Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одной из центральных проблем курса «теория менеджмента» является изучение темы исследования, посвященного «основным функциям в системе менеджмента». Текущий вопрос является актуальным, поскольку в современной рыночной системе всё больше физическая и умственная деятельность требуют координации в действиях. В связи с этим зародилось такое явление как менеджмент. Деятельность управленца направлена на поиск эффективных способов поднятия прибыли и сокращения издержек в производстве. Менеджер выполняет множество экономически важных для предприятия функций. От качества выполнения данных функций зависит весь организационно-трудовой процесс предприятия.

Целью данного исследования являются раскрытие основных функций менеджмента и их роль в современной рыночной системе.

Для достижения цели исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

− изучены теоритические основы менеджмента;

− выявлены основные функции менеджмента и их применение на практике;

− рассмотрены специальные функции менеджмента.

Структура и объем курсовой работы основаны на последовательном изложении материала в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы менеджмента

В последнее время меняются взгляды на управление. Чаще всего к факторам, определяющие эти изменения, относят научно-технический прогресс и концентрацию научного и производственного потенциала.

В этой связи возникает ряд задач, связанных с управлением ор­ганизацией научных исследований и обеспечением ускоренного внедрения достижений науки и техники в производство, и эти зада­чи необходимо решать на всех уровнях управления.

Менеджмент все чаще рассматривается как искус­ство управления людьми, а люди, обладающие знаниями и высокой квалификацией, — как главный источник прибыли.[1]

В соответствии с новой парадигмой менялись и требования к управлению: своевременная реакция на изменения во внутренней и внешней окружающей среде организации, лояльность и доверие к персоналу, создание в каждой фирме атмосферы новаторства, раз­витие коммуникационных сетей, пронизывающих организацию по горизонтали и по вертикали, повышение качества личной работы и ее постоянное совершенствование на основе обучения.[2]


Управление, как известно, представляет собой осознанную це­ленаправленную деятельность людей, с помощью которой они упо­рядочивают и подчиняют себе окружающий мир.[3]

Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предмет которой составляют социальные отношения в процессе управления.

Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, которая заключается в целенаправленной концен­трации усилий людей для получения заранее определенного экономичес­кого результата.[4]

У менеджмента как науки существуют предмет и метод. Сегодня в организациях все большего значения приобретает деятельность управленцев – менеджеров. Именно эти категории работников содействуют утверждению предприятия на рынке, успеха в конкурентной борьбе, воплощению новых идей и результативных стратегий. Менеджер, который владеет широкими знаниями в сфере современной экономики, основами информационных и компьютерных технологий, техникой делового общения с отечественными и зарубежными партнерами, может обеспечить успех организации, ее инновационное развитие, благоприятное инвестиционный климат.[5]

Менеджмент – вид деятельности, направленный на работников организации с целью координации их действий для достижения поставленных перед организацией целей.

Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и закономерностей жизнедеятельности, организационные, управленческие и межличностные отношения между работающими в процессе производства.[6] Предметом науки о менеджменте есть: теоретические принципы управленческой деятельности (законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели и т.п.); практика управления организациями (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т.п.); проектирование систем менеджмента (формирование взаимосвязанных и взаимодействующих управленческих рычагов, которые обеспечивают управленческое влияние управляющей системы организации на управляемую).

Объект менеджмента (объект управления) – процесс управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, корпораций, хозяйственных обществ, объединений и других организаций. Организация составляется из подразделов, каждый с которых имеет свою сферу деятельности и следовательно, нуждается в применении специфических приемов и методов влияния на него. Такие подразделы выступают также объектами управления, но к ним чаще применяют термин «управляемая система».


Исследование процесса менеджмента и его этапов дают возможность последовательно ознакомиться со всеми управленческими категориями, оказать взаимосвязи между ними, понять характер и особенности осуществления управленческого влияния. Это содействует формированию у будущих экономистов и менеджеров управленческого мышления, руководящих привычек, способности к принятию управленческих решений.

Для поддержания компетентности работников в стремительно изменяющихся условиях современного рынка, от сотрудников организации требуется постоянно быть «на уровне», совершенствоваться и улучшать свои профессиональные качества. 

