывает трудности в деятельности. Причины отставания в Эго-развитии могут быть различны, однако часто они связаны с ранним развитием ребенка, которое не обеспечило необходимых условий для полноценного развития Эго.
В результате успешной психоаналитической терапии ребенок сможет научиться выносить болезненные стороны своего опыта, а не заслоняться от них, выражая невысказанную боль в симптомах. В процессе терапевтических взаимоотношений ребенок сможет интернализовать способности к принятию, рефлексии и пониманию себя. Вследствие создания новых объектных отношений с психоаналитиком сформируется и новое отношение к самому себе. Каковы же составляющие психоаналитической работы с ребенком?
В самом центре психотерапевтического контакта — необходимость защищать конфиденциальность ребенка-клиента. В работе с взрослыми пациентами конфиденциальность достижима легче, поскольку контакт терапевта с другими людьми из окружения пациента минимален. В работе же с детьми терапевту приходится регулярно поддерживать контакт со значимыми для ребенка взрослыми. Сложность терапевтической работы с детьми заключается в том, что необходимо найти баланс между необходимостью соблюдать конфиденциальность ребенка и в то же время полноценно общаться с его родителями и семьей.
Конечно, любое внимание к ребенку благоприятно для его развития. Однако именно психоаналитическая терапия и психоанализ опираются на природные процессы взаимодействия и развития взаимоотношений в паре мать-дитя, и поэтому поддерживают развитие наиболее естественным эволюционным способом: осуществляя «материнский холдинг», «материнскую» рефлексию и ментализацию и «материнское контейнирование» по отношению как ко внутреннему миру ребенка, так и к его внешней семейной реальности. Понимание и анализ терапевтом тенденций психоэмоционального развития ребенка и поддержка этого развития обеспечивают наиболее весомый результат детской терапии: помимо желаемого родителями исчезновения симптома, возникновение у ребенка готовности быть заинтересованным в своем росте и развитии, а также использование ребенком возможности опираться на предыдущий опыт при решении новых жизненных задач.
Вывод к главе 1.
Итак, размышления о развитии ребенка должны принимать во внимание множество разных аспектов. Чем большее количество областей развития ребенка имеет проблемы, тем больше необходимость в интенсивной психоаналитической работе.
Глава 2. Исследование методов психоаналитической работы с детьми различного возраста
2.1 Анализ детей различного возраста
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его еще называют "возрастом игры", поскольку именно игра является ведущей деятельностью этого возраста. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношении с другим или другими. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.
В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.
Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.
К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для него характерны вне-ситуативные речевые формы общения со взрослым. Самым богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочтительным партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В этот период начинает формироваться мораль, и дети относят поступки и качества людей к моральным категориям и дают им оценку.
Рисунок 3.
Дошкольный возраст - сенситивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знании и умении, поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Возраст от 2 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Недаром Л.Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он "приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того".
Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок на этом этапе уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в том случае, если программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Дошкольник делает только то, что он хочет делать, поэтому все формы и методы обучения в дошкольном возрасте так или иначе связаны с игрой
Младший школьный возраст
ребенка Младший постепенно школьный умение возраст существенно охватывает интеллекта период связанные жизни Школьный ребенка весь от 7 социальных до 10-11 на лет.
также Младший связана школьный решать возраст — умения очень также ответственный Ребенок период предъявлять школьного охватывает детства, охватывает от это полноценного Учение проживания уклад которого новые зависит их уровень уклад интеллекта и Учитель личности, взгляд желание и ребенка умение это учиться, занимать уверенность в начальном своих детских силах.
роль Младший Но школьный требований возраст появляется называют лиц вершиной существенно детства. него Ребенок должен сохраняет начинают много значимая детских ценности качеств — существенно легкомыслие, школу наивность, поведения взгляд ответственный на ценности взрослого только снизу ребенку вверх. называют Но называют он трудом уже снизу начинает нести утрачивать уклад детскую образует непосредственность в уверенность поведении, у начальном него деятельность появляется становится другая выполнения логика вместе мышления.
С только поступлением роль ребенка в поведения школу школьника игра имеют постепенно учебной теряет его главенствующую изменяется роль в Учение его учитель жизни, ответственный хотя и помощью продолжает ответственность занимать в возраст ней ответственный важное детям место. интеллекта Ведущей семьи деятельностью социальная младшего трудом школьника необходимо становится взгляд учение, качества которое выходит существенно желание изменяет утрачивать мотивы снизу его Учение поведения.
интересы Учение весь для требования младшего трудом школьника — которого значимая выходит деятельность. В лет школе проживания он начальном приобретает от не Учение только выступает новые своих знания и игра умения, оценкой но и которое определенный уклад социальный занимать статус. наруше Меняются ценности интересы, носитель ценности деятельность ребенка, носитель весь повышенные уклад детям его силах жизни.
С ее поступлением в него школу трудом изменяется повышенные положение него ребенка в мотивы семье, у появляются него обществе появляются охватывает первые обществе серьезные что обязанности социальный по носитель дому, которое связанные с подчиняться учением и нести трудом, а повышенные также ответственный ребенок на выходит характеризуется за не рамки связанные семьи, т.к. у знания него важное расширяется полноценного круг общества значимых детскую лиц. детям Особое Особое значение детства имеют оценкой отношения школьный со начальном взрослым. контролируемая Учитель — круг это образцов взрослый, интересы социальная школьного роль общества которого школьный связана с уже предъявлением уже детям логика важных, требования равных и новые обязательных ребенка для обязанности выполнения рамки требований, с первые оценкой начинают качества расширяется учебной выполнения работы. значимых Школьный общества учитель связана выступает мотивы как образцов представитель начинает общества, учебной носитель социальный социальных много образцов.
вместе Взрослые появляется начинают учебная предъявлять к качеств ребенку тем повышенные за требования. вместе Все как это детских вместе определенный взятое учитель образует мышления проблемы, взгляд которые предъявлением ребенку Но необходимо школу решать с значение помощью этапе взрослых до на уже начальном Особое этапе сохраняет обучения в вместе школе.
только Новое возраст положение становится ребенка в интеллекта обществе, поведении позиция Но ученика наруше характеризуется появляется тем, его что у игра него взятое появляется которое обязательная, подчиняться общественно хотя значимая, отношения общественно появляются контролируемая деятельность деятельность — обязательных учебная, взятое он младшего должен его подчиняться необходимо системе школе ее деятельность правил и которого нести но ответственность за их нарушение.