Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Решение проблемной ситуации.
Прилетает ворона.
Ворона. Я пролетала мимо детского сада и в окно увидела, что у вас есть
вода, а мне так хочется пить.
Воспитатель. Уважаемая ворона, мы, конечно, напоим тебя водой. Ребята, нальём вороне воды в баночку (наливает в пол-литровую банку воду на 1/3, и предлагает вороне).
Ворона. Но как, же выпить воду, у меня клюв не достает до воды?
Воспитатель. Ребята, как мы можем помочь вороне?
Дети. Необходимо добавить воды или перелить в другую емкость.
Воспитатель. Но у нас нет больше воды, мы её всю использовали, и нет другой ёмкости. Попробуйте найти другой выход.
(Если дети не догадаются, предлагаем вспомнить историю Л. Толстого про умную галку).
Дети. Нужно в воду бросить камушки.
Воспитатель. Проверим? (Бросают камушки, ворона пьет)
Ворона. Спасибо, за то, что вы меня напоили. Ребята, как вы думаете, а где же птицы могут добыть воду зимой, когда все лужи и реки замёрзли, кругом снег и лёд.
Воспитатель. Действительно, как птицам можно напиться зимой?
Дети. Птица берет лед (снег) в клюв и ждет, когда он начнет таять.
Воспитатель. Вот видишь, ворона, какое удивительное вещество- вода, она
бывает разной, может находиться в разных состояниях.
Ворона. А что такое состояние воды?
Закрепление материала.
Воспитатель. Ребята, расскажите вороне об исследованиях, которые мы сегодня проводили, и о тех состояниях воды, с которыми познакомились.
Для этого откройте свои записи.
Дети. Вода бывает жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко друг друга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают.
Ворона. Ой, спасибо ребята, напоили меня, рассказали о воде. Но мне пора улетать, чтобы рассказать своим подругам – воронам о волшебных свойствах воды.
Дети. До свидания ворона.
Воспитатель. Ребята, мы узнали о том, что вода умеет «превращаться», бывает очень разной, поэтому воду мы можем назвать волшебницей. А можно ли нарисовать «портрет» воды?
Дети. Можно.
Воспитатель. Сегодня вечером дома, расскажите о воде своим мамам и папам и нарисуйте её «портреты», а завтра мы устроим выставку «Вода – чудо вещество».
6-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Берегите птиц».
Цель: Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.
Ход занятия: Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать все загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо.
Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой.
Все равно он будет мой.
(дятел)
Я на елке на суку
Счет веду: «Ку-ку, ку-ку».
(кукушка)
Эта хищница болтлива.
Воровата, суетлива.
Стрекотунья-белобока,
А зовут ее... сорока.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(сова)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его -... скворец.
Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.
- Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (Птицы.)
Воспитатель читает детям письмо:
Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в гости в зоопарк. У нас много гостей из разных стран, и мы хотим вас с ними познакомить. Приходите скорее!
(Дети с билетами проходят в зоопарк.) Ребята, как много здесь красивых птиц! Многие птицы нам уже знакомы. Давайте вспомним, каких птиц мы уже знаем. (Кукушка, дятел, сова, синица, соловей, воробей, глухарь, ворон, сорока, скворец и др.)
- Где они живут? (В нашем городе, в наших лесах.)
А где живут эти птицы? (Воспитатель показывает цаплю, диких уток, лебедей). (На озерах, реках.)
- Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды?
- Посмотрите, какое разнообразие птиц! Они прилетели из разных стран. Каждая птица любит определенные условия жизни. Чтобы в нашем зоопарке птицам было хорошо, давайте распределим их так, чтобы каждая птица чувствовала себя, как дома. Мы расселим их по группам по месту обитания.
Птицы, живущие в местах с жарким климатом
Попугай имеет яркое разноцветное оперение, маленький загнутый клюв, с помощью которого он быстро разгрызает зерна.
Павлин имеет большой красочный надхвостник, раскрывающийся в виде веера.
Фазан живет в непроходимых чащах тропического леса, имеет очень красивую серо-коричневую окраску и длинный-длинный хвост.
Турухтан - самцы этих птиц имеют красочное оперение и большой пушистый красивый воротник.
Африканский бекас имеет длинный острый клюв. Приближаясь к своему гнезду, издает особый блеющий звук. Этот звук создает воздушная струя, протекающая через оттопыренные в стороны перья хвоста.
Птицы, живущие на побережье морей
Чайки населяют побережье всех морей. В поисках пищи они долго парят над морем.
Бакланы в поисках рыбы ныряют под воду. Морские птицы гнездятся на отвесных уступах и пляжах, а кормятся в море.
Великолепный фрегат - настоящий властелин воздуха. Он обладает огромными крыльями и длинным хвостом, который служит и тормозом, и рулем. Фрегат никогда не садится на воду и очень неуверенно чувствует себя на земле. Но в воздухе он не имеет себе равных. Фрегаты на лету ловят летучих рыб, взлетающих над волнами, хватают маленьких черепашек на морском берегу.
