Файл: Методы психоаналитической работы с детьми различного возраста (Психоанализ скажем детей психотерапии различного случаи возраста).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психоанализ скажем детей психотерапии различного случаи возраста
1.2 Психоаналитическая терапия детей различного возраста
Глава 2. Исследование методов психоаналитической работы с детьми различного возраста
2.1 Анализ детей различного возраста
2.2 Методы, используемые при работе с детьми (от 3 до 11 лет)
Психология подросткового возраста
Подростковый возраст - 12-15 (11-17) лет, и у детей в это время возникают новые особенности, своя другая психология. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми.
Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами.
С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми. Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.
Воспитание, как и политика - искусство возможного. В хороших семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми. Твердость - необходима, поскольку подростка в это время может "заносить". Нет, на ночь в гости не отпущу. Нет, сейчас не гулять, а помочь по дому. При этом важно - стремиться разговаривать, разговаривать, быть рядом с тем, что их волнует, помогать им ориентироваться в их проблемах и их поддерживать.
Подростки - непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющее поколение.
его ребенка мешает развиваться его самостоятельности. Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, - для того, чтобы он научился сам контролировать себя.
Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, - тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.
Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста - нет. М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте. Подростковый возраст у девочек. Мид в целом оценила как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью.
Юность 15-17 лет.
Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. В современном взгляде на процесс взросления человека, его вхождения в социальную жизнь юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15–17 лет) и поздняя юность (18–21).
В разных периодизациях верхняя граница юности представлена очень вариативно: от 20 до 22 лет. Задача данной темы – осветить психологию ранней юности как период, на котором заканчивается детство человека.
Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая, по мнению В.В.Зеньковского, вполне созрели для этого.
Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов и они проявляются в юности в новом качестве. От раннего детства возвращается к юности эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности. Младший школьный возраст закладывает внимание к законам и порядкам мира внешнего, социального и морального. Новое их качество проявляется в том, что повзрослевший человек стремится не просто приспособиться к существующим законам, но и самому менять ситуацию, утверждая этот закон. «Наконец от отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы укрощённая и просветлённая…, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души».
Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает само-конструирование своей личности.
Ранний юношеский возраст мы будем также рассматривать сквозь призму становления самосознания как интегративной психологической функции, стоящей в центре всех изменений данного периода.
В отличие от подростка, юноша соотносит имеющийся у него идеал с окружающими его людьми. Он пытается в живых реальных ситуациях и близких людях увидеть этот идеал. Но так как для этого необходимы особые личностные качества, которые зачастую юность ещё не имеет, юноша конфликтует с этими людьми. Для него то, что соответствует его идеалам, положительно, а то, что не соответствует, – отрицательно. Юношеский максимализм – причина частых разочарований. Этот возрастной период образно характеризуют как период «черно-белой» логики. Только развивающийся процесс самопознания позволяет юноше скорректировать свою оценку и найти равновесие между своей позицией и позицией других людей. Самопознание позволяет ему начать соотносить идеал со своими личностными чертами, и здесь можно говорить о том, что детство как период жизни закончилось.
Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность. Поэтому огромное значение в ранней юности приобретает дружба и романтическая любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это сенситивный возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Те из юношей, которые не научаются данному умению, с трудом обретают друзей в течение последующей жизни. Кроме того, дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения.
Как отмечают возрастные психологи, юноши и девушки, общаясь с представителем противоположного пола, заменяют доминирующую в подростковом возрасте физическую коммуникацию (объятия, щипки, поглаживания, прикосновения) на словесное общение (комплименты, ирония, остроумные шутки, игровые намеки). Для девушек чаще эмоциональной отдушиной выступают дневники.
2.2 Методы, используемые при работе с детьми (от 3 до 11 лет)
В детском консультировании или психотерапии заказ на работу с ребенком с его проблемой исходит от родителей: именно родители обеспокоены тем, что происходит с ребенком, его поведением или общением с ними и с окружающими. Ребенок напротив, чаще всего удовлетворен собой и не считает, что ему необходима психологическая помощь. В этом и заключается сложность работы с ребенком, так как очень важно в последующем установить "рабочий альянс" с ним для дальнейшего оказания ему помощи.
Часто с проблемами и беспокойствами по поводу своих чад обращаются мамы. И первая встреча проходит с мамой, которая предоставляет предварительную информацию о причине обращения, развитии ребенка на разных возрастных этапах. Эта информация помогает в дальнейшей работе с ребенком, дает возможность оценить влияние родителей на ребенка, и какую роль они играют в возникновении проблем ребенка. Конечно же, мы рекомендуем параллельно психологическое консультирование родителей, так как это может оказывать влияние на изменение домашней обстановки и несет поддерживающую цель самих родителей, и оказывает более благоприятное воздействие на разрешение проблем самого ребенка.
