Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключительная часть:
Дети, что нового вы сегодня узнали на занятии? Что было для вас особенно трудным? Как вы справились с трудностями? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»? А еще, ребята, хотелось бы узнать какие необычные истории, связанные с телефоном, произошли с вашими близкими. Расспросите их об этом и расскажите на следующем занятии. (на экране вновь начинается репортаж) Видеозапись: Корреспондент: Уважаемые телезрители! Мы благодарим детей детского сада № 6 за участие в конкурсе необычных телефонов и ждем у нас, в музее. (в группу входит секретарь) Секретарь: Вам просили передать (передает конверт) Воспитатель читает: Детям детского сада № 6 из краевого музея (вскрывает конверт, вынимает билеты в музей, раздает их детям) Спасибо всем за работу на занятии.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Мои права и обязанности».
Цели: показать детям единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с понятием «обязанности».
Словарная работа: обязанность — то, что безусловно должно быть выполнено кем-либо.
Воспитатель обращается к личному опыту детей.
♦ Какие обязанности есть у вас дома? В детском саду?
Обсуждение проблемных ситуаций.
1. Вошли в троллейбус мама и мальчик лет шести. Мама усадила мальчика на свободное сиденье, а сама встала рядом. На следующей остановке в троллейбус с трудом вошла старушка с палочкой и тоже встала радом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу.
♦ Правильно ли поступил мальчик?
♦ В чем он не прав?
♦ Как бы ты поступил на его месте? (Мальчик поступил неправильно дважды.)
2.
— Мам, — кричит Маринка, —
Где моя косынка?
— Мам, — кричит Маринка, —
Где моя резинка?
— Мам, на праздничный берет
Сделан бантик или нет?
Брат за пышную косичку
Повернул к себе сестричку: —
Больно спросы велики,
А у мамы две руки.
♦
Правильно ли ведет себя Маринка?
♦ В чем она не права?
♦ Как бы поступили вы?
♦ Вспомните правила: «все, что можешь, делай сам», «каждой вещи свое место».
«Рубль»
Одна девочка покупала в булочной хлеб и обронила рубль. Она хотела поднять деньги, но рыжеволосый паренек, стоявший рядом, опередил ее. Только он нагнулся, девочка как закричит:
— Не смей брать! Это мои деньги! Да так закричала, что все обернулись.
— Конечно, твои! — сказал мальчик, протягивая ей деньги. Девочка выхватила рубль из руки мальчика и, дергая остреньким носиком, опять закричала:
— Ты хотел прикарманить деньги, воришка!
— Что ты, девочка! — он никак не ожидал такого упрека и покраснел от обиды.
— А почему покраснел? — не унималась остроносая. — Что, стыдно стало? Стыдно?
Рядом с ребятами стоял рабочий в синей спецовке. Очевидно, он понял чувства несправедливо обиженного мальчугана и, дружелюбно похлопав его по плечу, похвалил громко, чтобы все слышали:
— Гляжу я на тебя: молодчина! Дважды хорошо сделал! Поднял девочке деньги — это раз. Покраснел за нее — это два. И мне почему-то стыдно.
Остроносая услыхала эти слова и тоже покраснела. Наверное, и она поняла, кому действительно должно быть стыдно.
♦ Отчего покраснела девочка?
♦ Какое право другого она нарушила? (Не оскорблять, не унижать другого человека.)
Обсуждение пословиц и поговорок
Слово не воробей — вылетит, не поймаешь. Прежде чем что-то сделать, подумай. Слово может ранить.
Воспитатель (подводит итог). У каждого человека есть права и обязанности. Всегда помни такое правило: твои права кончаются там, где начинаются права другого.
Упражнение «Волшебная мойка»
Цель: продолжить развивать эмоциональную сферу.
Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один ребенок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку») до другого. Остальные дети (если это допустимо в условиях местной культуры) дружески похлопывают его (ее) по спине или пожимают ему (ей) руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате из «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек, который присоединяется к остальным детям в ряду. Затем эта процедура повторяется с другим ребенком.
Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.
Беседа «Я и они».
Цель: способствовать воспитанию правовой культуры.
Дети заканчивают начатые воспитателем фразы.
Больше всего в друзьях мне нравится ...
Сотрудничество и помощь другим важны, потому что...
Если бы я мог научить всех в мире одной вещи, то это было бы ...
Я отличаюсь от других, потому что ...
Я — как и все другие, потому что ...
4-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Праздник Защитников Родины».
Задачи: Обогащение и активизация словаря; закрепление употребления существительных в предложном падеже в составе простого предложения; формирование навыков диалогической речи; развитие общей моторики; воспитание патриотических чувств.
Оборудование: картинки с изображением солдата, самолета, танка, корабля, собаки; картинки с изображением солдат разных войск.
