Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решение проблемной ситуации.

Прилетает ворона.

Ворона. Я пролетала мимо детского сада и в окно увидела, что у вас есть

вода, а мне так хочется пить.

Воспитатель. Уважаемая ворона, мы, конечно, напоим тебя водой. Ребята, нальём вороне воды в  баночку (наливает в пол-литровую банку  воду на 1/3, и предлагает вороне).

Ворона. Но как, же выпить воду, у меня клюв не достает до воды?

Воспитатель. Ребята, как мы можем помочь вороне?

Дети. Необходимо добавить воды или  перелить в другую емкость. 

Воспитатель. Но у нас нет  больше воды, мы её всю использовали, и нет другой ёмкости. Попробуйте найти другой выход.

(Если дети не догадаются, предлагаем  вспомнить историю Л. Толстого  про умную  галку).

Дети. Нужно в воду бросить камушки.

Воспитатель. Проверим? (Бросают камушки, ворона пьет)

Ворона. Спасибо, за то, что вы меня напоили. Ребята, как вы думаете, а где же птицы могут добыть воду зимой, когда  все лужи и реки  замёрзли, кругом снег и лёд.

Воспитатель. Действительно, как птицам можно напиться зимой?

Дети. Птица  берет лед (снег) в клюв и ждет, когда он начнет  таять.

Воспитатель. Вот видишь, ворона, какое удивительное вещество- вода, она

бывает разной, может находиться в разных состояниях.

Ворона. А что такое состояние воды?

Закрепление материала.

Воспитатель. Ребята, расскажите вороне об исследованиях, которые мы сегодня проводили, и о тех состояниях воды, с которыми  познакомились.

Для этого откройте свои записи.

Дети.  Вода бывает  жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают.  Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко  друг друга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают.

Ворона. Ой, спасибо ребята, напоили меня, рассказали о воде. Но мне пора улетать, чтобы рассказать своим подругам – воронам о волшебных свойствах воды.

Дети. До свидания ворона.

Воспитатель. Ребята, мы узнали  о том, что вода умеет «превращаться», бывает очень разной, поэтому воду мы можем назвать волшебницей. А можно ли нарисовать «портрет» воды?

Дети. Можно.


Воспитатель. Сегодня вечером дома, расскажите о воде своим мамам и папам и нарисуйте её «портреты», а завтра мы устроим выставку «Вода – чудо вещество».


6-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Берегите птиц».

Цель: Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.

Ход занятия: Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать все загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо.

Я по дереву стучу.

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой.

Все равно он будет мой.

                       (дятел)

Я на елке на суку

Счет веду: «Ку-ку, ку-ку».

                       (кукушка)

Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива.

Стрекотунья-белобока,

А зовут ее... сорока.

 

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

                   (сова)

 

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его -... скворец.

Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.

- Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом? (Птицы.)

Воспитатель читает детям письмо:

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в гости в зоопарк. У нас много гостей из разных стран, и мы хотим вас с ними познакомить. Приходите скорее!

(Дети с билетами проходят в зоопарк.) Ребята, как много здесь красивых птиц! Многие птицы нам уже зна­комы. Давайте вспомним, каких птиц мы уже знаем. (Кукушка, дятел, сова, синица, соловей, воробей, глухарь, ворон, сорока, скворец и др.)

- Где они живут? (В нашем городе, в наших лесах.)

А где живут эти птицы? (Воспитатель показывает цаплю, диких уток, лебедей). (На озерах, реках.)

- Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде: и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды?

- Посмотрите, какое разнообразие птиц! Они прилетели из разных стран. Каждая птица любит определенные условия жизни. Чтобы в нашем зоопарке птицам было хорошо, давайте распределим их так, чтобы каждая птица чувствовала себя, как дома. Мы расселим их по группам по месту обитания.

Птицы, живущие в местах с жарким климатом

Попугай имеет яркое разноцветное оперение, маленький загнутый клюв, с помощью которого он быстро разгрызает зерна.



Павлин имеет большой красочный надхвостник, раскрывающийся в виде веера.

Фазан живет в непроходимых чащах тропического леса, имеет очень красивую серо-коричневую окраску и длинный-длинный хвост.

Турухтан - самцы этих птиц имеют красочное оперение и большой пушистый красивый воротник.

Африканский бекас имеет длинный острый клюв. Приближаясь к свое­му гнезду, издает особый блеющий звук. Этот звук создает воздушная струя, протекающая через оттопыренные в стороны перья хвоста.

Птицы, живущие на побережье морей

Чайки населяют побережье всех морей. В поисках пищи они долго парят над морем.

Бакланы в поисках рыбы ныряют под воду. Морские птицы гнездятся на отвесных уступах и пляжах, а кормятся в море.

Великолепный фрегат - настоящий властелин воздуха. Он обладает огромными крыльями и длинным хвостом, который служит и тормозом, и рулем. Фрегат никогда не садится на воду и очень неуверенно чувствует себя на земле. Но в воздухе он не имеет себе равных. Фрегаты на лету ловят лету­чих рыб, взлетающих над волнами, хватают маленьких черепашек на морс­ком берегу.

