Файл: SWOT-анализ на примере юридической компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно составленному профилю внешней среды для юридической компании наибольшую угрозу представляют политические факторы. Бывали случаи, что изменение законодательной базы полностью уничтожало узко направленные юридические компании. В тоже время большие возможности предприятию дают экономические, социальные и технологические факторы внешней среды.

Для разработки жизнеспособной стратегии необходим основательный анализ внешней среды, при этом особое внимание уделяется исследованию отрасли и конкурентной ситуации, потому что именно отраслевые экономические характеристики, условия конкуренции и их предполагаемые изменения позволяют спрогнозировать прибыльность отрасли в которой работает компания.

Отраслевой анализ предполагает исследование семи ключевых факторов внешней среды:

  1. Основные экономические характеристики отрасли
  2. Формы и интенсивность конкуренции
  3. Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде
  4. Самые сильные и слабые конкуренты
  5. Вероятные последующие действия конкурентов
  6. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе
  7. Общая привлекательность отрасли и перспективы достижения прибыльности выше среднеотраслевой

Для описания основных экономических характеристик юридической отрасли обратимся к нижеприведенной таблице:

Экономическая характеристика

Стратегическое значение для юридической отрасли

Размер рынка

Большие рынки, например, крупные города, привлекают крупных игроков, цель которых занять конкурентные позиции и стабильно извлекать прибыль. Туда же рвутся и небольшие юридические компании конкурировать за небольшую часть данного рынка. Маленькие рынки, такие как деревни или рабочие поселки, не особо привлекают внимания, так как данный рынок обеспечат предложением 3-4 юриста, занимающие частной практикой. Крупные компании не заходят на такие рынки, они завлекают клиентов с этих рынков рекламой, базируясь в ближайших крупных городах.

Темпы роста рынка

Быстро растущие рынки интересуют новых конкурентов, тем самым перенасыщая предложением рынок, чем выводят из игры слабых конкурентов. Тоже самое происходит со слабыми конкурентами при медленных темпах роста рынка.

Излишек или недостаток производственных мощностей

В нашем случае, это трудовые ресурсы, и их излишек приводит к падению цен и доходов компании, а недостаток приводит к росту данных показателей.

Прибыльность отрасли

Юридическая отрасль является высокорентабельной отраслью, чем привлекает на рынок множество новых компаний.

Условия входа на рынок и выход из него

На данный момент входных и выходных барьеров практически нет, что способствует постоянному появлению новых конкурентов.

Себестоимость и значимость продукции

Себестоимость юридических услуг очень низкая, а значимость продукции колоссальная, это и создаёт конкурентное преимущество для небольших юридических компаний перед крупными игроками.

Стандартизация продукции

В юриспруденции у любой услуги результат может быть либо достижение поставленной цели, либо не достижении, а каким путём достигается цель, как правило, клиенту не особо понятно, а для юриста данный творческий процесс ограничен только нормами закона. Поэтому стандартизация низкая в отрасли.

Требования к стартовому капиталу

Низкие требования к стартовому капиталу, юристу, для полноценной деятельности необходим только ноутбук, интернет и принтер. Очень упрощает вход в отрасль.

Вертикальная интеграция

В основном, юридические компании оказывают услугу от начала до конца самостоятельно, но бывают случаи, когда, часть услуг они делегируют, это приводит к повышению издержек и уменьшению прибыли.

Экономия на масштабе

Как правило, увеличение объема производства услуг и доли рынка ведет к уменьшению издержек на единицу продукции, но это будет работать, если только увеличивать объем оказания однотипных услуг.

Быстрое совершенствование продукции

Отрасль подвержена такому фактору, как постоянное изменение законодательства, это приводит к отмиранию одних услуг и выведению на рынок новых услуг.


По Майклу Портеру в отрасли присутствуют пять факторов конкурентных сил: соперничество между участниками, возможности вхождения в отрасль новых конкурентов, влияние потребителей, угроза появления заменителей и рыночная власть поставщиков.