I. Оргмомент
Детям показывается картинка с изображением солдата.
Педагог. Кто это?
Дети. Это солдат.
Педагог. Правильно, это солдат. Солдаты служат в армии. Они защищают нашу Родину, Узбекистан.
II. Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки
Педагог. Какой скоро праздник?
Дети. 14 января - День защитника Отечества.
Педагог. Кого вы будете поздравлять с этим праздником?
Дети. Пап, дедушек.
Педагог. Почему вы будете поздравлять пап и дедушек с этим праздником?
Д е т и. Они были солдатами.
Педагог. Правильно, ваши папы и дедушки служили в армии, они защищали Родину.
Детям последовательно показываются картинки с изображением солдат разных войск (пограничника, моряка, летчика, танкиста).
Педагог. Кто это?
Д е ти. Это летчик.
Педагог. Что делает летчик?
Дети. Летчик летает на самолете.
Педагог. Правильно, летчик на самолете защищает нашу страну в воздухе.
Аналогично рассматриваются остальные картинки. При рассматривании картинки с изображением пограничника обращается внимание на то, что им помогают охранять границу собаки. В случаях затруднений педагог сам предлагает ответ на вопрос.
III. Подвижная игра «Мы солдаты».
Дети становятся в круг. У педагога в руках предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, танкиста. Когда педагог показывает детям одну из картинок, дети должны имитировать соответствующее движение (летчик — руки в стороны, дети двигаются по комнате; моряк — дети на месте выполняют плавные движения руками перед собой; пограничник — шагают на месте; танкист — движения руками, имитирующие повороты руля, дети двигаются по комнате).
IV. Дидактическая игра «Кем ты будешь?».
Дети разделяются на пары. Каждому мальчику раздать картинки с изображением самолета, танка, корабля, собаки. Девочки поочередно задают мальчикам вопрос: «Кем ты будешь?». Мальчики должны ответить предложением, например: «Я буду моряком».
V. Итог.
Педагог. Кто защищает нашу Родину? Оценивается работа каждого ребенка.
5-ЗАНЯТИЕ
Тема: Наблюдение за работой плотника.
Цель:Знакомство с профессией плотника.
Программное содержание: уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать детям представление о том, что деревья служат материалом для изготовления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня, ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди, из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол, все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше спиливалось живых деревьев на древесину.
Материал: небольшого размера кусочки дерева (брусы, спилы и др.) по числу детей; небольшая доска; инструменты: молоток, пила, ручная дрель, гвозди, рубанок, кукла Красная Шапочка, камень.
Занятие начинается на улице, продолжается в группе. Из взрослых в нем участвует еще и тот, кто может продемонстрировать работу с деревом и починить какой-нибудь сломанный деревянный предмет.
Ход занятия
1-я часть (на участке детского сада). Появляется Красная Шапочка. Воспитатель здоровается с ней, затем сообщает, что сегодня состоится интересный разговор про деревья, которые растут на участке. Вместе с детьми, идя от одного дерева к другому, называет их, осматривает ствол, веточки, почки. Напоминает, что в земле у деревьев есть корни. Воспитатель просит детей потрогать и погладить ствол, обращает их внимание на то, что он толстый. «А в лесу, по которому я хожу к бабушке, деревья еще толще»,— говорит Красная Шапочка. Воспитатель рассказывает, что из стволов деревьев делают древесину, которая идет на изготовление разных деревянных предметов.
2-я часть (в группе). Воспитатель знакомит детей с плотником, который чинит в детском саду мебель. У плотника ящик с деревяшками и инструменты. Воспитатель и плотник раздают детям по кусочку дерева. «А мне?» — спрашивает кукла. Воспитатель сажает ее рядом с детьми и дает ей кусок дерева. В дальнейшем не забывает включать ее в диалог. Педагог предлагает детям рассмотреть кусочки дерева — древесину, полученную из стволов деревьев. Отмечается сначала цвет дерева, разные его оттенки — от бледно-желтого до светло-коричневого, прожилки и рисунок. Воспитатель просит детей погладить деревяшки, определить, твердые ли они, взвесить на руке. Отмечаются легкость, твердость, приятные, теплые ощущения. Затем воспитатель просит всех понюхать деревяшки, говорит, что особенно хорошо пахнут свежеспиленные сосновые и еловые брусочки. Демонстрирует камень, просит одного из детей взять в руки одновременно камень и брусок и сравнить их по твердости, весу. Уточняет, что дерево хотя и твердое, но не такое, как камень, в который невозможно забить гвоздь. Просит плотника показать, как легко забивается гвоздь в дерево и как гвоздь гнется, когда его забивают в камень. Объясняет, что дерево — прекрасный материал для изготовления всяких предметов, его можно пилить, строгать, сверлить, т. е. обрабатывать разными инструментами.