Осуществляет функции управления субъект менеджмента, которым может быть один человек или группа людей. Субъектом менеджмента (субъектом управления) есть работники управляющей и управляемой систем организации, их профессиональный и квалификационный уровень, степень выполнения ими полномочий, объемы ответственности, а также взаимосвязи в системе менеджментаОт субъекта управления след отличать субъект управленческой деятельности, которым может быть только физический лицо, индивид. Именно через субъектов управленческой деятельности, которые могут принадлежать как к субъектам, так и к объектам управления, реализуются управленческие отношения. Субъект управленческой деятельности – лицо, которое реализует управленческие отношения.

Таким образом, менеджмент рассматривается как управление производством. Для этого необходимо иметь ряд способностей, которые развиваются в процессе обучения и практики.

Глава 2. Основные функции менеджмента

2.1. Планирование как функция менеджмента

Планирование представляет собой изначальную и важную, общую (универсальную) функцию в работе менеджеров организации независимо от иерархического уровня и специфики работы. Начальным этапом деятельности любой фирмы является процесс планирования.

В экономической литературе существует большое количество подходов к пониманию природы планирования. Вот несколько распространенных определений планирования:

 − планирование можно рассматривать как процесс принятия решений, связанных с будущим состоянием системы (бизнеса). Он включает в себя постановку целей, подготовку необходимых мероприятий для их достижения в рамках создаваемого экономического потенциала предприятия;


 − планирование - это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач;

− планирование - процесс, включающий в себя определение конечных и промежуточных целей; задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов их решения; требуемых ресурсов, их источников и способа их распределения.[7]

Обобщая приведенные определения, можно сделать вывод, что большинство авторов как необходимые элементы планирования выделяют определение целей организации и путей их достижения.

Планирование тесно связано с прогнозированием. Планирование (прогнозирование) в широком смысле заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.[8]

Планирование в узком смысле это определение целей, поиск возможных вариантов развития.

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение определенных этапов:

− Постановка целей и задач;

− Составление программы действий;

− Выявление необходимых ресурсов и их источников;

− Доведение планов до их непосредственных исполнителей.

В современных условиях можно выделить следующие принципы планирования.

− единства. Поскольку организация — это целостная система, то составные ее части должны развиваться в едином направлении. Иными словами, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации;

 − участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативным;

непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо, так как внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений;

гибкости. Заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;

точности. Означает, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна.[9]


Функция планирования реализуется при составлении и утверждении плана. План - это документ, включающий комплекс показателей-заданий, сбалансированных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям, ответственным за обеспечение системы финансовоинвестиционных, производственно-коммерческих, организационно-хозяйственных и других мер (действий), направленных на достижение целей и задач организации (отрасли, национальной экономики).[10]

Говоря о классификации планов, можно отметить, что в зависимости от критерия специалисты выделяют различные формы и виды планирования деятельности предприятий. Ниже приведены некоторые из них.

Виды планирования различаются по ряду признаков:

− в зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планирования: текущие — охватывающие отрезок времени от месяца до одного года работы предприятия; среднесрочные − осуществляются на срок до пяти лет; перспективные — на срок более пяти лет;

− по степени охвата сфер деятельности выделяют общефирменные планы, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия; частные планы, т.е. планирование определенных сфер деятельности;

− по объектам функционирования (в зависимости от содержания хозяйственной деятельности): планы производства; сбыта; НИОКР; материально-технического снабжения; финансовые; планирование кадров;

− в зависимости от регулярности планирования различают: эпизодическое (нерегулярные, от случая, к случаю); периодическое (регулярно повторяющееся, текущее или стандартное). Периодическое планирование в зависимости от последовательности временных периодов может быть: скользящим (с перекрывающим один другой периодами); последовательным;

− с точки зрения организационной структуры предприятия выделяют следующие виды: общее планирование деятельности фирмы; планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов; отдельных подразделений;

− по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности планирование бывает стратегическим, тактическим, оперативным.[11]

Планирование делится на стратегическую и тактическую.

Выявив сильные и слабые стороны, руководство может определить функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.[12]