Масштаб конкуренции является региональным, по характеру действий конкуренция преимущественно наступательная. Конкуренция в отрасли яростная и энергичная, крупные юридические компания, располагая большими рекламными бюджетами, заполняют рынок своей рекламой, тем самым борются за увеличение доли рынка. В свою очередь, юристы-одиночки, занимающиеся частной практикой, из-за низкой себестоимости, имеют возможность занижать цены, снижая общую прибыльность отрасли. Возможность вхождения в отрасль новых конкурентов велика из-за отсутствия входных барьеров и высокой маржинальности услуг. Потребители в свою очередь, в зависимости от своих доходов, так же могут косвенно регулировать цены на услуги, тем самым увеличивая конкуренцию или вытесняя конкурентов в отрасли. К счастью, отрасль не подвержена угрозе появления заменителя, государство наоборот с каждым годом все усложняет и бюрократизирует государственные механизмы. К сожалению, относительными «поставщиками» для юридической отрасли будут государственные органы. С помощью них юристы оказывают юридические услуги и полностью зависят от них. Они выставляют свои государственные пошлины на оказание услуг, устанавливают сроки оказания услуг и их эффективность на низком уровне. Но альтернативы нет. Поставщиками так же можно считать людей или организации, которые приводят клиентов для нас и рекламные компании, которые создают трафик.

Движущие силы конкуренции – это факторы, вызывающие значительные изменения в отрасли и вынуждающие работающих в ней организаций корректировать свои действия. Наиболее значимыми для юридической отрасли являются:

- Развитие «Интернет» и электронной коммерции. Буквально 10 лет назад юристам приходилось искать нормы права в напечатанных кодексах, что очень замедляло работу и ограничивало спектр услуг, оказываемых один юристом. Сейчас существуют такие поисковые системы как «Консультант Плюс» или «Гарант», что максимально облегчает поиск информации и отслеживание за изменением законодательства. Стало проще изучать судебную практику, что позволило более качественно оказывать юридические услуги с учетом мнения судей по аналогичным делам.

- Изменение в составе потребителей. Компании поняли, что содержать в штате юриста не выгодно, поэтому все больше набирает оборот аутсорсинг юридических услуг.


- Внедрение новых услуг. В связи с постоянным изменением законодательства появляются новые услуги, тем самым расширяется клиентская база и появляется новый импульс развития отрасли, например, недавно законодательно закрепили банкротство физических лиц. Удачно внедренные новые услуги выводят фирмы на новый уровень.

- Маркетинговые инновации. Повышают интерес к юридическим услугам у потребителей, которые не знали о существующей у них проблеме или не знали, как ее решить самостоятельно.

- Изменение общественных ценностей. Если раньше потребители относились к своей собственности небрежно, умышленно либо по незнанию не оформляли документы на недвижимое имущество, полученное в СССР, не сохраняли документы, то сейчас все это стало востребовано и спрос на юридические услуги вырос.

Все эти движущие силы создают конкуренцию в отрасли, меняя расстановку сил, вынуждая развиваться и придумывать новое, чтоб сохранить долю рынка и прибыль компании.

Теперь построим карту стратегических групп:

Ассортимент услуг

Локальный Региональный Национальный

Географическая характеристика рынка

Исходя из построенной карты стратегических групп видно, что основной рынок сосредоточен на региональном уровне, независимо от ассортимента услуг. На региональном уровне больше потенциальных клиентов, поэтому даже с самой конкурентной услугой можно найти своего покупателя. В данном случае имеет смысл расширять ассортимент при масштабировании.

Вторая по объему группа — это компании, имеющие крупную сеть филиалов на территории России в разных регионах и при этом имеющие небольшое количество актуальных и отточенных услуг, в которой они профессионалы. Своими отточенными, проверенными действиями они стараются охватить как можно больше потенциальных людей, располагающихся на территории страны. Но в связи с интенсивным изменением законодательства они постоянно находятся в поиске новой услуги, находящейся в тренде.

Интересное место на схеме занимают узкопрофильные адвокаты, которые являются профессионалами в защите всего по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ. Их профессионализм позволяет брать высокую цену за свои услуги и соответственно те заказчики, которые могут себе это позволить, могут оплачивать командировки адвокатов в любом количестве в любую точку страны.


Моя компания находится в четвертом по величине круге. Рынок ограничен городом и городами-спутниками, поэтому ограниченное количество заказчиков необходимо компенсировать широким ассортиментом услуг.