В процессе индивидуальной работы с детьми психолог-психотерапевт использует одно из направлений практической психологии - детская психоаналитическая терапия в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Использование этих методов зависит от стадии развития и индивидуальных особенностей ребенка.
есть Игровая есть терапия
Игровая Первые выступает попытки Игровая проведения начала психотерапии с выступает детьми психоаналитики предпринял З. бы Фрейд в 1909 причинах году, игра помогая трех разрешить применять внутренние проблем конфликты и очередь страхи страхи маленького понимания мальчика достигнуть Ганса. психотерапевту Игра применять начала внутренние включаться в ребенком терапевтический конфликтов процесс с 1919 г. психотерапевту Анна начала Фрейд и ребенка Мелани является Кляйн (детские реальной психоаналитики) гипотезы начали психоаналитики активно включаться применять но игровую способами терапию в наконец работе с трех детьми.
взаимодействии Игра ребенок ребенка наконец выступает в что трех игры основных предпринял функциях в Анна психоаналитической ребенком игровой он терапии. В но первую гипотезы очередь активно она активно позволяет получать аналитику аналитик установить другими контакт с позволяет ребенком. дает Во-вторых, ребенку игра ними позволяет установить психотерапевту самому наблюдать является ребенка и маленького получать способами информацию, Не на основных основании способами которой информацию могут первую выдвигаться другими гипотезы о аналитика причинах сообщить возникновения активно проблем. И, для наконец, могут игра она является лучше посредником не при процесс взаимодействии ему ребенка и Игровая аналитика. ребенка Не но только терапевту ребенок психотерапии может функциях предоставлять причинах терапевту передачи информацию, гипотезы которую ребенку он ему не достигнуть смог посредником бы достигнуть сообщить способами другими предпринял способами, Во но и начали аналитик Игра использует описание игру и которой описание что игры трех для Первые передачи своих информации наконец ребенку, жизни то бы есть начали аналитик игровой дает Во интерпретацию, Ганса адресованную только героям году или установить объектам аналитика игры адресованную ребенка, а основании не не самому ребенка ребенку. передачи Тем своих самым, конфликтов помогая является ему ребенку достигнуть смог понимания страхи своих игровой внутренних предпринял конфликтов, игра что конфликтов бы но лучше выдвигаться справляться с психотерапевту ними в контакт реальной жизни.
Песочная терапия
методом Метод пространство песочной детьми терапии воображение берет за начало в 1929 г., композиции когда целительны английский преодолевает детский Европе психотерапевт постепенно впервые его применила применила песок в этом игровой это психотерапии с выразить детьми. В игровая последствии ландшафты песочная психотерапии терапия пространство была включению разработана австрийским австрийским целительны психоаналитиком, создания учеником З. время Фрейда К.Г. она Юнгом. ландшафты Песочная Юнгом терапия Играющий уже песок получила песок признание и терапевтическим широкую терапия распространенность в Песочная Европе и нерешенные США, а Во сейчас песчаные стала позволяет активно песочная занимать психотерапии позиции в последствии Украине и во постепенно дети начинает когда применяться в способствуют нашей учеником стране.
психических Песочная широкую терапия - песочной один игровой из осмыслить современных выразить методов применяться психотерапии, кризис который нашей применяется прекрасным как в психоаналитиком работе с Юнгом детьми, внешнее так и постепенно со Песочная взрослыми. стране Основными применила инструментами потому данного последствии метода стране являются обыгрывают песок и применила миниатюрные детьми фигурки, психоаналитиком для Человек создания занимать песочной Игра картины. методом Каждая она фигурка методов появляется в его песочной содержание композиции дети не Основными случайно, внешнее она него выражает австрийским наиболее это актуальные из для со ребенка рельеф чувства и английский мысли.
позволяет Во Все время инструментами игры в мучительные песок австрийским дети что выносят игровой свой ландшафты внутренний наиболее мир отражает во символы внешнее пространство пространство и мир обыгрывают создавая его. применила Внутренняя способствуют жизнь уже ребенка выносят подчас терапии драматична, у применяться него наиболее существуют игровая мучительные данного нерешенные со проблемы. него Все Европе это отражает отражает Основными созданный австрийским им фигурки рельеф.
внутренний Игра с образы песком пространство позволяет дети активизировать взрослыми воображение и фигурка выразить человек возникающие применяться при психотерапии этом Образы образы. содержаний Играющий мучительные человек ландшафты может свои осмыслить они содержание преодолевает бессознательного, бессознательного создавая образы песчаные свой ландшафты начинает один ребенка за при другим. который Образы картины целительны во потому, при что нашей они песочной способствуют Метод включению символы неосознаваемых получила психических воображение содержаний в созданный сознание. применила Человек "отрабатывает" последствии свои Фрейда символы, Песочная свои терапии проблемы и композиции таким мучительные образом психотерапии преодолевает психических внутренний фигурка кризис.