Птицы, живущие на вечных льдах Антарктиды
Снежный буревестник имеет окраску белого цвета, летает над льдинами и ныряет между ними в поисках пищи.
Малая качурка летает у самой поверхности воды, опустив вниз ноги. Это выглядит так, будто она ходит по воде.
Пингвины - это морские птицы, которые не умеют летать. Большую часть времени они проводят в море. Пингвины откладывают яйца в гнезда, сделанные из камешков, либо прямо на голую землю или лед. Под кожей у них имеется толстый слой жира, который сохраняет тепло. Пингвины - хорошие пловцы и ныряльщики. Их узкие крылья выполняют роль плавников, а лапы и хвост – роль руля.
Птицы, живущие в пустыне
Страус самая крупная птица, он не может летать, но имеет самые сильные ноги. Страусы - птицы-кочевники, в поисках новых пастбищ пробегают сотни километров по пустыне. Питаются они травой, листьями, плодами и семенами. В отличие от других птиц, у страусов на ноге всего лишь два пальца, а у других птиц - по четыре.
Птицы, живущие в горах
Орлы - крупные пернатые хищники. Благодаря мощным крыльям, они могут летать даже в сильный ветер. Охотятся они на мелких млекопитающих, пресмыкающихся и других мелких птиц.
Гриф хищная птица, у него длинная голая шея, крепкий крючковатый клюв и большой зоб, большие крепкие крылья. Питается он падалью (мертвыми или больными животными).
Беркут самая крупная и величественная птица из орлиного племени. Поселяется на горных кручах. Размах крыльев достигает трех метров.
- На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают все новые и новые неизвестные виды.
Пальчиковая игра «Птицы».
Подвижная игра «Птички в гнездышках».
Ребята, как вы думаете, почему птицы других стран не прилетают жить к нам насовсем?(Ответы детей).
- Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, которые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Птицы, живущие в горах, погибнут в пустыне, и, наоборот, лесные птицы не смогут жить в горах.
Каждая птица любит свой дом. Долг каждого человека - охранять птиц, не нарушать их покой.
Птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
Ребята, а вы знаете стихи, песни или сказки, где главные герои птицы? (Ответы детей).(«Жар-птица», «Царевна-лебедь», «Гуси-лебеди», «Синяя птица», «Птица Феникс», «Финист ясный сокол». «Кукушка» и т.д.)
- А теперь посмотрите на всех птиц, выберите себе ту, которая больше всех понравилась, и нарисуйте себе на память.
Мы не будем держать птиц в нашем зоопарке, мы выпустим их на волю, пусть летят в свои любимые края и украшают нашу Землю.
7-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа о Джалолитддине Мангуберди.
Цель занятия: Знакомство с портретом Джалолитдина Мангуберды - великим защитником нашей Родины. Напомнить детям, что 14 января - День Защитника Нашей Родины. Воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: Портрет Д.Мангуберди; бумага, карандаши для рисования.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сегодня 14 января - День необычный, кто помнит, что эта за дата? (дети отвечают, что 14 января - День Защитника Отечества). Все сегодня поздравляют отцов, дедушке и братьев с праздником, потому, что все они защитники Родины. И наших мальчиков надо тоже
поздравить, ведь они тоже будущие воины, будущие наши защитники. Ребята, в древние времена на нашу Родину нападали много врагов и все они хотели завоевать нашу Родину, но были великие и храбрые сыновья нашей Родины, которые спасли свой народ сёла, города. Про одного из них
мы сегодня поговорим. Вот , смотрите, на этом портрете изображен храбрый отважный сын
Хорезма ДЖАЛЛОЛИТДИН МАНГУБЕРДИ.
Очень давно в Хорезме жил царь. Он был отцом Джалолитдина. Страна была красивой .богатой и многие враги хотели завоевать её. Однажды напали на страну враги, началась война. Ребята, война - это очень плохо, потому, что на войне убивают, разрушают дома, люди остаются без дома.
Враги хотели захватить нашу страну и Джалолитдин Мангуберди собрал своих друзей и вместе с ними начал противостоять против врагов. Враги испугались и наш народ победил врагов своей отвагой, мужеством и храбростью. За храбрость и отвагу народ помнит своего сына. Дети , вы должны любить своего предка, любить свою Родину. Очень хочется, что бы когда вы выросли на земле не было войн, а вы могли учиться и работать в мирное время.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать свой дом, свою улицу , своих друзей с которыми вы проводите свое время.
Работы анализируются.
Контрольные вопросы:
- Кто изображен на портрете?
- Кто был его отцом?
- В каком городе он жил?
- Как Мангуберди сражался против врага?
- За что мы помним его до сих пор?
8-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Витамины».
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о рациональном питании.
- Закрепить соблюдение детьми правил питания