Самый оптимальный вариант, с точки зрения эволюции компании, это развиваться в сторону самого большого круга на региональный рынок. В связи с тем, что у нас уже большой ассортимент услуг, мы сразу же окажемся на более выгодном положении относительно тех компаний, у которых на этом рынке меньше услуг, но для этого нам необходимо прокачать навык на тот же уровень, что и у тех компаний с небольшим ассортиментом.

Существуют относительно свободные ниши – это ниша в зоне локального уровня с небольшим ассортиментом услуг и ниша на национальном уровне с широким спектром услуг.

В первом случае занимать эту нишу экономически не выгодно, так как мы себя искусственно ограничиваем количеством потенциальных клиентов, а уменьшением ассортимента услуг мы уменьшаем количество соприкосновений, транзакций с этими потенциальными клиентами.

Во втором же случае возникают проблемы масштаба производства и появляется большая потребность в профессиональных кадрах на территории всей страны, которые смогут качественно разбираться во всех услугах одновременно.

Стейкхолдер (stakeholder) — понятие, которое описывает человека, группу лиц или отдельные организации, чьи действия, поведение или решения могут влиять на прибыль компании и процессы в ней. Стейкхолдеров разделяют на внутренних (находятся внутри организации) и внешних (за пределами предприятия).

Внешние стейкхолдеры:

Поставщики Посредники Покупатели

Внутренние стейкхолдеры:

Учредители Инвесторы Персонал

Поставщики компании (в нашем случае, как упоминалось ранее это те, кто приводит клиентов в компанию) являются стейкхолдерами, так как влияют на стоимость конечного продукта компании, что напрямую связано с издержками компании. Для организации интерес уменьшить стоимость получения нового клиента, а для поставщиков – интерес получить как можно больший процент от конечной стоимости услуги и, собственно, чтоб цена услуги была максимально большой.

Посредники фирмы, то есть партнёры, помогающие оказывать услуги, относятся к стейкхолдерам, так как могут влиять на воспринимаемое качество и объем продаж товара. Они могут оказывать услуги, затягивая сроки, тем самым уменьшая производственные мощности, что мешает обслуживанию новых клиентов и могут оказывать услуги не соответствующего качества, что уменьшает ценность услуги. Интерес посредников исполнять меньше поручений за большую оплату своего труда.


Конечные покупатели услуги являются внешними стейкхолдерами, так как представляют спрос на продукт, выдвигают определенные требования к свойствам и качеству услуг компании, а значит также влияют на уровень себестоимости товара и издержки фирмы. У покупателей может измениться уровень дохода или численность, что может привести к снижению спроса на товар. Главный интерес покупателя – это оказания максимально качественной услуги за минимально возможную оплату. Так же интерес заключается в оказании услуги в кротчайшие сроки и желательно без их участия в оказании услуги.

Инвесторы и учредители компании, в нашем случае ими являюсь я в единственном лице, являются внутренними стейкхолдерами, так как напрямую принимают решения, связанные с выбором стратегии ведения бизнес отрасли, согласовывают бюджет на продвижение и развитие товара, и влияют на прибыль компании. Мой интерес в данном случае как можно больше получить прибыли, при этом сократить издержки, а также минимизировать риски и оптимизировать налогооблагаемую базу.

Персонал является внутренним стейкхолдером и влияет на скорость и качество выполнения работ по созданию продуктов и развитию компании в отрасли. Интерес сотрудников, как и у партнеров исполнять меньше поручений за большую оплату своего труда.

Анализ заинтересованных лиц позволяет определить интересы всех стейкхолдеров, которые могут повлиять на компанию; выявить потенциальные сложности, которые могут снизить успешность компании; выделить ключевых лиц, которые должны быть информированы о ходе исполнения различных проектов в компании, определить группы лиц, которые должны быть вовлечены на каждом этапе проекта, оценить средства, правила и принципы коммуникации на протяжении всего проекта и спланировать действия для снижения негативного влияния стейкхолдеров на ход проекта и на компанию в целом.

Анализ внутренней среды компании

Внутренняя среда организации — совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары или услуги, предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. Ресурсная часть организации — совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности. В состав ресурсной части входят менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.), финансы как ресурс, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал как трудовой ресурс. Операционная часть организации — совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар или услугу. В состав операционной части включаются процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции.