Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
Глава 2. Основные функции менеджмента
2.1. Планирование как функция менеджмента
2.2. Организация работы как функция менеджмента
2.3. Мотивация как функция менеджмента
2.4. Контроль как функция менеджмента
2.5. Стимулирование как функция менеджмента
Следует учесть, что влияние различных методов стимулирования и мотивации зависит от сложившегося уровня жизни в обществе, степени удовлетворения материальных и духовных потребностей работников. Относительно высокий уровень жизни располагает людей к мотивам, т. е. вступают в силу нравственно-психологические факторы. Можно рассматривать как особую закономерность (или тенденцию) все возрастающее значение моральных стимулов, т. е. мотивов, по мере роста благосостояния работников. И наоборот, бедность, низкий уровень жизни способствуют стремлениям к заработной плате. В России, где большинство населения живет в бедности (или около уровня бедности), первостепенное значение имеет система оплаты труда. Но склонность к мотивам, в разной степени, имеют все категории работников.
Самое важное в управленческой деятельности в области стимулирования - поставить каждому подчиненному такие цели, достижение которых становится гарантированным условием получения обещанных благ и возможно только при определенном количестве и качестве его труда. Важно понимать, что стимулирование — это воздействие не только на личность работника, но и на внешние обстоятельства его трудовой деятельности с помощью установления условий и механизма распределения благ (стимулов), так как работника побуждает к активности именно заинтересованность в получении тех или иных благ.
В развитых странах велика роль профсоюзов. По численности их состава Россия находится на передовых позициях, но по активности, реальному участию в решении злободневных вопросов трудящихся российские профсоюзы слабы. Следует заметить, что организации трудящихся не вмешивается в решение производственно-хозяйственных вопросов; советы работников располагают лишь правом быть проинформированными, принять участие в обсуждении.[32]
Весьма существенно и то положение, которое обязывает определенное количество мест в правлении фирмы, акционерного общества и часть рабочего дня для общественных дел предоставлять представителям совета работников. Особенно положительно оценивается работниками предоставление части рабочего.
Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности.
К нетрадиционным способам мотивации, которые подойдут для большинства организаций, независимо от сферы деятельности, относятся: корпоративная культура - выезды на природу, санаторно-курортное лечение, социальная поддержка, меры моральной признательности - комплименты, упоминания в СМИ и др.[33]
Эти стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного выполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов моральные являются внутренними стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека.
Гуманизация отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как объекта менеджмента.
Гуманизация касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия как одной из сторон социальной деятельности человека. С помощью функции гуманизации формируется и развивается культура фирмы, культура управления.
Корпоративность — новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, её социально-психологического климата.
Таким образом стимулирование, как основная функция менеджмента, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия.
Глава 3. Специальные функции менеджмента
Специальные функции управления связаны с осуществлением функции организации. Они доминируют в деятельности определенных организаций. Так, миссия промышленного предприятия — выпуск определенной промышленной продукции.[34]
Функции управления постоянно развиваются, наполняясь новым содержанием, в частности, в условиях формирования рынка, научно-технического прогресса появляются новые функции, такие как маркетинг, управление инновационной деятельностью и др.
Маркетинг как частная функция фирмы помогает расширять поле деятельности и улучшать экономические показатели, создавать новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.
Маркетинг требует обоснованного выбора целей и стратегии функционирования и развития предприятия (фирмы), обеспечивающих наиболее эффективное сочетание различных товарных групп в рамках ассортимента производимой и реализуемой продукции.
Маркетинг базируется на комплексном подходе к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия (фирмы).
Маркетинговая деятельность включает наиболее полный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, принятие обоснованных решений на основе многовариантных расчетов, изыскание наиболее выгодных каналов сбыта и его стимулирование.
Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара (услуг) и рентабельности, составление программ по продуктам, определение конечных результатов хозяйственной деятельности фирмы — валового дохода, чистой прибыли, издержек обращения, оплаты труда, уплаты налогов и процентов за кредит.
Инновация как частная функция управления включает разработку новых товаров и услуг. Инновации - это прежде всего новые достижения в области технологии и управления предприятиями.
Специальной функцией промышленного предприятия является производство. Миссия розничной торговой фирмы - реализация населению определенного ассортимента потребительских товаров. Поэтому специальной функцией розничной торговой фирмы будет коммерческая.
Некоторые частные функции управления на предприятии (в организации) обеспечивают материально-техническое снабжение, хозяйственное и инженерно-техническое обслуживание предприятий (организаций).
Например, в торговой отрасли следует отметить, что при главной цели управления торговлей как отраслью - удовлетворение спроса населения на товары народного потребления (общая цель управления торговлей) обычно выделяются основные (торгово-операционные), регулирующие и вспомогательные функции.
Торгово-операционные функции управления обеспечивают достижение главной цели торговли и реализацию миссии каждого торгового предприятия путем организации товародвижения, управления товарными запасами, изучения спроса, организации торгового обслуживания и т.д.
Регулирующие функции связаны с планированием торгово-технологического процесса и контролем.
Вспомогательные функции заключаются в организации материально-технического обеспечения и хозяйственного обслуживания всех подразделений системы управления. Это обеспечение предприятий торговли оборудованием, инвентарем, транспортом, ремонт помещений и др.
Функции управления служат основой для формирования организационных структур управления и позволяют рационально организовать весь процесс управления путем рационального разделения и кооперации управленческого труда.
Совокупность всех этих функций лежит в основе формирования организационной структуры аппарата управления. Не орган управления порождает ту или иную функцию управления, а четкая постановка целей управления, выделение и обособление функций предшествуют формированию органа управления.
Объем работы по выполнению функций управления предприятием зависит от численности производственного персонала, номенклатуры выпускаемой продукции, объема и характера производственных фондов, типа производства, количества рабочих мест, поставщиков и потребителей, обособленных производственных подразделений, технологических операций и других факторов.
Таким образом, специальные функции необходимы для осуществления процесса менеджмента. Специальные и общие функции в менеджменте взаимодополняют друг друга, способствуют достижению большей координации между секторами предприятия.
Заключение
В заключении своей работы необходимо сделать выводы по проведенному исследованию.
Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предмет которой составляют социальные отношения в процессе управления. Менеджмент рассматривается как управление производством. Для этого необходимо иметь ряд способностей, которые развиваются в процессе обучения и практики.
Планирование как функция менеджмента базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.
Организация как функция в менеджменте играет роль в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями в фирме, координирует их. Также она данная функция охватывает исполнительную и оперативную деятельность в целом.
Мотивация в качестве функции менеджмента даёт возможность направить и ориентировать работника на путь достижения личностных целей и целей фирмы. Мотивация основана на множестве теорий, которые разделены на содержательные и процессуальные теории.
Контроль как функция менеджмента выступает в качестве одного из главных методов политики и принятия решений в фирме. Контроль выявляет и устраняет отклонения от установленных норм и требований. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решением.
Стимулирование, как основная функция менеджмента, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия.
Специальные функции необходимы для осуществления процесса менеджмента. Специальные и общие функции в менеджменте взаимодополняют друг друга, способствуют достижению большей координации между секторами предприятия. Выполнение любой конкретной функции управления предполагает выполнение всех общих функций менеджмента.
Список использованных источников
Книги
Афонасова М.А.. Менеджмент / М.А. Афонасова. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2015. - 251 с.
Бадеева Е.А. Планирование в рамках процессного подхода. / Е.А. Бадеева. - М: Академия естествознания, 2012. - 257 с.
Бородушко И.В. Основы менеджмента. / И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича; Н.Д. Эриашвили - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 271 с.
Бирман Л.А. Общий менеджмент. Учебное пособие / Л.А. Бирман. - М.: Издательский дом «Дело», 2017. - 544 с.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 230 с.
Грибов В.Д.. Менеджмент / В.Д. Грибов. - М.: КНОРУС., 2016. - 280 с.
Ильенкова, С. Д. Основы менеджмента / С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 240 c.
Ключников, А. В. Основы менеджмента / А. В. Ключников. - М. : Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2013. - 172 c.
Кравченко В.А. Менеджмент. / В.А. Кравченко - Одесса: Одесса ОНЕУ, 2013. - 215 с.
Лукашевич В. В. Основы управления персоналом / В. В. Лукашевич. - М.: КноРус , 2015. - 285 с.
Лукашевич В.В. Менеджмент. / В.В. Лукашевич, Н.И. Астахова - М: 2014 - 268 с.
Макрусев В.В. Основы менеджмента / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, Е. О. Любкина. - М: Российская таможенная академия, 2017. - 104 c.
Попович, А. М. Основы менеджмента: учебное пособие / А. М. Попович, И. П. Попович, С. А. Люфт. - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. — 508 c.
Пустоветова, И. К.. Менеджмент / И.К. Пустоветова. – Омск: Изд-во ОмГТУ. - 2017. - 92 с.
Рульев В.А. Менеджмент. / В.А. Рульев, С.О. Гуткевич - К.: Центр учебной литературы, 2011. - 312 с.
Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов.- М.: Дело. - 2018.- 272 с.
Научные статьи
Артюхова И.В., Гаврилова Л.О. Методы организационного стимулирования труда персонала // Инновационная наука. - 2015. - № 7. - С. 76-78.
Васильев В.Л., Ахметшин Э.М. Контроль как инструмент менеджмента и институт экономической безопасности // Вестник евразийской науки. - 2017. - № 4. - С. 29.