Птицы, живущие на вечных льдах Антарктиды

Снежный буревестник имеет окраску белого цвета, летает над льди­нами и ныряет между ними в поисках пищи.

Малая качурка летает у самой поверхности воды, опустив вниз ноги. Это выглядит так, будто она ходит по воде.

Пингвины - это морские птицы, которые не умеют летать. Большую часть времени они проводят в море. Пингвины откладывают яйца в гнезда, сделанные из камешков, либо прямо на голую землю или лед. Под кожей у них имеется толстый слой жира, который сохраняет тепло. Пингвины - хо­рошие пловцы и ныряльщики. Их узкие крылья выполняют роль плавников, а лапы и хвост – роль руля.

Птицы, живущие в пустыне

Страус самая крупная птица, он не может летать, но имеет самые сильные ноги. Страусы - птицы-кочевники, в поисках новых пастбищ про­бегают сотни километров по пустыне. Питаются они травой, листьями, пло­дами и семенами. В отличие от других птиц, у страусов на ноге всего лишь два пальца, а у других птиц - по четыре.

Птицы, живущие в горах

Орлы - крупные пернатые хищники. Благодаря мощным крыльям, они могут летать даже в сильный ветер. Охотятся они на мелких млекопитаю­щих, пресмыкающихся и других мелких птиц.

Гриф хищная птица, у него длинная голая шея, крепкий крючкова­тый клюв и большой зоб, большие крепкие крылья. Питается он падалью (мертвыми или больными животными).


Беркут самая крупная и величественная птица из орлиного племе­ни. Поселяется на горных кручах. Размах крыльев достигает трех метров.

- На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают все новые и новые неизвестные виды.

Пальчиковая игра «Птицы».

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Ребята, как вы думаете, почему птицы других стран не прилетают жить к нам насовсем?(Ответы детей).

- Каждая птица приспособилась жить у себя на родине. Птицы, ко­торые живут в жарких странах, погибнут у нас зимой, а те, которые живут в холодном климате, не смогут жить в жаре. Птицы, живущие в горах, по­гибнут в пустыне, и, наоборот, лесные птицы не смогут жить в горах.

Каждая птица любит свой дом. Долг каждого человека - охранять птиц, не нарушать их покой.

Птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.

Ребята, а вы знаете стихи, песни или сказки, где главные герои птицы? (Ответы детей).(«Жар-птица», «Царевна-лебедь», «Гуси-лебеди», «Синяя птица», «Птица Феникс», «Финист ясный сокол». «Кукушка» и т.д.)

- А теперь посмотрите на всех птиц, выберите себе ту, которая больше всех понравилась, и нарисуйте себе на память.

Мы не будем держать птиц в нашем зоопарке, мы выпустим их на волю, пусть летят в свои любимые края и украшают нашу Землю.


7-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа о Джалолитддине Мангуберди.

Цель занятия: Знакомство с портретом Джалолитдина Мангуберды - великим защитником нашей Родины. Напомнить детям, что 14 января - День Защитника Нашей Родины. Воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: Портрет Д.Мангуберди; бумага, карандаши для рисования.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сегодня 14 января - День необычный, кто помнит, что эта за дата? (дети отвечают, что 14 января - День Защитника Отечества). Все сегодня поздравляют отцов, дедушке и братьев с праздником, потому, что все они защитники Родины. И наших мальчиков надо тоже

поздравить, ведь они тоже будущие воины, будущие наши защитники. Ребята, в древние времена на нашу Родину нападали много врагов и все они хотели завоевать нашу Родину, но были великие и храбрые сыновья нашей Родины, которые спасли свой народ сёла, города. Про одного из них

мы сегодня поговорим. Вот , смотрите, на этом портрете изображен храбрый отважный сын

Хорезма ДЖАЛЛОЛИТДИН МАНГУБЕРДИ.

Очень давно в Хорезме жил царь. Он был отцом Джалолитдина. Страна была красивой .богатой и многие враги хотели завоевать её. Однажды напали на страну враги, началась война. Ребята, война - это очень плохо, потому, что на войне убивают, разрушают дома, люди остаются без дома.

Враги хотели захватить нашу страну и Джалолитдин Мангуберди собрал своих друзей и вместе с ними начал противостоять против врагов. Враги испугались и наш народ победил врагов своей отвагой, мужеством и храбростью. За храбрость и отвагу народ помнит своего сына. Дети , вы должны любить своего предка, любить свою Родину. Очень хочется, что бы когда вы выросли на земле не было войн, а вы могли учиться и работать в мирное время.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свой дом, свою улицу , своих друзей с которыми вы проводите свое время.

Работы анализируются.

Контрольные вопросы:

- Кто изображен на портрете?

- Кто был его отцом?

- В каком городе он жил?

- Как Мангуберди сражался против врага?

- За что мы помним его до сих пор?


8-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа на тему «Витамины».

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о рациональном питании.

- Закрепить соблюдение детьми правил питания